Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать проблему занятости в Рес-публике Беларусь, определить основные тенденции и направления государ-ственной политики занятости населения.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономи-кой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Бела-русь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) в 2000 г. и 2010 г.…….….……………………………………………….. 31
Таблица 5 - Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего занято в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||
государственная |
50,7 |
49,9 |
47,3 |
44,2 |
частная |
47,8 |
48,5 |
51,1 |
54,0 |
смешанная с иностранным участием |
2,8 |
3,2 |
3,2 |
3,9 |
иностранная |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
Примечание – Источник: [14].
Важнейшей характеристикой сферы занятости в Республике Беларусь является наличие вынужденной неполной занятости, которая является следствием ее избыточного уровня и проявляется в виде занятости неполный рабочий день (или сокращенная рабочая неделя), административных отпусках. Избыточная занятость не идентична неполной вынужденной занятости, хотя последняя является конкретным выражением трудоизбыточности на микроуровне и характеризует объем, структуру неэффективно задействованного персонала. К избыточным относятся те работники, труд которых не является для предприятия экономически необходимым. Их существование на предприятии обусловлено плохой организацией и нормированием труда, значительно большими затратами труда на единицу выпускаемой продукции в основном, вспомогательном и обслуживающем хозяйствах предприятия по сравнению с аналогичными предприятиями в рыночной экономике (что частично обусловило ценовую неконкурентоспособность отечественных товаров). Труд избыточных работников материализуется в выпуске нереализованной продукции из-за отсутствия спроса на нее, в превышении трудовых затрат на выпуск продукции по сравнению с конкурентоспособными предприятиями. То есть избыточный персонал может быть и занят, но занят нерационально, либо не полностью. Неполная вынужденная занятость включает работников, занятых неполный рабочий день по инициативе администрации, либо находящихся в административных отпусках. Это временная недозагрузка человеческого капитала предприятия. Она является составной частью избыточной занятости. Большинство исследователей отождествляют вынужденную неполную занятость и скрытую безработицу. Как представляется, это не совсем правомерно. Если подходить к данной проблеме чисто количественно, то скрытая безработица равна избыточной занятости, где вынужденная неполная – лишь ее часть. Поэтому и рассчитывать скрытую безработицу надо через показатели эффективности использования фонда рабочего времени и затрат труда на объем нереализованной продукции. Если же подходить к проблеме скрытой безработицы сущностно, в качественном аспекте, то, в соответствии с методологией МОТ, работников, работающих в режиме неполного рабочего времени или находящихся в административных отпусках, нельзя отнести к безработным. Они являются занятыми, но занятыми неэффективно с точки зрения воспроизводства человеческого капитала, национального богатства. Определение неполной занятости было утверждено на IX Международной конференции статистиков труда (1957 г.), в соответствии с которым к ней относятся «лица, имеющие занятие, не работающие полное рабочее время, но которые хотели бы выполнять дополнительную работу, кроме выполняемой. Кроме того, к ним принадлежат работники, имеющие занятие, доход или заработная плата которых возрастут, если они будут работать в лучших условиях или изменят свою профессию в соответствии с полученной профессиональной подготовкой».
При регулировании занятости в Республике Беларусь целесообразно учитывать наличие неполной занятости по следующим причинам:
Резкое превращение скрытой безработицы в открытую не поможет повысить эффективность занятости в стране, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. В случае быстрой легализации скрытой безработицы возрастет теневая занятость. Однако поэтапное сокращение избыточной занятости позволит осуществить меры по сочетанию различных форм занятости без «перегрева» региональных рынков труда. Поэтому общее направление регулирования занятости в Республике Беларусь состоит в сокращении избыточной занятости и достижении эффективной занятости на базе реструктуризации экономики совместными усилиями предприятий и центров занятости [5, с.114-115].
Подведя итог, мы можем сказать, что в Республике Беларусь исторически сложился высокий уровень занятости населения. Но, несмотря на это, этот показатель постоянно колеблется. Одной из характерных черт состояния занятости в Республике Беларусь является избыточная занятость, а также вынужденная неполная занятость. Расширяется занятость в сфере услуг.
2.2 Основные направления
реализации государственной
Государственное регулирование занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.
С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика осуществляется по следующим направлениям:
Достижению указанных
целей и смягчению
Проблемы занятости решаются исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости [17, с.452].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год (далее — Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.
В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.
В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:
Одним из важнейших приоритетов
Государственной программы
В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).
Более 3,0 тыс. безработных
смогут получить финансовую поддержку
в виде субсидии из средств Фонда
для организации
Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.
Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.
Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.
В полном объеме к концу 2011 г. будет обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.
Реализация мероприятий
Государственной программы
Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь