Законы спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Содержание работы

Ведение ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I
Определение спроса и его величины ……………………………………………6
Кривая спроса …………………………………………………………………….7
Эффект дохода и эффект замещения ……………………………………………9
Эффекты сноба, Гиффена, Веблена ……………………………………………10
Факторы, влияющие на изменение спроса …………………………………….12
ГЛАВА II
Определение предложения и его величины …………………………………...15
Кривая предложения ……………………………………………………………16
Факторы, влияющие на изменение предложения …………………………….17
Эластичность спроса и предложения и ее виды ……………………………...21
Взаимодействие спроса и предложения товаров ……………………………...28
Цены: спроса, предложения, равновесная …………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………………33
Библиография ……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

  Неценовые факторы  изменения предложения

  Неценовые факторы  изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:

- цены на ресурсы;

- уровень технологии  производства;

- налоги и дотации;

- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;

- ожидания продавцов  на динамику спроса, цен, доходов  и т.д.;

- число продавцов.

  Прямую зависимость между  ценой товара и количеством  их поставок на рынки, которую  описывает кривая предложения,  можно рассматривать как альтернативы  фирм по ресурсовложению. Площадь  выше кривой предложения - это  область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под

- 18 -

этой кривой - альтернативы со знаком «минус».

  Каждое ресурсовложение фирмы  - это выбор альтернативы, которая  означает отвлечение ограниченных  ресурсов в пользу выпуска  именно этих, а не других товаров.  Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.

  Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации - это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.

  Основные неценовые факторы  предложения выглядят следующим  образом.

  Во-первых, уровень технологии  производства данных товаров.  Это квалификация применяемого  труда, автоматизированная техника,  качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

  Во-вторых, государственная  налоговая политика, политика поддержки  субсидиями предпринимательства,  льготная кредитная политика  и т.п. Перечисленные факторы  способны существенно повлиять  на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.

  Как известно, налог  во всем его размере полностью  включается в цену готовой  продукции. Потребитель может  оплатить его, покупая товар,  или не оплатить, отказавшись  от покупки по данной, завышенной  налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.

  В противоположном  направлении влияют на уровень  издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы  поддержки выпускающих продукцию  фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.

  В-третьих, предложение  товаров во многом зависит  от наличия или отсутствия  на рынках взаимозаменяемых и  взаимодополняемых факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию

- 19 -

издержек.

  В-четвертых, экономию  издержек могут принести также  снижающиеся цены ресурсов и  факторов производства. Таким способом  можно вызвать рост производства  товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 20 -

Эластичность спроса и предложения  и ее виды

 

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса – реакция покупателей на изменение цены данного товара (или другого неценового фактора) в отношении изменения величины спроса. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен: 
 
                                                                  

Виды эластичности


Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент

 

- 21 -

получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и  оценка

производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары с эластичным спросом по цене:

  • Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
  • Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
  • Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

  • Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
  • Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
  • Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Точечная эластичность спроса по цене

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей  формуле: 
 
где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

- 22 -

В зависимости от этих показателей различают:

Совершенно неэластичный спрос

объем спроса не меняется при изменении  цены (товары первой необходимости).

Неэластичный спрос

когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет  замены).

Единичная эластичность спроса

изменение цены вызывает абсолютно  пропорциональное изменение объёма спроса.

Эластичный спрос

объем спроса изменяется на больший  процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно эластичный спрос

объем спроса не ограничен при падении  цены ниже определенного уровня.


 

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях когда изменение  цены и/или спроса значительные (более 5 %) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса: 
 
где   и   — средние значения соответствующих величин. 
То есть, при изменении цены от   до   и объёма спроса с   до  , среднее значение цены будет составлять  ,а среднее значение спроса 

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

- 23 -

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится  ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом: 
 
где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям   приведена в следующей таблице:

Нормальное (полноценное) благо

Объем спроса увеличивается при  увеличении дохода потребителя.

Предмет роскоши

Объем спроса изменяется на больший  процент, чем доход.

Товар первой необходимости

Объем спроса изменяется на меньший  процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз.

Неполноценное (низшее) благо

Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может  служить рынок потребления перловки.

Нейтральное благо

Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода.


 

- 24 -

Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие   содержит оба условия, и  , и  .

Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение процентного  изменения спроса на один товар к  процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

 

где верхний индекс   означает что это эластичность спроса, а нижний индекс   говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под   и  подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар ( ) в ответ на изменение цены другого товара ( ) . В зависимости от значений принимающих переменной   различаю следующие связи между товарами   и  :

Товары субституты

Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка.

Комплементарные блага

Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним.

Независимые друг от друга товары

Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.


 
 
Эластичность предложения – реакция продавцов (производителей) на изменение цены товара (либо других факторов) в отношении изменения величины предложения. 

 
- 25 -

Измерив эластичность предложения  по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той  или иной продукции реагирует  на изменение цены. Коэффициент ценовой  эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 
 
                                             
 
где  Qи Q— предложение до и после изменения цены; Ри Р— цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения. 
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.  
 

Виды эластичности предложения

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос. Поэтому  фактор времени является важнейшим  в определении показателя эластичности.

Информация о работе Законы спроса и предложения