Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать проблему занятости в Рес-публике Беларусь, определить основные тенденции и направления государ-ственной политики занятости населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономи-кой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Бела-русь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) в 2000 г. и 2010 г.…….….……………………………………………….. 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 5 - Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)

 

2007

2008

2009

2010

Всего занято в экономике

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

 

      государственная

50,7

49,9

47,3

44,2

      частная

47,8

48,5

51,1

54,0

      смешанная  с иностранным участием

2,8

3,2

3,2

3,9

      иностранная

1,5

1,6

1,6

1,8


Примечание – Источник: [14].

 

Важнейшей характеристикой сферы занятости в Республике Беларусь является наличие вынужденной неполной занятости, которая является следствием ее избыточного уровня и проявляется в виде занятости неполный рабочий день (или сокращенная рабочая неделя), административных отпусках. Избыточная занятость не идентична неполной вынужденной занятости, хотя последняя является конкретным выражением трудоизбыточности на микроуровне и характеризует объем, структуру неэффективно задействованного персонала. К избыточным относятся те работники, труд которых не является для предприятия экономически необходимым. Их существование на предприятии обусловлено плохой организацией и нормированием труда, значительно большими затратами труда на единицу выпускаемой продукции в основном, вспомогательном и обслуживающем хозяйствах предприятия по сравнению с аналогичными предприятиями в рыночной экономике (что частично обусловило ценовую неконкурентоспособность отечественных товаров). Труд избыточных работников материализуется в выпуске нереализованной продукции из-за отсутствия спроса на нее, в превышении трудовых затрат на выпуск продукции по сравнению с конкурентоспособными предприятиями. То есть избыточный персонал может быть и занят, но занят нерационально, либо не полностью. Неполная вынужденная занятость включает работников, занятых неполный рабочий день по инициативе администрации, либо находящихся в административных отпусках. Это временная недозагрузка человеческого капитала предприятия. Она является составной частью избыточной занятости. Большинство исследователей отождествляют вынужденную неполную занятость и скрытую безработицу. Как представляется, это не совсем правомерно. Если подходить к данной проблеме чисто количественно, то скрытая безработица равна избыточной занятости, где вынужденная неполная – лишь ее часть. Поэтому и рассчитывать скрытую безработицу надо через показатели эффективности использования фонда рабочего времени и затрат труда на объем нереализованной продукции. Если же подходить к проблеме скрытой безработицы сущностно, в качественном аспекте, то, в соответствии с методологией МОТ, работников, работающих в режиме неполного рабочего времени или находящихся в административных отпусках, нельзя отнести к безработным.  Они являются занятыми, но занятыми неэффективно с точки зрения воспроизводства человеческого капитала, национального богатства. Определение неполной занятости было утверждено на IX Международной конференции статистиков труда (1957 г.), в соответствии с которым к ней относятся «лица, имеющие занятие, не работающие полное рабочее время, но которые хотели бы выполнять дополнительную работу, кроме выполняемой. Кроме того, к ним принадлежат работники, имеющие занятие, доход или заработная плата которых возрастут, если они будут работать в лучших условиях или изменят свою профессию в соответствии с полученной профессиональной подготовкой».

При регулировании занятости  в Республике Беларусь целесообразно учитывать наличие неполной занятости по следующим причинам:

  1. она сосредоточена внутри предприятия и находится вне зоны компетенции служб занятости;
  2. в период вынужденного бездействия значительная часть работников имеет дополнительную занятость, которая не учитывается при оценке сферы занятости в Республике Беларусь.

Резкое превращение скрытой безработицы в открытую не поможет повысить эффективность занятости в стране, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. В случае быстрой легализации скрытой безработицы возрастет теневая занятость. Однако поэтапное сокращение избыточной занятости позволит осуществить меры по сочетанию различных форм занятости без «перегрева» региональных рынков труда. Поэтому общее направление регулирования занятости в Республике Беларусь состоит в сокращении избыточной занятости и достижении эффективной занятости на базе реструктуризации экономики совместными усилиями предприятий и центров занятости [5, с.114-115].

Подведя итог, мы можем сказать, что в Республике Беларусь исторически сложился высокий уровень занятости населения. Но, несмотря на это, этот показатель постоянно колеблется. Одной из характерных черт состояния занятости в Республике Беларусь является избыточная занятость, а также вынужденная неполная занятость. Расширяется занятость в сфере услуг.

 

 

2.2 Основные направления  реализации государственной политики  занятости в Республике Беларусь

 

Государственное регулирование  занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.

С целью эффективного регулирования  безработицы государственная политика осуществляется по следующим направлениям:

  1. содействие предпринимательской деятельности безработных;
  2. содействие трудоустройству граждан,  не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  3. переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;
  4. регулирование безработицы, включая высвобождение работников,  трудоустройство  молодежи,   содействие  занятости женщин;
  5. реструктуризация градообразующих предприятий.

Достижению указанных  целей и смягчению напряженности на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ выполняются успешно, чему способствует деятельность государственной службы занятости, которая обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Проблемы занятости решаются исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости [17, с.452].

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год (далее  — Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе  определены основные направления и  приоритеты деятельности республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение следующих задач:

  1. содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
  2. вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  3. интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  4. содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
  5. повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  6. обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
  7. обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2–1,5 процента от численности экономически активного населения.

Одним из важнейших приоритетов  Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве  незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных  смогут получить финансовую поддержку  в виде субсидии из средств Фонда  для организации предпринимательской  деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с  учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов  нанимателям установлена броня  приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

Для обеспечения временной  занятости граждан, в том числе  безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы,  организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

В полном объеме к концу 2011 г. будет обеспечена предусмотренная  законодательством социальная поддержка  безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Реализация мероприятий  Государственной программы позволит обеспечить к концу 2011 года:

  1. численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670–4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области — 640,3–647,2 тыс. человек, Витебской — 573,6–579,7 тыс. человек, Гомельской — 667,2–674,3 тыс. человек, Гродненской — 509,1–514,6 тыс. человек, Минской — 674,7–681,9 тыс. человек, Могилевской — 508,6–514 тыс. человек, г. Минску — 1096,5–1108,3 тыс. человек;
  2. уровень регистрируем<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', '

Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь