Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать проблему занятости в Рес-публике Беларусь, определить основные тенденции и направления государ-ственной политики занятости населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономи-кой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Бела-русь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) в 2000 г. и 2010 г.…….….……………………………………………….. 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

Основной регулирующей силой  состояния занятости в государственной  экономике является потребность  предприятия в трудовых ресурсах. Но, поскольку предприятия государственные, то общий уровень занятости на них задается не экономическими соображениями максимизации прибыли, а социально-политическими: обеспечение полной занятости, отсутствие безработицы, увеличение объемов выпуска продукции на прежней технологической базе. Достигается последнее все большим поглощением трудовых ресурсов для наращивания объемов выпуска экстенсивным путем и обеспечения возможности маневрирования трудовыми ресурсами на время их отвлечения на сельскохозяйственные работы, отпуска и пр. Поэтому, при общем отсутствии безработицы на макроуровне, в рамках каждого конкретного предприятия существует «запасная» - излишняя, незанятая рабочая сила.

Рассмотренный механизм обеспечения  занятости приводит к существованию огромного числа экономически нецелесообразных рабочих мест.

С началом процесса перехода к рынку обозначились общие для  всех переходных стран закономерности в состоянии занятости. Наиболее существенной из них является эклектичность занятости, что означает одновременное существование в экономике как прежних, так и зарождающихся форм обеспечения занятости, которые существуют параллельно, практически не взаимодействуя друг с другом.

Эклектичность состояния  и, соответственно, регулирования занятости  в переходной экономике определяет и такую закономерность ее регулирования, как неопределенность и неустойчивость. Это проявляется в неполноте и ограниченности информации о результатах регулирующих воздействий, поскольку центральные плановые органы уже не функционируют в прежнем объеме полномочий, а новые формы регулирования еще не работают.

Третья закономерность регулирования  занятости в переходной экономике заключается в значительной доле политических и социальных факторов в регулировании занятости. Безработица становится одним из расхожих аргументов в политической борьбе, оправдательным фактом для сохранения и поддержания убыточных производств.

Зарубежные специалисты  отмечают высокую степень корпоративизма в регулировании занятости в  странах Центральной и Восточной  Европы, связанную с организацией коллективных переговоров. Особенно высоким уровнем корпоративизма характеризуются Чехия и Венгрия, менее – Болгария и Польша. Корпоративизм в регулировании занятости способствует установлению региональных и затяжных различий в ее уровне. Отмечается также, что при низкой степени корпоративности уровень безработицы более устойчив (т.е. не растет быстрыми темпами) [5, с. 76-80].

Анализ в развитии занятости  и безработицы в странах с  переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции.

Так, с начала 2000-х годов  во всех странах во всех странах  обозначилось снижение ВВП. В Чехии в 2008 г. по сравнению с 2005 г. ВВП снизился на 2,4% и составил 3,9%, в Словакии – на 4%: в 2008 г. этот показатель был равен 6,4%, в России в 2010 г. уровень ВВП остановился на отметке 4%, что на 4,5% меньше, чем в 2007 г., а в Болгарии в 2007 г. уровень ВВП был равен 11%, а в 2009 г. – 5,9%.

Такое значительное снижение объемов производства сопровождалось соответствующим ростом безработицы. На данный момент показатели безработицы в рассматриваемых странах остаются на достаточно высоком уровне. Например, в Чехии уровень безработицы составляет 6%, в Словакии – 7,7%, в России – 6,6%, в Болгарии – 6,5% [12].

Общими чертами безработицы  в переходных экономиках является сходство ее структуры:

  1. значительный удельный вес молодежи;
  2. увеличение длительной безработицы;
  3. основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
  4. низкая оборачиваемость состава безработных.

Схожесть тенденций и  структуры безработицы в странах  с переходной экономикой позволяет  говорить о существовании общих  закономерностей ее регулирования.

В начале переходных процессов  практически во всех странах были введены достаточно обширные меры пассивной  помощи безработным. Это объяснялось  как невысоким уровнем безработицы, так и попытками перенять позитивный опыт стран с социально ориентированной  рыночной экономикой (прежде всего  скандинавских). Однако при дальнейшем росте безработицы выплаты безработным  стали достаточно обременительными для бюджета, что частично способствовало росту налогового пресса на субъектов  хозяйствования. Поэтому далее переходные экономики пошли различными путями: либо ужесточением правил регистрации безработных и назначения пособий (Венгрия, Беларусь), либо уменьшением помощи безработным (Польша, Румыния, Болгария). Максимальная продолжительность сроков выплаты пособий в переходных экономиках ниже, чем в странах Западной Европы, а размер пособий при низком уровне самой минимальной заработной платы не способен материально поддержать безработных.

Значимыми выводами, вытекающими  из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:

  1. эффективность регулирования занятости производна от реальности и последовательности рыночных преобразований;
  2. условия оказания пассивной помощи не должны быть слишком мягкими, чтобы не стимулировать рост долговременной безработицы, но и не должны быть чрезмерно жесткими, иначе основные потоки безработных пойдут за пределами официально контролируемого рынка труда;
  3. активная политика на рынке труда должна быть направлена на развитие инфраструктуры рынка труда;
  4. реализация общественных работ эффективнее на локальном (региональном) уровне;
  5. содействие повышению мобильности рабочей силы (особенно в молодом возрасте);
  6. трудоустройство на экономически неэффективных рабочих местах не способствует повышению эффективности занятости и структурной перестройке, создаваемые рабочие места должны быть экономически или социально необходимыми, иначе это определяет недолговременность их существования [5, с. 85-87].

