Закон предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Познание рыночного механизма требует уяснения тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др. Цель данной работы – рассмотреть закон предложения: понятие, величину, факторы. Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- охарактеризовать предложение как экономическую категорию;
- проанализировать сущность закона предложения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ..……………6
1.1. Теории и школы предложения ……………………………...……........6
1.2. Маршаллианская функция предложения…..……………………...…12
1.3. Общая характеристика закона предложения……………………...…15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ...…….………………....19
2.1. Анализ факторов изменяющих предложение……………...……...…19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...……………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая закон предложения.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Исследование  закона предложения

       2.1. Анализ факторов изменяющих предложение

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсциссы (Q) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 20 единиц, при цене 4 дол. — 15 единиц, при цене 3 дол. — 10 единиц, при цене 2 дол. — 5 единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).

                                            Рис.1. Кривая предложения

 

        Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Антуан Огюстен Курно описал математически в виде формулы:

S = f(P),

где S — предложение; Р — цена; f — функция.

Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

Предложение является функцией всех факторов, определяющих его изменение:

                                     

где Рr — цены ресурсов; К— характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N— количество продавцов; В— прочие факторы.

Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене P1-Q2 > Q1, а при цене P2-Q3 > Q2 (рис. 2).

 

                      Рис.2. Кривая изменения предложения

 

Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение S2S2. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара (Q4).

В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 3, а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства в соответствии со спросом (рис. 3, б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. 3, в) [23, с. 30].

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Взаимосвязь изменений спроса, цен и предложения

 

2.2. Эластичность предложения

«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате; 1%-ного изменения другой.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

                              

где ЕSP– коэффициент эластичности предложения, S – предложение, P – цена.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов эластичности предложения (см. рис.4)

Полностью                Относительно               Относительно               Жесткое  Эластичное

эластичное                 неэластичное                эластичное                 предложение                  предложение

предложение             предложение                предложение

 

Рис. 4. Пять вариантов эластичности предложения

 

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору" является совершенно неэластичной, так как имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена.

Эластичность предложения обычно больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.

Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения [12, с. 123] .

Таким образом, измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, предложение — это номенклатура продукции, представленная на рынке товаров продавцом (товаропроизводителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цепе. Иными словами, предложение — это желание продать товар или услугу на определенных условиях.

Согласно закону предложения по мере его роста растет цена. С позиции потребителя закон предложения выступает как сдерживающий фактор, поскольку покупатель не будет приобретать товар в большом количестве при высокой цене. Но по мере снижения цены объем реализации возрастет, так как покупатель увеличит количество покупок. Для производителя конечными целями реализации являются выручка и прибыль. Оба этих показателя зависят от цены. Но при росте цены темпы роста прибыли могут отставать от темпов роста выручки, поскольку увеличиваются издержки производства и кредиторская задолженность. Для устранения этих потерь товаропроизводитель должен увеличить цену или объем реализации.

Существует определенный перечень факторов, влияющих на изменение величины предложения.

1. Стоимость ресурсов. В текущих  издержках производства единицы  продукции (себестоимость) стоимость  ресурсов включает стоимость  сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы и т.д. 
Каждый элемент материальных и трудовых ресурсов зависит от роста цены и удельного расхода на единицу продукции, трудоемкости изготовления и часовой ставки.

2. Современные технологические  процессы. Внедрение прогрессивных  технологических процессов способствует снижению цены единицы произведенной продукции. Так, в результате использования новых технологий растет удельная амортизация, но снижаются затраты труда и заработная плата, что оказывает непосредственное влияние на снижение текущих издержек производства на единицу продукции, так как темпы снижения заработной платы опережают темпы роста амортизационных отчислений. Высокий технический уровень заготовительного производства позволяет повысить точность литья и сократить допуски, что, в свою очередь, ведет к экономии металла и снижению себестоимости единицы продукции.

3. Налоги и льготы. Налоговая  политика, направленная на повышение  ставки налогообложения, приводит  к тому, что товаропроизводитель  снимает с производства отдельные номенклатурные позиции, поскольку чистая прибыль по этим товарам резко сокращается и даже при значительном увеличении предложения их производство экономически не оправдано. 
Льготные санкции для товаропроизводителя являются источником расширения номенклатуры продукции и увеличения предложения.

4. Конкурентоспособность и цены  на аналогичные товары. При повышении  конкурентоспособности аналогичной  продукции у других товаропроизводителей  сокращается объем производства  данной номенклатурной позиции  или она снимается с производства, так как покупательная способность этой продукции резко падает. Используя разработки, выполненные на предпроектной стадии жизненного цикла нового изделия, товаропроизводитель осваивает его производство либо расширяет производство конкурентоспособной продукции.

5. Численность работающих реализаторов. Рост количества продавцов ведет  к увеличению предложения и  снижению цены единицы продукции  на действующем рынке, так как  смысл продажи заключается в  том, чтобы реализовать больше  продукции, но по более низкой цене и за счет роста объема реализованной продукции увеличить выручку.

 

Список использованной литературы

       1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. М.: Юристь, 2008.          568 с.

        2. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2009. 480 с.

        3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов.  СПб.: Москва-Харьков-Минск, 2008.

        4. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. М.: Финансы и статистика, 2011. 386 с.

        5. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. М.: Проспект, 2009.

             6. Курс экономической теории: учебник /под ред. М.И.Плотницкого. Мн.: «Интерпрессервич»; «Мисанта», 2009. 386с.

                7. Меньшиков С.М. Новая экономика: Основы экономических знаний. М.: Международные отношения, 2011. 400 с.

        8. Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. М.: Прогресс, 2008.

        9. Попов А.И. Экономическая теория: учебник для вузов.  4-е изд.  СПб.: Питер, 2009. 541 с.

        10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Экономика-Техлит, 2008.

        11. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М.: Финансы и статистика, 2010.

        12. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: учеб. пособие. М.: Академия, 2008.

        13. Экономическая теория. Микроэкономика-1.2: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой.  М.: Дашков и Ко, 2011. 934 с.

        14. Экономическая теория: учебник /под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2008. 637 с.

        15. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича.  М.: ИНФРА-М, 2008. 672 с.

        16. Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.Г.Кузнецова.  М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2009.

        17. Экономическая теория: Учебник / под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко.  Мн.: Экоперспектива, 2010. 368 с.

        18. Основы экономической  теории:  учеб.пособие/ под  ред.  В.Д.Камаева. М.:Изд-во МГТУ им.Баумана, 2009.

        19. Экономическая теория (политэкономика): Учебник / под общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой.  М.; ИНФРА-М, 2010. 560 с.

                  20. Белкин В.А. Взаимосвязь модели совокупного спроса-предложения в кривой Филлипса //Проблемы региональной экономики.  2008. С. 37-44.

Информация о работе Закон предложения