Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа
Цель работы - разработать систему оптимальных методов, позволяющих более точно определять интегрированный показатель качества жизни. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- проанализировать взгляды отечественных и зарубежных ученых на данную проблему;
- провести анализ существующих методов определения интегрированного показателя качества жизни;
- изучить историю развития методик определения показателя качества жизни и современные подходы к данной проблеме.
В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты определения показателя качества жизни, а именно: основные подходы к определению качества жизни, взгляды ученых разных времен на изучаемую проблему.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ …………...6
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ …………………………………………………………….10
2.1. История развития отечественных и зарубежных методик определения качества жизни …………………………………………………………….………10
2.2. Современные подходы к разработке методик определения показателя качества жизни …………………………………………………………………….14
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………….………………………………………….……23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….………………24
2. Физиолого-психологические потребности: потребность в безопасности, чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Психолого-социальные
4. Социальные потребности: потребность в уважении, достижение успеха, одобрение, признание.
5. Интересы функционирующего деятеля (познавательные потребности): знать, уметь, исследовать.
6. Интересы развивающегося деятеля (эстетические потребности): гармония, порядок, красота.
7. Высший уровень - потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. (См. Приложение Б)
По мере удовлетворения «низших» потребностей, «высшие» потребности набирают силу и становятся более актуальными. Потребности не имеют тесной связи друг с другом и фиксированных положений, у разных людей взаимное расположение потребностей может меняться. [10, с. 103]
Степень реализации совокупности потребностей является показателем качества жизни. Следовательно, для обеспечения соответствующего уровня качества жизни необходим анализ потребностей различных групп населения, а затем разработка программ, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение этих потребностей. Необходимо отметить, что создание условий для обеспечения минимальных физиологических потребностей: питание, жилище, одежда, а также обеспечение безопасности, должно контролироваться государством.
Можно сказать, что качество жизни – это совокупность параметров, отражающих измерения в жизнедеятельности человека с оценкой его физического и психологического состояния, социальных отношений и функциональных способностей. Многообразие затрагиваемых сфер позволяет говорить об определении качества жизни как оптимального сочетания параметров здоровья, досуга, занятости, образования, профессионального и социального роста, защищенности прав и свобод, безопасности, чистоты окружающей среды.
В современном мире категория качества жизни людей широко используется в научных и практических исследованиях разных ученых-экономистов, менеджеров, социологов, статистиков, политологов, медиков, и специалистами других областей науки. Нет более актуальной, но в то же время столь недостаточно изученной проблемы.
Введению понятия «качество жизни» исторически способствовало определение здоровья, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1948 году. По определению ВОЗ, качество жизни – это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на его субъективном восприятии, то есть – это восприятие человеком своего положения в обществе.
Как научное понятие термин «качество жизни» стал применяться после опубликования в 1960 году работы Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия», в которой автор впервые его применил. Он указывал, что в обществе, в котором люди голодают и страдают от болезней, важнейшей задачей экономики является повышение доходов. «Беспокоиться о досуге, возможности предаваться созерцанию, любоваться красотой и о других высоких целях жизни можно будет впоследствии, когда каждый будет обеспечен сносным питанием. Даже личная свобода лучше всего гарантируется, а пути спасения души люди наиболее усердно ищут при полном желудке. Было бы неверно утверждать, что в бедной стране все содержимое человеческой жизни сводится к экономическим заботам, но последние практически заполняют здесь большую часть жизни».
В политический лексикон этот термин был введен бывшим президентом Америки Дж. Кеннеди в «Докладе о положении нации» в 1963 г., где выдвигался тезис о том, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров».
В исследованиях российского экономиста В.В. Окрепилова под качеством жизни понимается – количество и качество потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах. [11, с. 17]
Как считают экономисты Ю.В. Зубрилин, Н. С. Маликов, С. В. Акимов, растущий интерес к проблеме качества жизни свидетельствует о том, что общество озадачено вопросами устойчивого социального развития и восстановления своей роли в мировом сообществе.
