Занятость населения как элемент социально-экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты занятости как элемента социально-экономической политики.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность и основные понятия занятости населения.
2. Изучить место политики занятости населения в системе социально-экономической политики.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы государственной политики занятости
1.1. Занятость населения: сущность и основные понятия
1.2. Место политики занятости населения в системе социально-экономической политики
1.3. Государственная политика в области занятости в России
2. Расчетное задание
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЭТ.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Инженерно-экономический факультет

 

Кафедра экономики, производственного менеджмента и организации

машиностроительного производства

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

По дисциплине : «Экономика труда»

На тему: «Занятость населения как элемент социально-экономической политики»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр.ЭФ-122

Беркута А.А.

Принял: Решетов В.В.

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2014

 

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы государственной политики занятости

1.1.   Занятость населения: сущность и основные понятия

1.2. Место политики занятости населения в системе социально-экономической политики

1.3. Государственная политика в области занятости в России

2.  Расчетное задание 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Актуальность работы обуславливается тем, что в современной России вопрос занятости населения обо обострен в связи с кризисными явлениями последних лет и высоким уровнем безработицы. 
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. 
Цель работы – изучить теоретические аспекты занятости как элемента социально-экономической политики. 
Задачи работы: 
1. Раскрыть сущность и основные понятия занятости населения. 
2. Изучить место политики занятости населения в системе социально-экономической политики.

 

 

 

    1. Занятость населения: сущность и основные понятия 
       
      Занятость – это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход. 
      Экономически активное население – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (по отношению к обследуемому периоду).[115] 
      Количественно занятость характеризуется уровнем занятости, т. е. отношением численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах). 
      Занятыми считаются граждане:

- Работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие оплачиваемую работу на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; 
- Занятые предпринимательской деятельностью; 
- Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 
- Члены производственных кооперативов (артелей), а также выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда); 
-Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; 
-Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; 
-Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения; 
-Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; 
-Являющиеся учредителями (участниками) организаций, кроме общественных, религиозных, благотворительных.[116] 
Рассмотрим характеристики занятости. 
Занятость бывает: полной, продуктивной, социально-полезной, рациональной, эффективной. 
При полной занятости все желающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному. 
Рациональная занятость - это разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают. 
При продуктивной занятости население занято в общественном производстве, это занятая часть экономически активного населения, что соответствует методологии Международной Организации Труда. 
Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. 
Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда (в т. ч. рабочего времени), при минимальных социальных издержках.[117] 
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной. 
Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. 
Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности и содержания рынка как такового и его разновидностей. 
Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате. 
Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах. 
Прежде чем рассматривать рынок рабочей силы, следует выяснить роль и место человека в общественном воспроизводстве вообще, ибо не выяснив этого, мы не сможем понять, почему для одного человека экономические (материальные) стимулы к труду являются приоритетными, в то время как для другого эти мотивации отсутствуют; почему распределение доходов в обществе неравное; почему происходит социальные конфликты и многое другое. 
До недавнего времени экономическая наука рассматривала человека лишь как один из элементов производительных сил общества, то есть исходила из принципа - “человек для производства”. Все победные рапорты строились на количестве выданного “на гора” угля, выплавке стали, количестве построенных квартир, отсутствии безработицы и т. д. Результат таких обоснований - экономика, работающая не на человека, а против него: убогие жилища, некачественная продукция, высоко затратное производство и т. д. 
Важнейший показатель состояния рынка труда - уровень безработицы, которая определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения. 
Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики. 
Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянным динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое. Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы. 
Так, высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т. п Для целей макроэкономической политики важно не только правильно оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.[118] 
Структура занятости – это совокупность пропорций в использовании рабочей силы общества (экономически активного населения), которые определяются посредством соотношений между: 
-Числом занятых и незанятых трудовых ресурсов; 
-Числом занятых, распределенных по видам занятости; 
-Количеством занятых в производственной и непроизводственной сферах; 
-Числом занятых в отраслях материального производства; 
-Числом занятых в отраслях непроизводственной сферы; 
-Количеством занятых по регионам и территориям страны; 
-Числом занятых на предприятиях различных форм собственности; 
-Количеством занятых работников различных профессий и специальностей, а также различных видов деятельности.[119] 
Таким образом, занятость это всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде. К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Место политики занятости населения в системе социально-экономической политики

Занятое население - активная часть трудоспособного населения, задействованная в общественном производстве. К занятому населению относятся: работающие по найму, предприниматели, ученики, получающие жалованье, частично занятые студенты и домохозяйки, лица свободных профессий, военнослужащие, помогающие члены семей.[120] 
 
Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. [121]

Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти. 
 
Переход от централизованно-планового управления экономики к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что, естественно, требует разработки принципов и основ формирования политики занятости и механизма ее реализации на этапе переходного периода, включая механизм социальной защиты безработных. 
 
Общество, формирующее в экономике рыночные отношения, признает безработицу в качестве спутника этой системы, ее структурного элемента. Выбор формы участия граждан в рыночных отношениях и сферы приложения труда основывается на принципе свободного избрания вида деятельности. Поэтому существенные основы формирования и реализации государственной политики занятости закрепляются в отношение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность 
Государственная политика занятости, кроме основополагающих принципов, включает также и другие элементы социального характера, воздействующие на занятость населения, как то: продолжительность рабочего времени (что в свою очередь зависит от продолжительности рабочей недели и оплачиваемого отпуска), материальные условия, стимулирующие пребывание женщин работниц в дополнительном отпуске по уходу за ребенком и продолжительность этого отпуска, размер трудовых пенсий, уровень материального обеспечения пенсионеров, и условия сохранения пенсий для работающих пенсионеров. 
Перечисленные элементы политики занятости в той или иной степени воздействуют на общий объем трудовых ресурсов, необходимых народному хозяйству при данной системе регулирования рабочего времени и материального обеспечения трудоспособных пенсионеров. Так же следует рассматривать и уровень обязательного общеобразовательного минимума для молодежи, от которой зависит период выхода на рынок труда. Политика занятости одновременно охватывает комплекс мер, связанных с экономическими условиями воспроизводства рабочих мест – закрытием неэффективных производств, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест. [122]

Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т, д. [123] 
Основные направления роста занятости. Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя и может быть осуществлено по следующим направлениям. 
Сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств, в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг. 
Создание рабочих мест путем развития предпринимательства. Эффективно в этом плане создание малых предприятий и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные организации, которые помогают экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов. 
 
-Организация оплачиваемых общественных работ означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. 
Создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, способствуя в то же время его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки организаций, создающих указанные рабочие места как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования, путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции.' 
Государство, осуществляя политику в области занятости, не может прямо воздействовать на найм рабочей силы, так как в рыночных условиях далеко не все предприятия находятся в собственности государства. Таким образом, экономические и, отчасти, административно-правовые методы являются основным связующим звеном в проведении государственной политики занятости, главная роль в которой отведена предприятиям.

Информация о работе Занятость населения как элемент социально-экономической политики