Занятость и безработица. Национальные программы занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Республики Беларусь.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние рынка труда в целом по Республике Беларусь;
раскрыть основные тенденции современного развития рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Макроэкономика, занятость и безработица, рынок труда……………………………………………………………………… 5
2. Анализ развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь……………………………………………..12
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………… 23
Приложение 1…………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………... 28

Файлы: 1 файл

Занятость и безработица.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Учет всех видов экономической  и социально - полезной деятельности нашел свое отражение в понятии  глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Однако с точки зрения развития самого общества решающее значения имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

Следует различать занятость  глобальную и экономическую. Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах. [9]

Экономическая занятость  подразумевает участие трудоспособного  населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид  занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими  видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны.

Экономическая занятость  имеет следующие характеристики:

  • общественно-полезной деятельностью людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей;
  • обеспечение деятельности конкретным рабочим местом, что позволяет трудящемуся реализовать свои физические и духовные способности к труду; отсюда важное значение для занятости имеет сбалансированность трудовых ресурсов с количеством рабочих мест в количественном и качественном аспектах;
  • занятость является источником дохода в виде заработной платы, прибыли и в других формах, где доход может выражаться в денежной и натуральной формах.

Таким образом, экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. [10]

Важное значение имеет  различие занятости законной и незаконной (т.е. воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия и  т.д.); критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.

Необходимо иметь в  виду существование значительной «теневой»  занятости, не учитываемой официальной  статистикой.

Сюда относятся, в частности:

  • так называемые челноки, осуществляющие экспортно-импортные операции;
  • люди, занятые внутренней неорганизованной мелкорозничной торговлей;
  • сотрудники незарегистрированных охранных структур;
  • лица, вовлеченные в нелегальный бизнес, и криминальные структуры.

Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т. п.), которая нередко осуществляется без какой-либо регистрации, и масштабы которой весьма велики. Все это вместе взятое может обеспечить регулярную, и нерегулярную занятость многих сотен тысяч человек и таким образом скорректировать существующие оценки безработицы. [11]

Изучив выше перечисленный  материал можно сделать вывод. В  следствии увеличения безработицы  повышается экономический спад, а также в таких условиях появляется снижение общего благосостояния населения страны, что в свою очередь приводит к бедности и нежелательным последствиям в сторону экономики страны. Поэтому необходимо решить задачи по урегулированию ситуации с безработицей, что является одной из важнейших проблем стран.

 

2. Анализ развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь.

Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2021 г. № 96 (далее – Государственная программа).

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

Основной целью Государственной  программы является повышение эффективности  использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Государственная программа  направлена на решение следующих  задач:

    • сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;
    • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
    • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
    • информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.

В целом основные показатели плана мероприятий на 2011 год выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.

Национальный рынок труда в 2011 году характеризовался:

  • сокращением численности безработных граждан, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполкомов. Так, на 31 декабря 2011 года на учете состояло 28,2 тыс. безработных, или 85,2 процента к уровню 2010 года;
  • увеличением потребности работодателей в работниках, заявленной в органы по труду, занятости и социальной защите (в сравнении с аналогичным периодом 2010 года число вакансий увеличилось на 5,9 процента и составило 52,7 тыс. единиц), причем в г.Минске вакансий в 5 раз больше, чем безработных;
  • снижением напряженности на рынке труда (с 0,7 безработного на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на начало года до 0,5 на 31 декабря 2011 года).

В указанный период в  органы по труду, занятости и социальной защите по вопросу об оказании содействия в трудоустройстве обратилось 365,8 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 221,5 тыс. человек (соответственно 94 и 90 процентов к аналогичному периоду 2010 года).

Уровень безработицы  составил 0,65 процента к численности  экономически активного населения (на 31 декабря 2010 года – 0,7 процента). При этом на прогнозные показатели по уровню безработицы вышли все регионы республики. В результате существенно снизилась дифференциация регионов по данному показателю. Из 130 регионов уровень безработицы в 116 составил 1 процент и ниже, в 14 регионах – от 1,1 до 1,2 процента.

По данным Национального  статистического комитета, численности  занятых в экономике в январе – ноябре 2011 года составила 4645 тыс. человек при прогнозе на конец 2011 года 4670 – 4720 тыс. человек.

Справочно: В экономике Республики Беларусь в январе - октябре 2011 года было занято 4 649,6 тыс. человек, что на 0,3% меньше, чем в январе - октябре 2010 года.

 

 

 

Таблица 1.

