Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 14:01, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты занятости как элемента социально-экономической политики.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность и основные понятия занятости населения.
2. Изучить место политики занятости населения в системе социально-экономической политики.
Введение
Теоретические основы государственной политики занятости
1.1. Занятость населения: сущность и основные понятия
1.2. Место политики занятости населения в системе социально-экономической политики
1.3. Государственная политика в области занятости в России
2. Расчетное задание
Заключение
Список литературы
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики, производственного менеджмента и организации
машиностроительного производства
Курсовой проект
По дисциплине : «Экономика труда»
На тему: «Занятость населения как элемент социально-экономической политики»
Выполнила студентка гр.ЭФ-122
Беркута А.А.
Принял: Решетов В.В.
Воронеж 2014
Содержание
Введение
1.1. Занятость населения: сущность и основные понятия
1.2. Место политики занятости населения в системе социально-экономической политики
1.3. Государственная политика в области занятости в России
2. Расчетное задание
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность работы обуславливается
тем, что в современной России вопрос занятости
населения обо обострен в связи с кризисными
явлениями последних лет и высоким уровнем
безработицы.
Постоянное поддержание определенного
уровня занятости населения — сложная
проблема для любой страны, в том числе
имеющей многовековые рыночные традиции.
Поэтому во всех странах рыночной ориентации
проводится политика регулирования занятости
на основе, применения постоянных, гибких
по формам и средствам мер воздействия
на сферу занятости. Обеспечение более
полной и эффективной занятости населения
является одной из важнейших задач любого
демократического общества. Государственная
политика в области занятости должна решать
два основных вопроса: во-первых, удовлетворение
потребности в рабочей силе функционирующего
инвестирующего капитала. Энергично и
прибыльно функционирующий капитал —
лучшее свидетельство эффективного использования
рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими
местами трудоспособного населения как
условие нормального существования людей.
Забота о благосостоянии населения является
традиционной функцией государства.
Цель работы – изучить теоретические
аспекты занятости как элемента социально-экономической
политики.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность и основные
понятия занятости населения.
2. Изучить место политики занятости
населения в системе социально-экономической
политики.
- Работающие по трудовому договору
(контракту), в том числе выполняющие оплачиваемую
работу на условиях полного либо неполного
рабочего времени, а также, имеющие иную
оплачиваемую работу (службу), включая
сезонные, временные работы;
- Занятые предпринимательской
деятельностью;
- Занятые в подсобных промыслах
и реализующие продукцию по договорам;
- Члены производственных кооперативов
(артелей), а также выполняющие работы
по гражданско-правовым договорам (договорам
подряда);
-Избранные, назначенные или
утвержденные на оплачиваемую должность;
-Проходящие военную службу,
а также службу в органах внутренних дел;
-Проходящие очный курс обучения
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального
образования и других образовательных
учреждениях, включая обучение по направлению
федеральной государственной службы занятости
населения;
-Временно отсутствующие на
рабочем месте в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства,
вызванной забастовкой или иными причинами;
-Являющиеся учредителями (участниками)
организаций, кроме общественных, религиозных,
благотворительных.[116]
Рассмотрим
характеристики занятости.
Занятость бывает: полной, продуктивной,
социально-полезной, рациональной, эффективной.
При полной занятости все желающие трудоспособные
граждане имеют объективную возможность
иметь оплачиваемую работу, при этом уровень
безработицы равен естественному.
Рациональная занятость - это
разновидность полной занятости, предполагающая
качественное соответствие работников
и рабочих мест, которые они занимают.
При продуктивной занятости население занято
в общественном производстве, это занятая
часть экономически активного населения,
что соответствует методологии Международной
Организации Труда.
Социально-полезная занятость характеризуется
деятельностью людей, которые работают
в общественном производстве, служат в
вооруженных силах и внутренних войсках
(в органах внутренних дел), обучаются
в очных формах обучения (в трудоспособном
возрасте), заняты ведением домашнего
хозяйства, уходом за детьми и больными
родственниками.
Эффективная
занятость - это такое использование трудовых
ресурсов, при котором достигается максимальный
материальный результат и социальный
эффект при минимальных затратах труда
(в т. ч. рабочего времени), при минимальных
социальных издержках.[117]
Занятость населения составляет
необходимое условие для его воспроизводства,
так как от нее зависят уровень жизни людей,
издержки общества на подбор, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
кадров, на их трудоустройство, на материальную
поддержку людей, лишившихся работы.
Современная российская экономика
встала на путь реформ, перехода к рыночным
отношениям. На этом пути, безусловно,
имеются издержки, но общая направленность
реформ в сторону развития, которому следуют
цивилизованные страны мира, является
прогрессивной.
Проблемы рынка труда и занятости
населения в России сложны и противоречивы.
Здесь проявляются как общие закономерности,
имеющие место в разных странах мира, так
и специфические для нашего государства
процессы и явления.
Среди понятий рыночной экономики
центральное место занимает определение
сущности и содержания рынка как такового
и его разновидностей.
Это, прежде всего, система общественных
отношений, связанных с наймом и предложением
труда, т. е. с его куплей и продажей; это
также экономическое пространство - сфера
трудоустройства, в которой взаимодействуют
покупатели и продавцы специфического
товара - труда; наконец, это механизм,
обеспечивающий согласование цены и условий
труда между работодателем и наемными
работниками. Тем самым удовлетворяется
потребность первых в труде, а вторых -
в заработной плате.
Рынок труда представляет собой
совокупный спрос и предложение рабочей
силы, который за счет взаимодействия
этих двух составляющих обеспечивает
размещение относительно рабочих мест
экономически активного населения по
сферам хозяйственной деятельности в
отраслевом, территориальном, демографическом
и профессионально-
Прежде чем рассматривать рынок
рабочей силы, следует выяснить роль и
место человека в общественном воспроизводстве
вообще, ибо не выяснив этого, мы не сможем
понять, почему для одного человека экономические (материальные) стимулы к труду
являются приоритетными, в то время как
для другого эти мотивации отсутствуют;
почему распределение доходов в обществе
неравное; почему происходит социальные
конфликты и многое другое.
До недавнего времени экономическая
наука рассматривала человека лишь как
один из элементов производительных сил
общества, то есть исходила из принципа
- “человек для производства”. Все победные
рапорты строились на количестве выданного
“на гора” угля, выплавке стали, количестве
построенных квартир, отсутствии безработицы
и т. д. Результат таких обоснований - экономика,
работающая не на человека, а против него:
убогие жилища, некачественная продукция,
высоко затратное производство и т. д.
Важнейший показатель состояния
рынка труда - уровень безработицы, которая
определяется как удельный вес безработных
в общей численности экономически активного
населения.
Уровень безработицы представляет
собой один из ключевых макроэкономических
показателей, и правильное его определение
необходимо для осмысления и прогнозирования
результатов социально-экономической
политики.
Вместе с тем современный рынок
характеризуется постоянным динамическими
изменениями, переливами рабочей силы
из одного состояния занятости в другое.
Оценка динамических потоков на рынке
труда позволяет выявить фактор, в наибольшей
степени детерминирующие изменения в
структуре безработицы.
Так, высокий ее уровень в какой-либо
социально-экономической группе населения
может быть связан не только с большой
вероятностью потери работы, но и с частой
переменой места работы, низкой социально-экономической
мобильностью и недостаточной активностью
в поиске работы, длительным периодом
безработицы, малой вероятностью сохранения
полученного рабочего места и т. п Для
целей макроэкономической политики важно
не только правильно оценить уровень безработицы
в той или иной группе населения, но и установить,
какие из потоков рабочей силы на рынке
труда приводят к такому уровню безработицы.[118]
Структура занятости – это
совокупность пропорций в использовании
рабочей силы общества (экономически активного
населения), которые определяются посредством соотношений
между:
-Числом занятых и незанятых
трудовых ресурсов;
-Числом занятых, распределенных
по видам занятости;
-Количеством занятых в производственной
и непроизводственной сферах;
-Числом занятых в отраслях
материального производства;
-Числом занятых в отраслях
непроизводственной сферы;
-Количеством занятых по регионам
и территориям страны;
-Числом занятых на предприятиях
различных форм собственности;
-Количеством занятых работников
различных профессий и специальностей,
а также различных видов деятельности.[119]
Таким образом, занятость это
всеобщая категория общественного производства,
охватывающая совокупность отношений
по участию людей в общественно полезном
труде. К занятому населению относятся:
занятые по найму за вознаграждение; занятые
индивидуальной трудовой деятельностью;
занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие;
предприниматели, фермеры, занятые надомным
трудом, по совместительству и др.
Занятое население - активная
часть трудоспособного населения, задействованная
в общественном производстве. К занятому
населению относятся: работающие по найму,
предприниматели, ученики, получающие
жалованье, частично занятые студенты
и домохозяйки, лица свободных профессий,
военнослужащие, помогающие члены семей.[120]
Как экономическая категория
занятость — это совокупность отношений
по поводу участия населения в трудовой
деятельности; выражает меру его включения
в труд, степень удовлетворения общественных
потребностей в работниках и личных потребностей
и интересов в оплачиваемых рабочих местах,
в получении дохода. С этих позиций занятость
выступает важнейшей характеристикой
рынка труда. [121]
Политика занятости - научно
обоснованная система мер, реализуемая
органами государственной власти в отношении
рынка труда. Политика занятости имеет
многоуровневый характер: общегосударственная
политика занятости, политика занятости
в субъектах федерации, региональная политика
занятости, политика занятости на отдельных
территориях и населенных пунктах, осуществляемая
местными органами власти.
