Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать проблему занятости в Рес-публике Беларусь, определить основные тенденции и направления государ-ственной политики занятости населения.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономи-кой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Бела-русь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) в 2000 г. и 2010 г.…….….……………………………………………….. 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь
Студент
ФМ, 2-й курс, ДКУ-1 И.О.Кафизова
Руководитель
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 с., 1 рис., 4 табл., 19 источников, 2 прил.
БЕЗРАБОТИЦА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ, ЗАНЯТОСТЬ, ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ, РЫНОК ТРУДА, ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ.
Объект исследования – занятость населения Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности занятости населения Республики Беларусь и государственная политика занятости Республики Беларусь.
Цель работы: изучить и проанализировать проблему занятости в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию занятости населения выделены ее основные формы, исследована динамика и структура занятого населения Республики Беларусь, проанализирована государственная политика в области занятости населения Республики Беларусь.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
THE ABSTRACT
Term paper: 33 pages, 1 picture, 4 tables, 19 enclosures, 2 applications.
UNEMPLOYMENT, STATE REGULATION OF EMPLOYMENT, EMPLOYMENT, FULL EMPLOYMENT, LABOUR, EFFECTIVE EMPLOYMENT.
Object of research – employment in the Republic of Belarus.
Subject of research – features of employment in the Republic of Belarus and the State Employment Policy of the Republic of Belarus.
The paper purpose: to study and analyze the problem of employment in the Republic of Belarus, to identify main trends and directions of the state employment policy.
Methods of research: analyze and synthesis, generalization, a comparative analysis.
Researches and development: based on the aggregation of different theoretical approaches to the study of employment highlighted its basic forms, the dynamics and structure of the employed population of the Republic of Belarus, analyzed the state employment policy of the Republic of Belarus.
Area of possible practical application: the information resulted in the term paper, can be used at studying of a course “Macroeconomics”.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
1.2Структура занятости и ее
особенности в странах с переходной экономикой……………………………………………………
2 Особенности государственной
политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
2.1 Анализ уровня занятости
и безработицы в Республике Беларусь…………………………………………………………
2.2 Основные направления
реализации государственной
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности
принятых и уволенных работников в организациях
Республики Беларусь в январе-сентябре
2011 г.............................
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) в 2000 г. и 2010 г.…….….……………………………………………….. 31
ВВЕДЕНИЕ
Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Напротив, безработица, если она становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность, вплоть до возможного ее разрушения. Массовая безработица может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой социально-политическую проблему.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Главным в жизни человека является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов, а, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности, наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и безработицы на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом.
Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Причем эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел.
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель данной курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучить и проанализировать проблему занятости в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
Для рассмотрения данной проблемы необходимо решить ряд следующих задач:
Методологической и
1 Занятость: сущность, формы
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах
Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 года №125-З) занятость - деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу [1].
А. Сен (профессор Лондонской экономической школы) считает, что рассматривать занятость только как оплачиваемый труд в легальной экономике неверно. Прежде всего, потому, что она имеет несколько аспектов: производственный — участие в производстве продукции; вознаградительный — получение трудового дохода; признательный — признание обществом полезности труда. Другими словами, производство благ и услуг в домашнем хозяйстве является общественно-полезным, и потому рассматривается как форма экономической активности.
Кратко охарактеризуем современные
направления в теории занятости,
особенно касающиеся регулирования
занятости как ключевого
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гильдера, А. Лафера, М. Фельдстайна, Р. Холла. В основе неоклассической концепции лежат положения неоклассической политэкономии. Создатели этой школы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и чрезвычайно динамичную систему, подчинившуюся рыночным законам. Основным регулятором ее служит ценовой механизм.
Монетаристская школа, представителями которой являются М. Фридман, Э. Фелис, исходила из факта жесткой структуры цен на рабочую силу и однонаправленной тенденции роста ставок реальной заработной платы определенным «нормальным» темпом. Согласно этой теории в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы.
Индустриально-социологическая школа представлена, например, такими экономистами как Д. Веблен, Дж. Даплон, Дж. Гелбрейт, Л. Ульман. Ее приверженцы считают, что существующие проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для этих ученых характерен отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить имеющиеся на рынке несоответствия особенностями социальных, профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы [2, с.24-26].
В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [3, с. 8].
А сейчас более подробно рассмотрим понятия полной и эффективной занятости.
Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному. Так, в советский период таким критерием для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне.
В западной экономической
теории и практике под полной занятостью
подразумевается такое
Возникает вопрос: при каком
уровне вовлеченности в
Под экономически целесообразным
понимается продуктивное рабочее место,
позволяющее человеку реализовать
свой личный интерес, добиться высокой
производительности труда, используя
достижения науки и техники, и
иметь достойный заработок, гарантирующий
нормальное воспроизводство работника
и его семьи. Отвечающее указанным
требованиям рабочее место
Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь