Законы спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Содержание работы

Ведение ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I
Определение спроса и его величины ……………………………………………6
Кривая спроса …………………………………………………………………….7
Эффект дохода и эффект замещения ……………………………………………9
Эффекты сноба, Гиффена, Веблена ……………………………………………10
Факторы, влияющие на изменение спроса …………………………………….12
ГЛАВА II
Определение предложения и его величины …………………………………...15
Кривая предложения ……………………………………………………………16
Факторы, влияющие на изменение предложения …………………………….17
Эластичность спроса и предложения и ее виды ……………………………...21
Взаимодействие спроса и предложения товаров ……………………………...28
Цены: спроса, предложения, равновесная …………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………………33
Библиография ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:

краткосрочный,

среднесрочный,

долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления  каких-либо изменений в объеме выпускаемой  продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в  отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

- 26 -

Эластичность предложения  служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов  эластичности предложения (рис.3). Эластичность предложения равна нулю, когда  кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 27 -

Взаимодействие спроса и предложения товаров

 

Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике. Данный график выражает одновременно поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся. В этой точке достигается равновесие.  
Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.  
Таким образом, равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.  
Если реальная цена будет больше равновесной, то в этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену.  
Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной, то объем спроса возрастет и товар станет дефицитным. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать давление на цену.  
В экономической теории выделяются четыре правила спроса и предложения.  
- Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.  
- Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.  
- Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.  
- Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.  
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения.  
На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. 

 

- 28 –

Важно подчеркнуть, что  цена равновесия устанавливается в  конкурентных

условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции  невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения  к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.  
В условиях действия конкурентного механизма цены на товары и услуги на рынке стремятся к равновесному состоянию, т. е. такому, при котором спрос на товары и услуги равен их предложению. Неценовые факторы могут вызывать повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе. В этих условиях цена возрастает. Цена на товары и услуги понизится, если неценовая конкуренция вызывает сокращение спроса при неизменном предложении или увеличение предложения при неизменном спросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 29 -

Цены: спроса, предложения, равновесная

 

Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара. Величина спроса зависит от изменения не только самой цены, но и от изменения следующих неценовых факторов:

  1. Вкусы потребителей часто меняются в зависимости от моды, сезона, рекламы и т. д. Смещение кривой спроса зависит, в первую очередь, от числа потребителей на рынке. Увеличение покупателей смещает кривую D вправо вверх.
  2. Доходы населения также не являются постоянными. Рост доходов смещает кривую D вправо вверх.

 
 Смещение кривой спроса

  1. Следующим фактором выступают ожидания покупателей. Если мы считаем, что цены должны вырасти, то начнем делать покупки впрок. На графике это отмечается как сдвиг кривой D вправо вверх.
  2. Влияние на предпочтения потребителей оказывают цены взаимосвязанных товаров. Выделяются товары-заменители (субституты), например, пиво и квас, молоко и кефир и т. д. Повышение цен на заменяемые товары смещает кривую вправо вверх. Для сопутствующих (комплементарных) товаров зависимость будет обратной. Рост цен на эти товары приведет к смещению кривой D влево вниз. Такими товарами являются бензин и автомобили, электроэнергия и бытовые приборы и т. д.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

 

- 30 -

Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Соответственно, равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены.

При совмещении кривых спроса и предложения определяется точка  равновесия Е (см. рис. 4.4):

P= P= PD,

где P– цена равновесия; P– цена предложения; P– цена спроса.

 
Рис. 4.4. Кривые спроса и предложения

Это означает, что

Q= Q= QD,

где Q– объем равновесный; Q– объем предложения; Q– объем спроса.

Колебания спроса и предложения  изменяют равновесную цену и равновесное количество товара на рынке. Это выражается в следующем:

  • увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
  • уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

- 31 -

  • рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
  • сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Таким образом, через  постоянные колебания спроса и предложения рынок стремится к равновесию, которое может быть более или менее устойчивым.

Влияние различных факторов может привести к дефициту товаров  на рынке или к их перепроизводству. Возникает вопрос, сможет ли вновь  установиться равновесное рыночное состояние? Выводы об устойчивости (неустойчивости) равновесия могут привести, в свою очередь, к выводам о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Устойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние.

Анализ экономического равновесия с точки зрения его  устойчивости требует определения  динамики изменения цены во времени.

Рассмотрите стабильность равновесия на примере предложения  в мгновенном, краткосрочном и  длительном периодах.

Неустойчивое равновесие – это такое равновесное состояние, отклонение от которого не приводит к возвращению в это состояние. Следствием неустойчивого равновесия является несовпадение спроса и предложения в долгосрочном периоде. В связи с этим различают рынок производителя и рынок потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 32 -

Заключение

 

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.

А.Маршалл правильно  считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 33 -

Библиография

 

    1. ru.wikipedia.org
    2. www.grandars.ru
    3. www.bibliofond.ru
    4. newinspire.ru
    5. studopedia.ru
    6. lib.vvsu.ru
    7. www.inventech.ru
    8. ecolibrary.ru
    9. uchebnik-besplatno.com
    10. www.aup.ru
    11. www.center-yf.ru
    12. kurs.ido.tpu.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 34 -




Информация о работе Законы спроса и предложения