Закон предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Познание рыночного механизма требует уяснения тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др. Цель данной работы – рассмотреть закон предложения: понятие, величину, факторы. Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- охарактеризовать предложение как экономическую категорию;
- проанализировать сущность закона предложения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ..……………6
1.1. Теории и школы предложения ……………………………...……........6
1.2. Маршаллианская функция предложения…..……………………...…12
1.3. Общая характеристика закона предложения……………………...…15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ...…….………………....19
2.1. Анализ факторов изменяющих предложение……………...……...…19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая закон предложения.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Предложение как экономическая категория..……………6

    1.1. Теории и школы предложения ……………………………...……........6

    1.2. Маршаллианская функция предложения…..……………………...…12

    1.3. Общая характеристика закона предложения……………………...…15

2. Исследование закона предложения...…….………………....19

    2.1. Анализ факторов изменяющих предложение……………...……...…19

    2.2. Эластичность предложения ………………………………………......22

Заключение .……………………………………………………………...25

Список использованной литературы…...……………………..27

 

 
Введение

Известно, что любой хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов, а также организационную структуру экономической системы.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Это важнейшие параметры рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления - спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать, в конечном счете, на пользу потребителей.

Неудовлетворенный спрос на модный товар повышает цену спроса, но не удовлетворяет полностью потребность. У товаропроизводителей есть альтернатива: либо расширять производство и снизить цену и таким образом удовлетворить потребность большего числа покупателей; либо держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней не только сверхприбыль (от высоких цен), но и прибыль. Эта опасность побуждает производителя своевременно расширять производство, снижать цену своего товара до полного насыщения рынка. Такой механизм действует при наличии конкурентов.

Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка - это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т. д. При этом соотношение спроса и предложения играет исключительно важную роль, ибо именно оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Колебания прибыли — барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности неизбежно руководствуется интересами прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятия на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется.

Рыночный механизм можно охарактеризовать как механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

Познание рыночного механизма требует уяснения тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.

Цель данной работы – рассмотреть  закон предложения: понятие, величину, факторы.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

- охарактеризовать предложение как экономическую категорию;

- проанализировать сущность закона  предложения.

В процессе написания были изучены и использованы в работе учебные пособия, статьи из периодической печати, в которых отражена данная тема.

Структурно работа состоит из двух разделов, первый из которых раскрывает предложение как экономическую категорию, а второй содержит в себе исследование закона предложения, а так же  основные теоретические и аналитические выводы, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

1. Предложение как экономическая категория

1.1. Теории и школы предложения

О предложении говорили многие экономисты, такие как Вильфредо Парето (1848 -1923), Адам Смит (1723 - 1790), Альфред Маршалл (1842-1924). Этой проблемы касались лозаннская школа (математическая школа), неоклассическая школа. Охарактеризуем кратко эти школы.

Адам Смит (1723 - 1790) - английский экономист, один из основателей классической политической экономии. В 1766 году создал главное произведение своей жизни - «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое является первым в экономической науке полноценным трудом, излагающим общую основу науки - теорию производства и распределения, анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и ряд примеров их применения в экономической политике. Эта работа Смита оказала влияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств. Главная мысль «Исследования о природе и причинах богатства народов» - это действие «невидимой руки»: получаем мы свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса [22, с. 79]. Смит выдвинул доктрину максимального удовлетворения потребностей, согласно которой при определенных общественных условиях частные интересы могут гармонически сочетаться с интересами общества. Он отмечал, что разделение труда повышает производительность труда, ускоряет рост богатства и является важнейшим фактором всей истории человечества. Смит считал неправильным взгляд меркантилистов на деньги как единственное богатство, более того, он объявил целесообразной замену серебра и золота бумажными деньгами. Наряду с этим он видел, что в отличие от металлических денег бумажные деньги должны выпускаться банками в ограниченных количествах. Смит выделял кредитные деньги и признавал, что эмиссия банкнот содействует росту производства. Смит внес значительный вклад в теорию стоимости. Он определял стоимость затраченным на производство товара трудом, и обмен товаров связывал с заключенным в них количеством труда. Смит разграничивал естественную и рыночную цену товара. Под естественной ценой он понимал денежное выражение стоимости, которая «как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров» [22, с. 90], то есть определяемую конкуренцией среднюю цену товаров. Низкий уровень нормы прибыли и процента Смит характеризовал как показатель высокого экономического развития и «здоровья нации», хотя и не смог объяснить процесс тенденции нормы прибыли к понижению. Он впервые ввел термины основного и оборотного капитала и применил категории основного и оборотного капитала ко всему функционирующему капиталу, независимо от того, в какой отрасли он применяется. Особое значение Смит придавал финансовой деятельности государства. Он заложил теоретически основы налоговой политики, подчеркнув, что налоги должны соответствовать «силе и способностям граждан» [22, с. 121].

В 1776 году Адам Смит установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя только ради своей собственной выгоды, в то же время направляются как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положение, согласно которому конкуренция есть благо для общества в целом.

Без сомнения, опыт показывает нам, что конкуренция выгодна покупателям, поскольку она означает более низкие цены или лучшее обслуживание. Например, в 1985 году, когда корпорация «Нортроп» 0предложила военно-воздушным силам США самолет «Тигровая акула», конкурирующий с F-16 фирмы «Дженерал Дайнемикс», последняя снизила цену на F-16 на 30% или на 6 млн. $. Когда Япония согласилась ограничить экспорт своих машин в Соединенные Штаты, ослабляя, таким образом, конкуренцию для производителей США, американские производители подняли цены на свои машины. В течение первых 20 лет, когда авиакомпания «Истен Эрлайнз» производила свои рейсовые полеты между Нью-Йорком и Бостоном, она не предлагала никаких прохладительных напитков и закусок во время полета; Когда в 1986 году «Пан Ам» открыла конкурирующий рейс, «Истен» стала предлагать еду и напитки во время полета [3, с. 45].

Однако какой именно урок можно извлечь из этих примеров, не столь очевидно. В каждом случае потребители выигрывают от конкуренции, но какой-то производитель проигрывает из-за более низких цен. В ряде случаев усиление конкуренции даже ухудшает положение некоторых потребителей. Когда телефонная система АТ&Т прекратила свое существование и в сферу междугородных телефонных услуг пришли конкуренты, ставки на междугородные разговоры упали, но ставки на местные телефонные разговоры повысились. Возросшая конкуренция ухудшила положение тех, кто пользовался в основном услугами местных телефонных линий.

Адам Смит и затем другие экономисты показали, что совершенная конкуренция есть благо для экономики в целом, поскольку она приводит к эффективному распределению ресурсов, т.е. такому, при котором ресурсы не растрачиваются впустую. Центральная гипотеза состоит в том, что хорошо информированные покупатели и продавцы совершают сделки только тогда, когда и те, и другие от этого выигрывают. Таким образом, посредством добровольного обмена реализуется тенденция к использованию ресурсов в таких направлениях, от которых выигрывают все участники.

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист, представитель математической (лозаннской) школы. В работе «Курс политической экономии» (1906) осуществил решающий поворот, определивший будущее развитие теории благосостояния. В ней Парето отверг идею об измеримости и сопоставлении индивидуальных оценок полезности. В результате отказа от понятия совокупной полезности Парето сумел дать краткое описание результатов, которые создаются рыночным равновесием. Это, в свою очередь, привело его к определению социального оптимума с его последующим использованием в качестве критерия для соизмерения общих результатов в экономике. Хотя в своем «Курсе политической экономии» Парето часто высказывается в пользу единственности такого оптимума, он подчеркивал, что в действительности имеется множество оптимумов: их столь же много, сколько имеется различных вариантов рыночного равновесия, основанных на разных способах распределения собственности на ресурсы [11, с. 90].

Математическая школа - одно из основных направлений экономической мысли второй половины XIX века. Математическая школа представлена работами - А. Курно, Г. Госсена, С. Джевонса, Л. Вальраса, В.Парето. Концепции Курно и Госсена, где ощущается сильное влияние идей маржинализма, занимают как бы промежуточное положение между австрийской и математической школами, образуют предысторию последней. Ее принципы получили развернутое выражение в теориях Джевонса, Вальраса и Парето. Основное отличие этой школы от других течений политэкономии находится в области методологии, где господствует математический метод. Он используется как для изложения теоретических воззрений, главным образом, маржиналистического характера, так и для исследования экономический явлений. Экономисты-математики едины в том, что считают экономику системой, способной достигать равновесия, под которым, в конечном счете, понимается равенство спроса и предложения. На хозяйственный процесс они смотрят из сферы обращения, придавая ей решающее значение. Предполагается, что участниками рыночной системы являются совершенно одинаковые рациональные субъекты, добивающиеся максимума благосостояния (полезности). Идеальным хозяйственным механизмом считается свободное честное предпринимательство. Труды экономистов математической школы продвинули вперед экономическую науку, поставив ее на путь количественного анализа явлений хозяйственной жизни. Были заложены основы экономико-математического моделирования, которое с течением времени превратилось в один из ведущих методов политэкономии. Идеи первых экономистов математиков дали жизнь целому ряду прикладных эконометрических моделей, пригодных для изучения соотношений между отдельными сторонами хозяйственного механизма и имеющих немалое практическое значение.

Неоклассическая школа - одно из магистральных направлений экономической мысли ХХ века, возникшее в результате «маржиналистской революции». Наряду с формированием концепции предельной полезности и предельной производительности, в начале века неоклассическая школа представила наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательского хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Особенно крупных успехов ее представители добились в исследовании проблем частичного и общего равновесия, достигаемого благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции. В первой трети ХХ века неоклассическая школа обогатилась новыми положениями и концепциями: существенные сдвиги произошли в области теории стоимости, цен и капитала; сформировались более точные представления о роли денежной системы, ее влиянии на экономическую жизнь; были выдвинуты и развернуты концепции монополистического ценообразования и рынка; инструментарий экономистов расширился благодаря введению в экономическую теорию производственных функций; наконец, появился новый раздел экономической науки - теория благосостояния. В целом усилиями экономистов-неоклассиков уже к концу 1930-х годов микроэкономический анализ в основном приобрел тот вид, который характерен для соответствующих разделов современных курсов рыночной экономики.

Информация о работе Закон предложения