Переход от централизованно-планового
управления экономики к рыночной системе
хозяйствования неизбежно приводит к
обострению проблемы занятости, возникновению
и расширению безработицы, что, естественно,
требует разработки принципов и основ
формирования политики занятости и механизма
ее реализации на этапе переходного периода,
включая механизм социальной защиты безработных.
Общество, формирующее в экономике
рыночные отношения, признает безработицу
в качестве спутника этой системы, ее структурного
элемента. Выбор формы участия граждан
в рыночных отношениях и сферы приложения
труда основывается на принципе свободного
избрания вида деятельности. Поэтому существенные
основы формирования и реализации государственной
политики занятости закрепляются в отношение
прав граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную трудовую деятельность
Государственная политика занятости,
кроме основополагающих принципов, включает
также и другие элементы социального характера,
воздействующие на занятость населения,
как то: продолжительность рабочего времени
(что в свою очередь зависит от продолжительности
рабочей недели и оплачиваемого отпуска),
материальные условия, стимулирующие
пребывание женщин работниц в дополнительном
отпуске по уходу за ребенком и продолжительность
этого отпуска, размер трудовых пенсий,
уровень материального обеспечения пенсионеров,
и условия сохранения пенсий для работающих
пенсионеров.
Перечисленные элементы политики
занятости в той или иной степени воздействуют
на общий объем трудовых ресурсов, необходимых
народному хозяйству при данной системе
регулирования рабочего времени и материального
обеспечения трудоспособных пенсионеров.
Так же следует рассматривать и уровень
обязательного общеобразовательного
минимума для молодежи, от которой зависит
период выхода на рынок труда. Политика
занятости одновременно охватывает комплекс
мер, связанных с экономическими условиями
воспроизводства рабочих мест – закрытием
неэффективных производств, техническим
обновлением действующих и созданием
новых рабочих мест. [122]
Функциональная роль политики
занятости - обеспечение рациональной
включенности трудоспособного населения
в сферу занятости (независимо от форм
хозяйствования), регионального распределения
рабочей силы на территории в соответствии
с количеством и качеством рабочих мест;
поддержание занятости на максимально
возможном уровне; регулирование отношений
между субъектами рынка рабочей силы;
обеспечение средствами существования
лиц, не имеющих работы, и т, д. [123]
Основные направления роста
занятости. Формирование спроса на рабочую
силу подчинено потребностям и интересам
работодателя и может быть осуществлено
по следующим направлениям.
Сохранение и модернизация
рабочих мест, создание новых и ликвидация
излишних или неэффективных. Эти меры
осуществляются на действующих предприятиях
при поддержке местных и региональных
органов власти, содействующих привлечению
необходимых средств, в первую очередь
в сфере производства потребительских
товаров и услуг.
Создание рабочих мест путем
развития предпринимательства. Эффективно
в этом плане создание малых предприятий
и развитие внутреннего предпринимательства
на действующих крупных предприятиях
в процессе их приватизации и преобразования
структурных подразделений в самостоятельные
организации, которые помогают экономической
связи со своими учредителями и спонсорами,
расширяют масштабы своей деятельности
за счет внешних заказов.
-Организация оплачиваемых
общественных работ означает предоставление
безработным временной работы, связанной
со строительством, ремонтом, уборкой,
обслуживанием на объектах, находящихся
в ведении местных органов управления.
Создание рабочих мест для лиц
с ограниченной возможностью использования
трудового потенциала. Несмотря на явно
выраженную социальную направленность,
сохраняется первичное значение спроса
на рабочую силу с тем лишь отличием, что
содержание и характер работы при выполнении
заказов на те или иные виды изделий или
услуг должны в полной мере учитывать
индивидуальные ограничения физических
возможностей человека, способствуя в
то же время его трудовой реабилитации.
С этой целью должна осуществляться политика
поддержки организаций, создающих указанные
рабочие места как по собственной инициативе,
так и в порядке квотирования, путем освобождения
их от налогов на прибыль от реализации
соответствующей части продукции.'
Государство, осуществляя политику
в области занятости, не может прямо воздействовать
на найм рабочей силы, так как в рыночных
условиях далеко не все предприятия находятся
в собственности государства. Таким образом,
экономические и, отчасти, административно-правовые
методы являются основным связующим звеном
в проведении государственной политики
занятости, главная роль в которой отведена
предприятиям.
Информация о работе Занятость населения как элемент социально-экономической политики