Занятость и безработица. Национальные программы занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Республики Беларусь.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние рынка труда в целом по Республике Беларусь;
раскрыть основные тенденции современного развития рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1. Макроэкономика, занятость и безработица, рынок труда……………………………………………………………………… 5
2. Анализ развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь……………………………………………..12
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………… 23
Приложение 1…………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………... 28

Файлы: 1 файл

Занятость и безработица.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

На выполнение мероприятий  Государственной программы в 2012 году будет выделено 225 925 690 тыс. рублей, в том числе средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 192 475 690 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 33 450 000 тыс. рублей.

3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

Основными задачами в  социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.

Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Продолжится рост реального  уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Стабильное развитие экономики и активная политика на рынке труда позволят обеспечить максимально высокую и эффективную  занятость населения во всех регионах области.

На перспективу основная политика в сфере занятости будет  направлена на реализацию комплекса мер по  дальнейшему повышению уровня занятости населения путем создания рабочих мест в отраслях экономики, стимулирования развития малого бизнеса в сферах производства, инновационной деятельности и оказания услуг населению в малых и средних городах, улучшения условий для развития  сельского предпринимательства, а также реализации мероприятий содействия занятости  социально-уязвимых  категорий граждан на рынке труда. Такая политика обусловит более медленные темпы сокращения неэффективных работников и одновременно позволит удержать безработицу в пределах 1,5% в целом по области и 1,2%  - в малых городах. [15]

Диаграмма 2

Создание новых рабочих  мест по областям  и г. Минску в 2011–2015 гг. (в % от общего числа вновь созданных)

Примечание: Источник, собственная разработка.

 

 

Заключение

Категория занятости  и безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда.  Занятость  населения  определяет  уровень  и  качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом.  Существует  множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в  три  основных  типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах  безработица  является  результатом  высоких  темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В  Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская.

В развитых  странах   мира   государственная   политика    занятости функционирует  по  двум  направлениям:  содействие   в   трудоустройстве   и переобучение,  создание  гибкого  рынка  труда.  Среди  перспективных  путей снижения безработицы наиболее интересными являются:  сокращение  рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

При полной и эффективной  занятости решаются две задачи:

    • создается достаточное количество рабочих мест;
  • обеспечиваются  необходимой рабочей силой предприятия и организации;

Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий.  Достижение  эффективной занятости – задача  хозяйственных единиц,  а полной  занятости – задача  государства.  Оптимальное   сочетание   полной   и   эффективной   занятости определяет рациональную занятость.

В Беларуси в силу специфики  сложившейся ситуации,  традиционные  методы сокращения безработицы не могут  дать  тот  же  эффект.  Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

В настоящее время  ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес.

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что занятость и безработица населения является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. http://www.bank24.ru/info/glossary - словарь экономических терминов.
  2. Экономическая теория /Под общ. ред. Клюни В.Л., Новиковой И.В. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  3. Экономическая теория: Системный курс: Учебное пособие /Под ред. Лобковича Э.И. - Мн.: Новое знание, 2000.
  4. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: макроэкономика – учебно-методический комплекс. – М.: 2008г.
  5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. - СПб. изд-во «Лань», 2000.
  6. Макроэкономика: Учебное пособие /Под. ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко - Мн.: БГЭУ, 2000
  7. Курс экономической теории: Учебник /Под ред. Плотницкого М.И. - Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003.
  8. Экономическая теория в вопросах и ответах /Под ред. Смирнова Ю.Ф. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  9. Райсберг Б.А., Лозовский Л. Ш, Учебный экономический словарь. - М.: «Рольф», 2000.
  10. Экономика. /Под ред. А.С.Булатова.- М.: ВЕК, 2001.
  11. Макроэкономика: Учебник /Под ред. М.И.Плотницкого. М.: Новое знание,2002
  12. http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog5 - сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Государственная программа занятости населения Республики Беларусь.
  13. http://mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie - сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Состояние рынка труда в 2010 году.
  14. http://www.fir.bsu.by/publiclife/edi.shtml - Факультет международных отношений БГУ. Программа социально-экономического развития страны на 2011—2015 гг. — новое лицо белорусского государства.
  15. www.economy.gov.by - Сайт Министерства экономики Республики Беларусь
  16. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 2007.

Приложение 1

Мероприятия Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2012 год

Наименование  мероприятия

Ожидаемый результат (человек)

Выделение бюджетных  ссуд нанимателям для создания новых  рабочих мест

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

925

 

 

190

150

150

125

150

160

Содействие органами по труду, занятости и социальной защите в трудоустройстве граждан  на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

189 900

 

 

 

28 000

33 000

29 900

27 000

32 000

28 000

12 000

Предоставление государственных социальных гарантий безработным, гражданам, направленным на обучение органами по труду, занятости и социальной защите, в виде пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, стипендий, компенсационных выплат, материальной помощи

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

 

120 300

 

 

 

 

 

17 600

18 000

24 000

15 800

17 000

16 400

11 500

Организация переселения  безработных и членов их семей (с  их согласия) на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

335

 

 

 

15

100

60

20

75

65

Установление нанимателям брони для приема на работу граждан, которым предоставляется дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, и иных граждан

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

25 355

 

 

 

4 200

3 100

3 555

3 500

5 000

3 500

2 500

Установление нанимателям  брони для приема на работу безработных  в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

5 500

 

 

900

500

1 000

750

1 000

550

800

Содействие в трудоустройстве  безработным из числа выпускников  учреждения профессионально-технического, среднего специального, и высшего образования, безработным, прошедшим профессиональную подготовку или переподготовку, на рабочие места для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда указанных безработных

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

1 650

 

 

 

 

 

 

 

220

280

310

230

310

200

100

Обеспечение временной  трудовой занятости молодежи, обучающейся  в учреждениях образования, в  свободное от учебы время

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

22 700

 

 

 

3 500

3 500

3 800

3 300

3 000

4 000

1 600

Установление нанимателям  брони для приема на работу безработных из числа инвалидов

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

1 950

 

 

370

300

250

220

400

160

250

Организация и финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

500

 

 

80

45

65

60

50

60

140

Финансирование и компенсация  согласно заявкам нанимателей затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

137

 

 

43

28

15

19

10

14

8

Установление нанимателям  брони для приема на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы

в том числе

Брестская область

Витебская область 

Гомельская область 

Гродненская область

Минская область

Могилевская область

г.Минск

3 545

 

 

400

400

845

400

800

450

250


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Динамика доли сферы  услуг в ВВП и доли занятых  в сфере услуг 

в 2005 – 2015 гг. (%)

 


Информация о работе Занятость и безработица. Национальные программы занятости