Известный экономист и философ А. И. Субетто объединяет процессы управления качеством жизни с выживаемостью человечества, а сам термин автор определяет как совокупность духовных, материальных, культурных, экологических и демографических аспектов жизни. В данной системе учёный выделяет уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни. Учение о трех родах качества: предметно-вещественном, позволяющим выявить биологические и физические аспекты качества жизни; функциональном, оценивающим жизнь с точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодействии с социально-экономическими, культурными и экологическими “пространствами”; системно-социальном, раскрывающим качество самих “пространств”, объясняет индивидуальные и общественные особенности качества жизни. [8, с. 67]
Как видно из приведенных определений каждый исследователь концентрирует свое внимание на одной из сторон понятия и, соответственно, исходя из этого, строит свою методику оценки качества жизни. Но все же все исследователи сходятся в одном: качеством жизни необходимо уметь грамотно управлять.
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
2.1. История развития отечественных и зарубежных методик определения качества жизни
В последние годы специалисты различных направлений используют в качестве критерия уровня социально-экономического развития государства показатель качества жизни населения. В мировой практике для оценки качества жизни используется широкая система социальных индикаторов: производство ВВП на душу населения, число лиц, живущих за чертой бедности, уровни детской и материнской смертности, продолжительность жизни, доля социальных расходов в ВВП, ряд дополнительных показателей (расходы на социальные нужды, доступность начального образования, системы здравоохранения и т. д.)
При этом, отдельными странами (США, Франция, Германия, Россия) и международными организациями (ООН, Евросоюз) разработаны десятки различных моделей, методов и методик расчета данного показателя. Наличие большого количества различных подходов и механизмов свидетельствуют, в первую очередь, об отсутствии совершенного метода решения данной задачи. Кроме того, не исключено, что экономические и социальные особенности каждого государства требуют разработки специфических методов.
Разработка методологии оценки качества жизни объединяет решение таких вопросов, как построение и выбор номенклатуры показателей качества жизни, определение значений этих показателей, выбор методов и процедур их оценки с получением в итоге обобщенного оценочного суждения об уровне жизни отдельного индивида, группы людей, региона или страны в целом.
Системы показателей качества жизни, предлагаемые различными исследователями, многочисленны и разнообразны. Это технико-экономические показатели, обеспечивающие возможность объективной оценки, субъективные характеристики, подчеркивающие важность проблемы качества жизни, психологические, нравственные и культурно-религиозные стороны жизнедеятельности людей.
Столь же разнообразна и структура показателей – от нескольких обобщенных, охватывающих лишь самые существенные стороны жизни, до многоуровневых детальных систем, включающих подробнейшие перечисления различных факторов и компонентов. Качество жизни – это динамическое состояние, поэтому его оценка должна подвергаться периодическому пересмотру с учетом произошедших изменений.
На первом этапе разработана классификация показателей, которые могут быть использованы для измерения и оценки качества жизни. Классификация многомерна и построена по разным основаниям. (См. Приложение В)
В период с 1962 по 1973 годы в США была разработана система «Социальных показателей», состоящая из 7 блоков (здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг), включающих в себя 167 показателей. Например, в блоке «труд» имеются такие показатели, как удовлетворенность трудом, качество трудовой жизни и другие. Данная система стала одной из наиболее полных официальных информационных систем, отображающих качество жизни в различных сферах жизнедеятельности.
В этот же период стали появляться и многие другие системы показателей качества жизни. В 1966 году в сборнике под редакцией Р. Бауэра была предложена система из 12 «индикаторов» социально-регионального свойства: возможности профессионального образования, образования по возрастным группам, право голоса при обсуждении проблем предприятия, выбор товаров, свободное время, юридическая защита и другие.
В Англии под руководством М. Абрамса в 1974 году было проведено исследование качества жизни на основе систем «субъективных» показателей. Индекс удовлетворенности жизнью в каждой из 10 выделенных сфер: работа, жилище, город, здоровье, район, уровень жизни, свободное время, образование, права и свободы, финансовое положение, определялся по 10-балльной шкале.
