Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:32, контрольная работа
Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.
Ведение ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I
Определение спроса и его величины ……………………………………………6
Кривая спроса …………………………………………………………………….7
Эффект дохода и эффект замещения ……………………………………………9
Эффекты сноба, Гиффена, Веблена ……………………………………………10
Факторы, влияющие на изменение спроса …………………………………….12
ГЛАВА II
Определение предложения и его величины …………………………………...15
Кривая предложения ……………………………………………………………16
Факторы, влияющие на изменение предложения …………………………….17
Эластичность спроса и предложения и ее виды ……………………………...21
Взаимодействие спроса и предложения товаров ……………………………...28
Цены: спроса, предложения, равновесная …………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………………33
Библиография ……………………………………………………………
Неценовые факторы изменения предложения
Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:
- цены на ресурсы;
- уровень технологии производства;
- налоги и дотации;
- цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
- ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
- число продавцов.
Прямую зависимость между
ценой товара и количеством
их поставок на рынки, которую
описывает кривая предложения,
можно рассматривать как
- 18 -
этой кривой - альтернативы со знаком «минус».
Каждое ресурсовложение фирмы
- это выбор альтернативы, которая
означает отвлечение
Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации - это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.
Основные неценовые факторы
предложения выглядят
Во-первых, уровень технологии
производства данных товаров.
Это квалификация применяемого
труда, автоматизированная
Во-вторых, государственная
налоговая политика, политика поддержки
субсидиями
Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.
В противоположном
направлении влияют на уровень
издержек производства
В-третьих, предложение
товаров во многом зависит
от наличия или отсутствия
на рынках взаимозаменяемых и
взаимодополняемых факторов
- 19 -
издержек.
В-четвертых, экономию
издержек могут принести также
снижающиеся цены ресурсов и
факторов производства. Таким способом
можно вызвать рост
- 20 -
Эластичность спроса и предложения и ее виды
Мера реакции одной
величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько
процентов изменится одна переменная
экономическая величина при изменении
другой на один процент. Эластичность спроса – реакция покупателей на изменение
цены данного товара (или другого неценового
фактора) в отношении изменения величины
спроса. Примером может служить эластичность
спроса по цене, или ценовая эластичность
спроса, которая показывает, на сколько
изменится в процентном отношении величина
спроса на товар при изменении его цены
на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой
эластичности спроса Ер равен:
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент
- 21 -
получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка
производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.
Товары с эластичным спросом по цене:
Товары с неэластичным спросом по цене:
Точечная эластичность
спроса по цене рассчитывается по следующей
формуле:
где верхний индекс
означает что это эластичность спроса,
а нижний индекс
говорит о том, что это эластичность спроса
по цене (от английских слов Demand — спрос
и Price — цена). То есть эластичность спроса
по цене показывает степень изменения
спроса в ответ на изменение цены на товар.
- 22 -
В зависимости от этих показателей различают:
Совершенно неэластичный спрос |
|
объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). |
Неэластичный спрос |
|
когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). |
Единичная эластичность спроса |
|
изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса. |
Эластичный спрос |
|
объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
Совершенно эластичный спрос |
|
объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. |
В случаях когда изменение
цены и/или спроса значительные (более 5 %) принято рассчитывать дуговую
эластичность спроса:
где
и
— средние значения соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от
до
и объёма спроса с
до
, среднее значение цены будет составлять
,а среднее значение спроса
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
- 23 -
Измерив эластичность спроса
по доходу, можно определить, относится
ли данный товар к категории нормальных
или малоценных. Основная масса потребляемых
товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов
мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные
продукты питания, товары длительного
пользования. Есть товары, спрос на которые
обратно пропорционален доходам потребителей.
К ним относятся: вся продукция секонд-хенд
и некоторые виды продовольствия(дешевая
колбаса, приправа). Математически эластичность
спроса по доходу может быть выражена
следующим образом:
где верхний индекс
означает что это эластичность спроса,
а нижний индекс
говорит о том, что это эластичность спроса
по доходу (от английских слов Demand — спрос
и Income — доход). То есть эластичность спроса
по доходу показывает степень изменения
спроса в ответ на изменение доходов потребителей.
В зависимости от свойств благ эластичность
спроса на эти блага по доходу может быть
различной. Классификация благ по значениям
приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо |
|
Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. |
Предмет роскоши |
|
Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. |
Товар первой необходимости |
|
Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз. |
Неполноценное (низшее) благо |
|
Объем спроса падает, при увеличении
дохода потребителя. Примером может
служить рынок потребления |
Нейтральное благо |
|
Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
- 24 -
Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие содержит оба условия, и , и .
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар ( ) в ответ на изменение цены другого товара ( ) . В зависимости от значений принимающих переменной различаю следующие связи между товарами и :
Товары субституты |
|
Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка. |
Комплементарные блага |
|
Потребители теоретически не могут изменить потребления товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример это ноутбуки и комплектующие к ним. |
Независимые друг от друга товары |
|
Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A. |
Эластичность предложения – реакция продавцов (производителей)
на изменение цены товара (либо других
факторов) в отношении изменения величины
предложения.
- 25 -
Измерив эластичность предложения
по цене, можем получить ответ на
вопрос, насколько производство той
или иной продукции реагирует
на изменение цены. Коэффициент ценовой
эластичности предложения рассчитывается
по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности
спроса. Различие лишь в том, что вместо
величины спроса берется величина предложения:
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе
означает эластичность предложения.
Предложение, поскольку оно связано с
изменением производственного процесса,
медленнее адаптируется к изменению цены,
чем спрос. Поэтому фактор времени является
важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения
рассматриваются три временных периода:
краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Виды эластичности предложения
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.