Рыночная экономика, основанная
на частной собственности, не может функционировать
без необходимой законодательной базы.
Должна быть обеспечена неприкосновенность
частной собственности, гарантированы
соблюдение заключенных частных контрактов
и защита граждан от произвола бюрократии.
Поэтому важнейшей функцией государства
является создание правовой основы функционирования
и развития экономической системы. Это
реализуется через законодательство о
собственности, налогах, предпринимательстве,
внешнеэкономической деятельности, антимонопольные
законы и др. Государство должно создать
такой экономический “фон”, который обеспечил
бы благоприятные условия для субъектов
рыночной экономики.
Одна из главных функций государства
- активизация, интенсификация, прежде
всего инвестиционной, инновационной
и предпринимательской деятельности,
при обеспечении стабильности национальной
валюты. Это достигается мерами финансовой,
денежной и кредитной политики. [7]
Наряду с минимальной (обязательной
всегда) границей существует и максимальная
(максимально допустимая) граница вмешательства
государства в экономику и ее регулирование.
Сюда относятся следующие функции, выполняемые
государством:
- мобилизация ресурсов
в экстремальных условиях;
- ориентация экономики
на перспективу, на долговременный
экономический рост;
- обеспечение перспективных
структурных преобразований в
производстве;
- проведение региональной
политики;
- решение социальных проблем,
не решаемых в должной мере
рынком;
- реализация национальных
интересов в мировой экономике.
Остановится и здесь несколько
подробнее на некоторых из них (с учетом
того, что этим проблемам также будут посвящены
отдельные главы учебного пособия).
1. Чистая рыночная экономика
недостаточно успешно работает
в экстремальных условиях. Примером
может служить кризис 1929—1933 гг.,
который страны Европы и, особенно
США, преодолели, опираясь на государственное
регулирование.
Об этом же свидетельствует
и опыт СССР, показавший достоинства централизованного
регулирования, например, при перестройке
экономики после начала Великой Отечественной
войны 1941—1945 гг.
2. Рынок не всегда достаточно
ориентирован на перспективу. Этот
недостаток особенно явственно
проявляется, когда экономический
рост тесно связан с фундаментальными
научными исследованиями, с крупными
инвестициями и в то же время
с неопределенностью в отношении
прибыли.
Рынок в этом случае нужно корректировать
с помощью национальных и региональных
программ развития.
В качестве примера можно привести
опыт реализации в ряде стран программ
по компьютеризации экономики, создание
атомной (ядерной) энергетики в ряде стран
Западной Европы и в СССР.
Рыночная экономика, дополненная
государственным стимулированием, продемонстрировала
эффективность на несколько порядков
выше, чем огосударствленная экономика.
3. Государственное регулирование
должно обеспечивать глубокие
структурные преобразования производства
на базе широкомасштабных инвестиций.
Рыночный механизм может оказаться
недостаточно эффективным, когда необходимо
осуществить крупные инвестиционные проекты
с длительным сроком окупаемости. Речь
идет об инвестициях в основной капитал
с особо медленным оборотом, вложениях
в экономическую и социальную инфраструктуру,
в новейшие отрасли, которые нацелены
на выпуск продукции с неясными перспективами
спроса. Такая ситуация, как уже упоминалось,
наблюдалась, например, в первые годы создания
атомной энергетики в Англии, Франции,
США, СССР. Структурная политика в современных
государствах должна включать меры, направленные
на формирование высокоэффективной и
социально ориентированной рыночной экономики.
В целом структурная политика направлена
на обеспечение экономической стабильности
общества.
4. Государственное регулирование
способствует успешному решению
региональных проблем, возникающих
не только в силу особых
рыночных ситуаций, но и под
влиянием исторических, национальных,
демографических и прочих не
чисто рыночных факторов.
5. Государственное регулирование
призвано дополнить, а если нужно,
то и "подправить" рынок при
решении ряда социальных проблем:
а) Занятость и безработица.
Для рыночной экономики, особенно
при происходящих в ней структурных изменениях,
характерно постоянное высвобождение
рабочей силы и образование безработицы.