Страны с переходной экономикой – страны, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Основной регулирующей силой состояния занятости является потребность предприятий в трудовых ресурсах. В странах с переходной экономикой наблюдаются схожие тенденции безработицы, что позволяет говорить о существовании общих закономерностей ее регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности  государственной политики занятости в

Республике Беларусь

    1. Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь

Состояние занятости прямо  связано с понятием «занятое население». По методологии Международной организации  труда занятые – это лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  1. выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
  2. выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;
  3. временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин [13, с.159-160].

 

 Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» к занятому населению относятся:

  1. работающие  по  трудовому  договору, за  исключением  трудового договора  о выполнении оплачиваемых общественных работ, а  также  на основе членства (участия) в юридических лицах;
  2. зарегистрированные в установленном законодательством порядке  в качестве индивидуальных предпринимателей;
  3. выполняющие   работы   у  юридических  лиц   и   индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является   выполнение  работ  (оказание  услуг,  создание   объектов интеллектуальной собственности);
  4. военную службу, а также службу в органах внутренних дел,  органах  финансовых  расследований  Комитета  государственного контроля   Республики   Беларусь,  органах   и   подразделениях   по чрезвычайным ситуациям;
  5. обучающиеся  по  очной (дневной) форме обучения  в  учреждениях образования;
  6. осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет,  ребенком- инвалидом  в  возрасте  до 18 лет, инвалидом I  группы  либо  лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до  18 лет,  инфицированным  вирусом иммунодефицита  человека  или  больным СПИДом;
  7. занимающиеся     иной    не    запрещенной    законодательством деятельностью, приносящей заработок.

 

В Беларуси исторически сложился высокий уровень занятости населения. Удельный вес занятых от общей численности экономически активного населения страны составлял в 2007 году 98,9%, в 2008 году – 99,1%, в 2009 году – 99,1%, в 2010 году – 99,2%. Данные приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Численность экономически активного населения (в среднем за год)

 

2007

2008

2009

2010

Тысяч человек

Экономически активное население

4566,9

4654,2

4686,1

4705,1

Из общей численности  экономически активного населения занятые

4518,3

4610,5

4643,9

4665,9

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население

100

100

100

100

Из общей численности  экономически активного населения занятые

98,9

99,1

99,1

99,2


Примечание – Источник: [14].

 

За период 2007-2010 численность  экономически активного населения  увеличилась: в 2007 г. она составляла 4566,9 тыс. человек, а в 2010 г. - 4705,1 тыс. человек, причем улучшается его структура. В 2007 г. доля безработных составляла 1% от экономически активного населения, в 2010 г. - 0,7% [6]. Уменьшение процента зарегистрированной безработицы, а также количества безработных можно проследить в таблице 4.

 

Таблица 4 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

 

2007

2008

2009

2010

Численность безработных, тыс. человек

44,1

37,3

40,3

33,1

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

1,0

0,8

0,9

0,7


Примечание – Источник: [14].

В экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г. было занято 4 653,2 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в январе-сентябре 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2011 г. составила 30,1 тыс. человек, что на 16,3% меньше, чем в сентябре 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец сентября 2010 г. – 0,8%) [15].

Одной из характерных черт состояния занятости в Республике Беларусь является избыточная занятость, точно оценить ее размеры по имеющимся статистическим данным невозможно. Самую достоверную оценку ее размера могло бы дать исследование на уровне отдельных предприятий. О наличии избыточной занятости на предприятиях можно судить по загрузке производственных мощностей в сопоставлении с динамикой среднесписочной численности персонала, по числу случаев и продолжительности остановок производства в связи с нехваткой сырья и по другим производственным причинам, по динамике неполной занятости работников [5, с.112].

Организациями республики (без  субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2011 г. было принято на работу 647,3 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 43,2 тыс. человек, уволено по различным причинам 691,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций [15]. Более конкретная информация по численности нанятых и уволенных работников по сферам народного хозяйства представлена в таблице (приложение А).

Проанализировав данную таблицу, мы можем сделать вывод о том, что за период с января по сентябрь 2011 г. организации Республики Беларусь приняли на работу меньше работников, чем уволили. Таким образом была немного уменьшена избыточная занятость.

А теперь обратим внимание на распределение численности занятого населения по отраслям экономики. Для  сравнения возьмем 2000 г. и 2010 г. При переходе к рыночной экономике структура трудовых ресурсов претерпела незначительные изменения. Возник некоторый структурный дисбаланс, одни категории работников стали не востребованы при одновременном недостатке других категорий. Небольшая часть человеческого капитала вынуждена была пройти переподготовку, сменить профессию и перетекла из одного сектора занятости в другой (приложение Б).

Анализ распределения  занятого населения по отраслям экономики  Республики Беларусь свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Так, если в 2000 г. их соотношение составляло 48,7% и 51,3%, то в 2010 г. – 44,5% и 55,5%. Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доля работающих снизилась с 27,6% в 2000 г. до 25,3% в 2010 г. В сельском хозяйстве численность работников неуклонно сокращалась, в результате доля занятых здесь уменьшилась с 14,1% – в 2000 г. до 9,7% – в 2010 г.

Несмотря на расширение занятости  в сфере услуг, Беларусь по этому  показателю существенно отстает  от других стран. Можно говорить о  конкурентоспособности ресурсов труда, если соотношение занятых в сфере услуг и производственном секторе экономики сохраняется, как минимум, на уровне 60:40. В Беларуси оно составляет 55:45 (по данным 2010 г.).

Одной из характеристик степени  рыночных преобразований экономики  служит показатель доли занятых в  негосударственном секторе экономики. Процесс реформирования экономики  привел к увеличению численности  работников в негосударственном секторе [16, с.52]. За период  2007-2010 гг. удельный вес занятых в негосударственном секторе увеличился с 49,3% до 55,8% (таблица 5).

Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь