Законы спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Содержание работы

Ведение ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I
Определение спроса и его величины ……………………………………………6
Кривая спроса …………………………………………………………………….7
Эффект дохода и эффект замещения ……………………………………………9
Эффекты сноба, Гиффена, Веблена ……………………………………………10
Факторы, влияющие на изменение спроса …………………………………….12
ГЛАВА II
Определение предложения и его величины …………………………………...15
Кривая предложения ……………………………………………………………16
Факторы, влияющие на изменение предложения …………………………….17
Эластичность спроса и предложения и ее виды ……………………………...21
Взаимодействие спроса и предложения товаров ……………………………...28
Цены: спроса, предложения, равновесная …………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………………33
Библиография ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

  Речь идет о  такой ситуации, когда некоторые  потребители могут сокращать  свой спрос на товар при  снижении цены на него. Это  объясняется тем, что такой  товар становится более доступным,  масштабы его потребления растут, но определенной категории потребителей эти товары уже неинтересны, потому что она не желает быть «как все».

Эффект Гиффена

Оказывается в такой  ситуации на рынке, когда снижение цен  приводит к уменьшению спроса, а  рост - к увеличению его. При этом товар низкого качества, который составляет значительную долю в потреблении, называют товаром Гиффена. Это явление впервые описал английский экономист Гиффен. Парадокс действует в конкретной экономической обстановке, а именно в условиях резкого обнищания значительной массы населения, когда при росте цены на один продукт первой необходимости, например, хлеб, люди отказываются от покупки мяса или фруктов, которые еще дороже, и таким образом спрос на хлеб возрастает, несмотря на его подорожание. При снижении цены на хлеб проявляется спрос на другие продукты, а спрос на хлеб снижается. В приведенных примерах эффект Гиффена не противоречит законам спроса и предложения, поскольку не соблюден принцип "при прочих равных условиях", то есть изменяется не только цена хлеба, но и цены на другие товары.

Эффект Веблена.

 Для такой ситуации  характерно увеличение спроса  на эксклюзивные, престижные, дорогие  товары даже при условии роста  цен на них. Ведь среди потребителей  на рынке есть такие богатые  потребители, которые, приобретая товары, руководствуются не ценами, а престижными соображениями – принадлежности к определенному общественного класса, определенным

- 10 -

социальным статусом и т.д.

  Эффект Веблена  можно также наблюдать тогда,  когда в результате падения цены товара некоторые потребители решают, что это произошло из-за ухудшения его качества, и сокращают потребление этого товара. Вследствие этого рыночная кривая спроса приобретает более крутой наклон, чем прогнозируемый. Она даже может стать растущей, что противоречит закону спроса. Это явление названо именем Торстейна Веблена. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 11 -

Факторы, влияющие на изменение  спроса

 

  Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

  Рассмотрим влияние неценовых детерминант:                      

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для  данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.

2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

 

- 12 -

3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

  Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

  Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

  Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.

5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос.

 

- 13 -

Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего

спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

  Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 14 -

ГЛАВА II

Определение предложения и его  величины

 

  Предложение — это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей — экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина предложения (объем производства) при разных уровнях цены. Как и в случае со спросом, соотношение между понятиями «величина предложения» и «предложение» легче понять, если каждое из них — ответ на определенный вопрос.

  На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной Х руб.?» — ответом будет информация о величине предложения.

  Величина предложения — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

  Если же он поставит вопрос по-иному: «Сколько товаров изготовители готовы будут мне предложить за месяц при различных уровнях цен на данный товар?» — то ответом будет характеристика предложения на данном рынке.

  Цена и количество товара изменяются и взаимодействуют однонаправленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот,понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки.

  Важнейшим и определяющим  фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.

  В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

 

- 15 -

Кривая предложения

 

   Кривая предложения  S характеризует отношение между  рыночными ценами и тем количеством  продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

  Объективно существующая  взаимосвязь между предложением  и ценой находит выражение  в законе предложения, суть  которого состоит в том, что  объем предложения товара увеличивается  приросте цены и уменьшается при ее снижении.

  Аналогично спросу  необходимо различать изменение  предложения и объема предложения.  Объем предложения меняется тогда,  когда изменяется только цена  товара. Напротив, изменение предложения  происходит, когда изменяются факторы,  которые раньше принимались за постоянные.

  Графически изменения  объема предложения выражаются  в движении по кривой предложения.  Так, с изменением цены с  Jдо Р^ это движение происходит по кривой SS, что показывает увеличение объема предложения с Q^ до Q^ (рис. 13.1.4).

  Причем такое движение  происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны.

Однако на предложение  оказывают влияние помимо цены и  другие факторы. В результате их воздействия  происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р– Q> Q1, а при цене Р– Q> Q2

 

- 16 -

Факторы, влияющие на изменение предложения

 

  Предложение - это  все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.

  Главными экономическими факторами,  определяющими динамику предложения,  являются следующие.

  Важнейшим фактором выступает  цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.

  В то же время рыночное  предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

  Выручка предпринимателя от  реализации товарной продукции  равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Из  этого следует, что высокая  цена предложения не всегда  выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации. При снижении цены предложения (как правило, это делается на товары высокоэластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки. Поэтому в мировой практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продаж в фактических ценах реализации.

  На величину предложения  влияет и экономическая конъюнктура.  Различают четыре состояния экономической  конъюнктуры (с позиции предложения) - «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую».

  Первые два состояния - это  «рынок продавца». Он складывается  в условиях превышения спроса  над предложением, что гарантирует  производителю устойчивый объем  реализации его товарной продукции  при высоких рыночных ценах.  Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.

  Величина предложения зависит  также от уровня конкуренции  в данной отрасли. Если на  рынок выносится предложение,  превышающее 

- 17 -

платежеспособную емкость  спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении  возникает конкуренция среди  покупателей.

  Величина и структура  предложения отражают налоговую  политику государства. Введение каких-то налогов стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.

  Кроме того, связь  производства и потребления опосредована  в рыночной экономике специфической  отраслью - торговлей. Торговля также имеет специфические экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.

  Кривая предложения  перемещается и при изменении  других факторов предложения.  На ее движение сильное влияние оказывает изменение затрат производителей. Если один производитель сумел свести свои затраты к минимуму, а другие - нет, то цена у первого производителя может быть снижена. Если изменятся цены на сырье и технологические товары, входящие в состав производимой продукции, то это приводит к существенному изменению выпускаемой продукции в целом. Такое же воздействие оказывает и увеличение налогов на данный товар.

Информация о работе Законы спроса и предложения