Последняя может быть текучей (технологическая
или структурная безработица) с относительно
небольшим сроком поиска новой работы,
но может становиться и длительной (застойной),
особенно для малоквалифицированных работников,
людей предпенсионного возраста, женщин,
молодежи.
Полностью избежать вынужденной
безработицы в рыночной экономике вряд
ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность
— обязанность государства. В командной
экономике появляется искусственное неравновесие
на рынке труда в пользу предложения, когда
спрос превышает предложение. Это снижает
стимулы к труду и эффективность производства.
Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию
к возникновению неравновесия в пользу
спроса, когда предложение превышает спрос.
Для достижения равновесия требуется
вмешательство государства.
Задача государства состоит
не столько в материальной поддержке не
имеющих работу, сколько в организации
поиска рабочего места, создании новых
рабочих мест, организации общественных
работ, переподготовке рабочей силы. Этими
и другими мерами государство осуществляет
политику полной занятости.
б) Инфляция.
В рыночной экономике возникает
инфляционный рост цен. Помимо экономических
действий, сдерживающих инфляцию, государство
должно проводить социальную политику,
направленную на ограничение последствий
инфляции. Это может быть и денежная политика,
и прямая материальная помощь особо малоимущим.
Инфляция и безработица часто
движутся в противоположных направлениях.
Задача государственной политики — найти
их оптимальное сочетание, наименее болезненное
для общества.
в) Поддержка малоимущих.
В любом обществе, в том числе
и с рыночной экономикой, есть граждане,
которые не являются собственниками факторов
производства, не участвуют в производстве
товаров и услуг, не извлекают, поэтому
доходов от предпринимательской или иной
общественной деятельности. На рынке они
выступают только в качестве потребителей.
Это — дети, старики, инвалиды.
Рыночный механизм распределения
дает этим членам общества два источника
существования: прошлые накопления (сбережения)
и благотворительные фонды. Эти источники
("прошлый" рынок и текущая благотворительность)
не обеспечивают необходимый стандарт
благосостояния, достойное существование.
Государство должно взять на себя обеспечение
жизненного уровня этих слоев населения.
г) Перераспределение доходов.
Рыночный вариант распределения
доходов признает только один критерий
— доход как итог участия в качестве субъекта
на рынке товаров, капиталов и рабочей
силы. Этот критерий резко дифференцирует
доходы.
Государство, разумеется, не
должно быть добрым дядей, поддерживающим
"на плаву" банкротов. Но оно должно
сглаживать полюсы в распределении доходов
(прогрессивным налогообложением, субсидиями
малоимущим и т.д.).
Распределение доходов, справедливое
с точки зрения рынка, далеко не всегда
справедливо с позиций общечеловеческой
морали. И государство, будучи в определенной
мере выразителем общечеловеческого интереса,
осуществляет в большинстве стран мира
политику доходов, которая сдерживает
в некоторой мере рыночную поляризацию
доходов, ослабляет этим в случае необходимости
социальную напряженность и поддерживает
общественное признание целесообразности
рыночных отношений.
6. Реализация национальных
интересов в мировой экономике.
Это подразумевает проведение
соответствующей внешнеэкономической
политики: регулирование экспорта
и импорта, контроль над международной
миграцией капитала и рабочей
силы, управление платежным балансом
и многое другое.
Как мы видим, рамки допустимого
вмешательства государства в рыночную
экономику достаточно широки. В этих рамках
в каждой стране в ее конкретных условиях
должен быть найден наиболее оптимальный
синтез государственного регулирования
и эффективно работающего рыночного механизма.[5]
III. Определение границ
государственного регулирования экономики.
