Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Республики Беларусь.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние рынка труда в целом по Республике Беларусь;
раскрыть основные тенденции современного развития рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.
Введение………………………………………………………………… 3
1. Макроэкономика, занятость и безработица, рынок труда……………………………………………………………………… 5
2. Анализ развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь……………………………………………..12
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………… 23
Приложение 1…………………………………………………………..24
Приложение 2…………………………………………………………... 28
На выполнение мероприятий Государственной программы в 2012 году будет выделено 225 925 690 тыс. рублей, в том числе средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – 192 475 690 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 33 450 000 тыс. рублей.
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Основными задачами в социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.
Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Продолжится рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.
Стабильное развитие
экономики и активная политика на
рынке труда позволят обеспечить
максимально высокую и
На перспективу основная политика в сфере занятости будет направлена на реализацию комплекса мер по дальнейшему повышению уровня занятости населения путем создания рабочих мест в отраслях экономики, стимулирования развития малого бизнеса в сферах производства, инновационной деятельности и оказания услуг населению в малых и средних городах, улучшения условий для развития сельского предпринимательства, а также реализации мероприятий содействия занятости социально-уязвимых категорий граждан на рынке труда. Такая политика обусловит более медленные темпы сокращения неэффективных работников и одновременно позволит удержать безработицу в пределах 1,5% в целом по области и 1,2% - в малых городах. [15]
Диаграмма 2
Создание новых рабочих мест по областям и г. Минску в 2011–2015 гг. (в % от общего числа вновь созданных)
Примечание: Источник, собственная разработка.
Заключение
Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.
В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская.
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.
При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость.
В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.
В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес.
В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что занятость и безработица населения является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества.
Список использованных источников
Приложение 1
Мероприятия Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат (человек) |
Выделение бюджетных ссуд нанимателям для создания новых рабочих мест в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область |
925
190 150 150 125 150 160 |
Содействие органами по труду, занятости и социальной защите в трудоустройстве граждан на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
189 900
28 000 33 000 29 900 27 000 32 000 28 000 12 000 |
Предоставление государственных социальных гарантий безработным, гражданам, направленным на обучение органами по труду, занятости и социальной защите, в виде пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, стипендий, компенсационных выплат, материальной помощи в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск
|
120 300
17 600 18 000 24 000 15 800 17 000 16 400 11 500 |
Организация переселения безработных и членов их семей (с их согласия) на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств и возмещением расходов на переезд в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область |
335
15 100 60 20 75 65 |
Установление нанимателям брони для приема на работу граждан, которым предоставляется дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, и иных граждан в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
25 355
4 200 3 100 3 555 3 500 5 000 3 500 2 500 |
Установление нанимателям брони для приема на работу безработных в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
5 500
900 500 1 000 750 1 000 550 800 |
Содействие в трудоустройстве безработным из числа выпускников учреждения профессионально-технического, среднего специального, и высшего образования, безработным, прошедшим профессиональную подготовку или переподготовку, на рабочие места для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда указанных безработных в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
1 650
220 280 310 230 310 200 100 |
Обеспечение временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
22 700
3 500 3 500 3 800 3 300 3 000 4 000 1 600 |
Установление нанимателям брони для приема на работу безработных из числа инвалидов в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
1 950
370 300 250 220 400 160 250 |
Организация и финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
500
80 45 65 60 50 60 140 |
Финансирование и компенсация согласно заявкам нанимателей затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
137
43 28 15 19 10 14 8 |
Установление нанимателям брони для приема на работу граждан, освобожденных из мест лишения свободы в том числе Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г.Минск |
3 545
400 400 845 400 800 450 250 |
Приложение 2
Динамика доли сферы услуг в ВВП и доли занятых в сфере услуг
в 2005 – 2015 гг. (%)
Информация о работе Занятость и безработица. Национальные программы занятости