Численность принятых и  уволенных работников в организациях 

Республики Беларусь в январе - октябре 2011 года (человек)

 

Численность работников, принятых на работу

Из них на дополнительно  введенные рабочие места

Численность уволенных  работников

Соотношение принятых работников и уволенных, 
в процентах

Всего

719 630

47 220

765 029

94,1

в том числе:

       

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

103 452

2 233

107 353

96,4

рыболовство, рыбоводство

847

40

743

114,0

промышленность

184 188

15 719

192 102

95,9

горнодобывающая промышленность

2 858

248

2 689

106,3

обрабатывающая промышленность

155 825

14 216

161 137

96,7

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

25 505

1 255

28 276

90,2

строительство

92 045

5 583

118 612

77,6

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования

88 074

9 672

90 259

97,6

гостиницы и рестораны

13 633

441

14 345

95,0

транспорт и связь

43 287

2 871

47 663

90,8

финансовая деятельность

9 327

1 433

8 478

110,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

34 059

5 570

35 195

96,8

образование

67 084

1 042

66 281

101,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

44 704

835

43 526

102,7

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

29 394

1 507

31 078

94,6


 

 

Диаграмма 1.


Численность принятых и уволенных  работников организаций по отдельным видам экономической деятельности в январе - октябре 2011 года

(тысяч человек)

Примечание: Источник, собственная  разработка

В целом ситуация на рынке  труда остается стабильной, контролируемой и управляемой.

Вместе с тем сохраняется  структурный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, при этом рынок труда ориентирован на рабочие процессии, которые составляли 77,6 процента от общего количества вакансий.

Для ряда организаций  характерны превышение фактической  численности работников над размерами экономически обоснованной, низкий уровень оплаты труда, высокая текучесть кадров.

Растет спрос на квалифицированные  кадры в здравоохранении, строительстве, на транспорте.

Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение. Сложности с трудоустройством молодых людей связаны с отсутствием у них опыта практической работы, а в ряде случаев – и квалификации.

Постоянного внимания требуют  вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

Для трудоустройства  инвалидов предусматривается установление нанимателям брони приема на работу, организация адаптации к трудовой деятельности безработных из числа инвалидов. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств, направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

Несмотря на снижение безработицы в малых, средних  городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сложная ситуация сохраняется в ряде малых, средних городских поселений и районов республики, в том числе:

в Брестской области  – города Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Лунинецкого района;

в Витебской области  – города Лепель, Поставы;

в Гомельской области  – город Рогачев;

в Гродненской области  – города Волковыск, Островец, Щучин;

в Минской области  – города Вилейка, Червень;

в Могилевской области  – районы Белыничский и Краснопольский.

По каждому включенному в мероприятия малому городу предусмотрен комплекс конкретных мер, разработанных с учетом специфики территорий и направленных на повышение уровня занятости населения, а также сокращение к концу 2012 года уровня безработицы в среднем по области до 1 процента (по Минской области – 0,8 процента).

В 2012 году рынок труда  республики будет формироваться  в условиях структурной перестройки  экономики, под воздействием следующих  факторов:

    • сокращение численности трудовых ресурсов;
  • наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при одновременном дефиците квалифицированных кадров;
  • дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по профессионально-квалифицированному составу;
  • сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также имеющих длительный перерыв в работе.

Рынок труда будет  пополнятся за счет лиц, увольняемых вследствие естественной текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства, приватизации, банкротства предприятий и оптимизации численности работников, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, и выпускников учреждений образования.

Согласно прогнозным расчетам в 2012 году будет зарегистрировано около 240 тыс. безработных.

Уровень безработицы  на 1 апреля 2012 года составил 0,6 процента численности экономически активного населения (на 1 января 2011 года – 0,7 процента), в том числе:

в Брестской области  – 0,7;

в Витебской области – 0,8;

в Гомельской области  – 0,9;

в Гродненской области  – 0,8;

в Минской области  – 0,6;

в Могилевской области  – 0,7;

г.Минск – 0,3.

В результате мероприятий  Государственной программы к  концу 2012 года уровень регистрируемой безработицы планируется обеспечить до 1,5 процента к численности экономически активного населения, в том числе:

в Брестской области  – 1,7;

в Витебской области  – 1,6;

в Гомельской области  – 1,8;

в Гродненской области  – 1,4;

в Минской области – 1,6;

в Могилевской области  – 1,5;

г.Минск – 0,6.

Выполнение мероприятий  Государственной программы позволит (см. Приложение 1):

  • оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 189,9 тыс. граждан, в том числе 127,1 тыс. безработных;
  • организовать оплачиваемые общественные работы с участием в них 78,5 тыс. человек, в том числе 40,5 тыс. безработных;
  • направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,9 тыс. безработных, в том числе не менее 45 процентов по заявкам нанимателей;
  • оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3,1 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
  • оказать социальную поддержку 120,3 безработным в период поиска работы.

Информация о работе Занятость и безработица. Национальные программы занятости