Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
-сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах;
-выявить несовершенства в государственном регулировании инвестиционной деятельности;
-предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности
1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными
процессами
1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной
деятельности
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области
3.2. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной
деятельности
3.3. Пути совершенствования законодательного регулирования
инвестиционной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономика строительства.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

По форме и юридической  силе:

- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового  регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

-  гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон   «Об акционерных обществах»,  система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

- указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского  законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.  В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось  два подхода к регулированию  иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов  распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности  национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и  т.п.).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.

 

ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

2.1.Формы и  методы государственного регулирования  инвестиционной  

деятельности

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. 

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с  дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

 

Регулирование финансовых инвестиций

 

Регулирование условий инвестирования средств  за пределы государства

 

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

 

   

Регулирование сфер и объектов инвестирования

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Регулирование участия инвесторов в приватизации

         

Экспертиза инвестиционных проектов

 

Проведение  эффективной амортизационной политики

 

Льготное кредитование

   

Предоставление финансовой помощи


 

Рис.2 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для  выполнения своих функций регулирования  экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

1.Государственное  регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

-   контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

-  экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. 

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

-   установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

-   защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

-  прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

-  размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

-  выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-  вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

-предоставлением  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

-проведением  финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

Механизм государственного регулирования  инвестиционных процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

 

2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных

 процессов.

 

Осуществляя регулирование  инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная  функция государства заключается  в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая  функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция  предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

 В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Информация о работе Законодательное регулирование инвестиционной деятельности, сравнение российского и мирового опыта