В 1970-х гг. многие исследователи из западно-европейских стран были привержены концепции «ощущаемого качества жизни», представляющей собой основу целого направления систем социальных показателей: «субъективных показателей качества жизни». Наиболее фундаментальными работами в этой области являются работы А. Кемпбелла, Ф. Конверса и В. Роджерса. В этих и других работах качество жизни связывают с достигнутым обществом уровнем благосостояния, с субъективным восприятием индивидуального благополучия как жизни в целом, так и в отдельных жизненных областях. [4, с. 92]
В 1970 г. Международная организация труда (МОТ) предложила концепцию «базовых потребностей», в соответствии с которой правительствам предлагалось сосредоточить внимание на удовлетворении основных потребностей большинства населения. Была сделана попытка разработки системы универсальных показателей, которая учитывает субъективное восприятие условий жизни и ее объективные характеристики. В связи с этим при оценке экономического развития на первое место вышли социальные показатели. В соответствии с этой концепцией приоритеты социальной политики разделены на девять направлений развития, каждое из которых характеризуется своим набором показателей: здоровье, развитие личности путем обучения, занятость и качество трудовой жизни, свободное время и досуг, экономическое положение личности, социальное окружение, обеспечение безопасности, участие в общественной жизни. [9, с. 39]
В 1970 году Институтом социального развития ООН (UNRISD) для оценки экономического развития стран был предложен комплексный индекс социального развития, включавший 16 важнейших социальных, экономических и политических факторов. Индекс включал следующие показатели: ожидаемую продолжительность жизни, долю населения, проживающего в городах с численностью свыше 20 тысяч жителей, ежедневное душевое потребление животных белков, долю населения с начальным и средним образованием, уровень занятости по специальности, среднюю населенность одной комнаты, количество газет на 1 тысячу жителей, долю экономически активного населения, имеющего доступ к электричеству, газу, чистой воде, производство сельскохозяйственной продукции в расчёте на одного работника мужского пола, долю взрослых мужчин в сельскохозяйственной рабочей силе, душевое потребление электроэнергии, стали, энергии в единицах условного топлива, долю обрабатывающей промышленности в ВВП, внешнеторговый оборот в расчёте на душу населения в долларах США, долю трудоспособного населения страны, работающего по найму, в общей численности занятых.
В дальнейшем были разработаны новые показатели, измеряющие степень удовлетворения основных или базовых нужд населения. Наибольшую известность получил индекс физического качества жизни, разработанный в США. Это достаточно наглядный индикатор общественного развития той или иной страны. Включает показатель младенческой смертности, среднюю продолжительность предстоящей жизни и уровень грамотности населения. Сводный индекс рассчитывается как среднеарифметическая величина составляющих. Составляющие социальные показатели оцениваются по шкале от 1 балла (худший вариант) до 100 баллов (лучший вариант). Максимальный балл присваивался лучшему показателю среди стран, минимальный – худшему показателю. Эталоном является условная страна, для которой уровни показателей соответственно равны 7%, 77 лет, 100%.
Особой подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделены 4 группы показателей.
1. Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда (демографические показатели, показатели занятости и безработицы).
2. Распределение, перераспределение доходов (показатели доходов, социального обеспечения).
3. Условия жизнедеятельности (жилищные условия).
4. Социальные стороны
уровня жизни населения (уровень
образования населения, здравоохранения,
правонарушений и охраны
2.2. Современные подходы к разработке методик определения показателя качества жизни
Попытки осуществить определенную стандартизацию показателей, содержащую информацию о качестве жизни, были предприняты Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предложившей систему из 33 показателей по 15 ключевым сферам социальной жизни.
В нее были включены следующие блоки: продолжительность жизни (ожидаемая продолжительность жизни), образование (уровень грамотности),
доход (распределение дохода), жилищные условия, недостатки среды (воздушное загрязнение), здоровье, занятость (уровень безработицы) и другие.
Оценка качества жизни подразумевает построение интегрального показателя. Специалисты считают, что при построении интегрального индикатора качества жизни на результирующее абсолютное значение индикатора будут влиять три основных фактора:
— выбор базы для сопоставления;
— выборка отчетных статистических показателей, на базе которых должен быть сформирован интегральный индикатор качества жизни;
Информация о работе Закономерности формирования качества жизни людей в современной экономике