Во всех общественных системах
государство играет весомую роль, выполняя
больший или меньший набор хозяйственных
и социальных функций. Поскольку наиболее
совершенным образом такая деятельность
организована в странах с развитой рыночной
экономикой, проблемы государственного
регулирования экономики рассматриваются
на примере этой группы государств. Государственное
регулирование экономики (госрегулирование)
— процесс воздействия государства на
хозяйственную жизнь общества и связанные
с ней социальные процессы, в ходе которого
реализуется экономическая и социальная
политика государства, основанная на определенной
доктрине (концепции). При этом для достижения
поставленных целей используется определенный
набор средств (инструментов). Теория экономической
политики объясняет необходимость государственного
регулирования экономики различными проявлениями
несовершенства рынка, предоставленного
самому себе. При этом речь идет, по меньшей
мере, о следующих проявлениях:
1. Несостоятельность конкуренции,
выражающаяся в том, что возникают
монополии, которые, если этому не
противодействует государство, своим
ценообразованием наносят ущерб
благосостоянию общества.
2. Наличие многочисленных
товаров, жизненно необходимых обществу,
которые либо не предлагаются
рынком, либо, если и могли быть
предложены, то в недостаточном
количестве. Таких товаров (главным
образом в форме услуг) много
в сферах образования, здравоохранения,
науки, культуры, обороны и др.
3. Внешние эффекты, типичный
пример которых — загрязнение
окружающей среды, нанесение теми
или иными хозяйствующими субъектами
экологического ущерба обществу,
физическим и юридическим лицам.
4. Неполные рынки, одним
из типичных примеров которых
является рынок страховых услуг,
прежде всего медицинских и
пенсионных.
5. Несовершенство информации,
во многих отношениях представляющей
собой общественный товар, который
в более или менее достаточном
количестве при соответствующем качестве
не может быть произведен без активного
участия государства.
6. Безработица, инфляция, экономическое
неравновесие, особенно резко проявляющееся
в периоды кризисов и депрессий.
7. Излишне неравномерное
распределение доходов, которое, если
государство не принимает мер
для «социальной компенсации»
малоимущим и обездоленным слоям
населения, ставит под угрозу
общественную стабильность.
8. Наличие обязательных
товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество
может заставить только государство,
но никак не рынок.
Из указанных и других проявлений
несовершенства рынка вытекает не только
сама по себе необходимость государственного
регулирования, но и экономические функции
государства, которые и реализуются посредством
такого регулирования. [3]
Развитие рыночной экономики во второй
половине XX века выявило четко обозначившуюся
тенденцию расширения масштабов деятельности
государства и усиления его роли в экономике.
При этом общепризнанно, что наибольшая
экономическая эффективность достигается
в условиях действия конкурентного рыночного
механизма. Цель государства в рыночной
экономике не корректировать рыночный
механизм, а создавать условия его свободного
функционирования: конкуренция должна
обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее
воздействие государства – везде, где
необходимо. [6]
Как же определить оптимальные границы
вмешательства государства в экономику?
В демократическом обществе вся политика
основана на принципе власти большинства.
Применительно экономики принцип власти
большинства должен действовать с оговорками,
а, следовательно, возникает необходимость
выработки других критериев, определяющих
масштаб действий государства. Ответ на
вопрос, различается ли модель оптимального
государства для разных обществ, во многом
зависит от того, существуют ли фундаментальные
различия между людьми, принадлежащими
к разным сообществам. Сама человеческая
природа предопределяет сходные варианты
мотивации, а потому и модель оптимального
государства для всех обществ в основном
одинакова. Политика, построенная на противоположной
точке зрения — к примеру, на тезисе о
том, что в бедных странах государство
должно больше вмешиваться в экономику,
поскольку бедные крестьяне слабо реагируют
на стандартные экономические стимулы,
— стала одной из главных причин неспособности
стран третьего мира выбраться из нищеты.
Еще более серьезную ошибку совершили
марксисты, полагавшие, что ликвидация
частной собственности позволит создать
более совершенного «нового человека».
Из последних заблуждений следует упомянуть
концепцию, согласно которой необходимость
усиления государственного регулирования
в бедных странах обосновывается информационными
дефектами их рынков (т.е. недостаточной
образованностью населения). Подобные
рекомендации вызывают недоумение, ведь
в развивающихся странах государственное
регулирование уже намного превышает
уровень, который можно было бы оправдать
необходимостью повышения эффективности
функционирования экономики. [2]