Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
-сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
-выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
-предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности
1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными
процессами
1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной
деятельности
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области
3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной
деятельности
3.3. Пути совершенствования законодательного регулирования
инвестиционной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика строительства.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

1

«ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СРАВНЕНИЕ  РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО ОПЫТА»

 

В первой главе работы рассматриваются теоретические положения, обосновывается необходимость законодательного регулирования инвестиционной деятельности, рассматривается правовая база.    

Вторая глава носит  методический характер. В ней рассматриваются формы, методы законодательного регулирования инвестиционных процессов. В главе рассматриваются функции, выполняемые государством при осуществлении законодательного регулирования инвестиционной деятельности и иностранный опыт в сфере инвестиционного законодательства.

В третьей части работы рассматривается процесс законодательного регулирования на примере Курской области, анализируются недостатки российского инвестиционного законодательства в целом и приводятся предложения по его совершенствованию.

При выполнении работы использовались материалы учебных пособий, публикации периодических изданий, а также материалы официальных интернет-сайтов.

 

                                                        Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ      ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности

1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными

процессами

1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1. Формы и  методы государственного регулирования  инвестиционной

деятельности

2.2. Функции государственного регулирования  инвестиционной

  деятельности

2.3. Регулирование  инвестиционной деятельности в  зарубежных странах

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ        РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Особенности  регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области

3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной

деятельности

3.3. Пути совершенствования  законодательного регулирования

 инвестиционной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

Инвестиционная  деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной  деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Цель выполнения данной работы – изучение российского  законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.       При выполнении данной работы ставились следующие задачи:

-исследовать  современную законодательную базу  в области инвестиционной деятельности;

-изучить формы  и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности;

-сравнить государственное  регулирование инвестиционной деятельности в РФ и  некоторых зарубежных странах;

-выявить несовершенства  в государственном регулировании инвестиционной деятельности;

-предложить  пути совершенствования государственного  регулирования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования в данной работе выступает законодательные акты в области инвестиционной деятельности, посредством которых государство влияет и регулирует инвестиционные процессы, предметом исследования – формы, методы, через  которые осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО           

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Понятие государственного регулирования инвестиционных

процессов

 

Государственное регулирование инвестиционного  процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Исходя из мировой  практики организации привлечения  инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

 

инвестиционная информация

   

инвестиционная активность

   

источники

инвестиций

       
               

инвесторы

   

Инвестиционный проект

   

объекты

инвестиций

       
               

инвестиционная территория

   

инвестиционная культура

   

инвестиционные ресурсы

       

 

 

Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности

 

Так, функции государственной  легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и  контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и  контроля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля. 

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имуществ.

 

    1. Необходимость государственного управления инвестициями

 

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной  движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой  предполагает форму некоего  «принуждения», без которого оно  лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить  интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно  наделено политической властью и  обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на  улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую роль в  базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок.

Если проанализировать этапы экономического подъема таких  промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей  инвестиционной активности в этих странах соответствовали  (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих  странах сопровождалась особенно значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовый национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема капитальных вложений. 3а 1966–1970 гг. валовый  национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим  пятилетием вырос более чем на 70 %.). В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты валового национального продукта на 25 - 30%. При таких высоких темпах экономического роста многие развитые  страны получили возможность создать уже в 60-е годы  производственный потенциал, обеспечивающий  материально-техническую основу для устойчивого экономического   и социального развития в последующий период, для формирования    экономики постиндустриального общества и нового качества      экономического роста.

С повышенной инвестиционной активностью  связан и известный   экономический феномен последнего периода - появление «новых  индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура,   Гонконга. В том же контексте сейчас можно говорить уже и о Таиланде.  В этих странах в относительно короткий срок созданы  стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка.

 

1.3 Правовые  основы инвестиционной деятельности в Российской

Федерации

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой  страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.   Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

Информация о работе Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта