Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать проблему занятости в Рес-публике Беларусь, определить основные тенденции и направления государ-ственной политики занятости населения.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономи-кой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Бела-русь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Бела-русь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу) в 2000 г. и 2010 г.…….….……………………………………………….. 31
Основной регулирующей силой
состояния занятости в
Рассмотренный механизм обеспечения занятости приводит к существованию огромного числа экономически нецелесообразных рабочих мест.
С началом процесса перехода к рынку обозначились общие для всех переходных стран закономерности в состоянии занятости. Наиболее существенной из них является эклектичность занятости, что означает одновременное существование в экономике как прежних, так и зарождающихся форм обеспечения занятости, которые существуют параллельно, практически не взаимодействуя друг с другом.
Эклектичность состояния и, соответственно, регулирования занятости в переходной экономике определяет и такую закономерность ее регулирования, как неопределенность и неустойчивость. Это проявляется в неполноте и ограниченности информации о результатах регулирующих воздействий, поскольку центральные плановые органы уже не функционируют в прежнем объеме полномочий, а новые формы регулирования еще не работают.
Третья закономерность регулирования занятости в переходной экономике заключается в значительной доле политических и социальных факторов в регулировании занятости. Безработица становится одним из расхожих аргументов в политической борьбе, оправдательным фактом для сохранения и поддержания убыточных производств.
Зарубежные специалисты
отмечают высокую степень корпоративизма
в регулировании занятости в
странах Центральной и
Анализ в развитии занятости и безработицы в странах с переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции.
Так, с начала 2000-х годов во всех странах во всех странах обозначилось снижение ВВП. В Чехии в 2008 г. по сравнению с 2005 г. ВВП снизился на 2,4% и составил 3,9%, в Словакии – на 4%: в 2008 г. этот показатель был равен 6,4%, в России в 2010 г. уровень ВВП остановился на отметке 4%, что на 4,5% меньше, чем в 2007 г., а в Болгарии в 2007 г. уровень ВВП был равен 11%, а в 2009 г. – 5,9%.
Такое значительное снижение объемов производства сопровождалось соответствующим ростом безработицы. На данный момент показатели безработицы в рассматриваемых странах остаются на достаточно высоком уровне. Например, в Чехии уровень безработицы составляет 6%, в Словакии – 7,7%, в России – 6,6%, в Болгарии – 6,5% [12].
Общими чертами безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:
Схожесть тенденций и
структуры безработицы в
В начале переходных процессов
практически во всех странах были
введены достаточно обширные меры пассивной
помощи безработным. Это объяснялось
как невысоким уровнем
Значимыми выводами, вытекающими из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:
Страны с переходной экономикой – страны, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Основной регулирующей силой состояния занятости является потребность предприятий в трудовых ресурсах. В странах с переходной экономикой наблюдаются схожие тенденции безработицы, что позволяет говорить о существовании общих закономерностей ее регулирования.
2 Особенности государственной политики занятости в
Республике Беларусь
Состояние занятости прямо
связано с понятием «занятое население».
По методологии Международной
Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» к занятому населению относятся:
В Беларуси исторически сложился высокий уровень занятости населения. Удельный вес занятых от общей численности экономически активного населения страны составлял в 2007 году 98,9%, в 2008 году – 99,1%, в 2009 году – 99,1%, в 2010 году – 99,2%. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Численность экономически активного населения (в среднем за год)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Тысяч человек | ||||
Экономически активное население |
4566,9 |
4654,2 |
4686,1 |
4705,1 |
Из общей численности экономически активного населения занятые |
4518,3 |
4610,5 |
4643,9 |
4665,9 |
В процентах от экономически активного населения | ||||
Экономически активное население |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из общей численности экономически активного населения занятые |
98,9 |
99,1 |
99,1 |
99,2 |
Примечание – Источник: [14].
За период 2007-2010 численность экономически активного населения увеличилась: в 2007 г. она составляла 4566,9 тыс. человек, а в 2010 г. - 4705,1 тыс. человек, причем улучшается его структура. В 2007 г. доля безработных составляла 1% от экономически активного населения, в 2010 г. - 0,7% [6]. Уменьшение процента зарегистрированной безработицы, а также количества безработных можно проследить в таблице 4.
Таблица 4 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность безработных, тыс. человек |
44,1 |
37,3 |
40,3 |
33,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
Примечание – Источник: [14].
В экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г. было занято 4 653,2 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в январе-сентябре 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2011 г. составила 30,1 тыс. человек, что на 16,3% меньше, чем в сентябре 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец сентября 2010 г. – 0,8%) [15].
Одной из характерных черт
состояния занятости в
Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2011 г. было принято на работу 647,3 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 43,2 тыс. человек, уволено по различным причинам 691,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций [15]. Более конкретная информация по численности нанятых и уволенных работников по сферам народного хозяйства представлена в таблице (приложение А).
Проанализировав данную таблицу, мы можем сделать вывод о том, что за период с января по сентябрь 2011 г. организации Республики Беларусь приняли на работу меньше работников, чем уволили. Таким образом была немного уменьшена избыточная занятость.
А теперь обратим внимание
на распределение численности
Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Так, если в 2000 г. их соотношение составляло 48,7% и 51,3%, то в 2010 г. – 44,5% и 55,5%. Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доля работающих снизилась с 27,6% в 2000 г. до 25,3% в 2010 г. В сельском хозяйстве численность работников неуклонно сокращалась, в результате доля занятых здесь уменьшилась с 14,1% – в 2000 г. до 9,7% – в 2010 г.
Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно отстает от других стран. Можно говорить о конкурентоспособности ресурсов труда, если соотношение занятых в сфере услуг и производственном секторе экономики сохраняется, как минимум, на уровне 60:40. В Беларуси оно составляет 55:45 (по данным 2010 г.).
Одной из характеристик степени
рыночных преобразований экономики
служит показатель доли занятых в
негосударственном секторе
Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь