Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 14:01, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические аспекты занятости как элемента социально-экономической политики.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность и основные понятия занятости населения.
2. Изучить место политики занятости населения в системе социально-экономической политики.
Введение
Теоретические основы государственной политики занятости
1.1. Занятость населения: сущность и основные понятия
1.2. Место политики занятости населения в системе социально-экономической политики
1.3. Государственная политика в области занятости в России
2. Расчетное задание
Заключение
Список литературы
Органы управления человеческими
ресурсами в регионах основное внимание
уделяют вопросам занятости, социальной
политике, регулированию взаимоотношений
работодателей и работа получателей на
уровне региона.
Для проведения единой государственной
политики занятости, оказания бесплатных
услуг в трудоустройстве, профессиональной
подготовке и переподготовке, социальной
защиты временно незанятых граждан в России
действует служба занятости, которая координирует
решение вопросов занятости.
Решение проблемы занятости
предполагает не только материальную
помощь безработным и их трудоустройство.
Изучается конъюнктура рынка труда, организуется
научно обоснованная профориентация,
профессиональная переподготовка, активизируется
влияние на системы общего образования,
профессиональной подготовки, общественных
работ, создаются новые рабочие места,
налаживается сотрудничество служб занятости
со службами персонала.
Конкурентоспособность организации
на рынке труда — это способность организации
быть выбранной в качестве места работы
или, другими словами, совокупность предоставленных
работникам условий, которые выгодно отличают
данную организацию от других, аналогичных
по профилю.
Анализ состояния внутреннего
рынка труда в каждой организации имеет
целью выявление имеющегося дисбаланса
между платежеспособным спросом и предложением
рабочей силы (в целом и по сегментарным
группам), выявление скрытых безработных,
т. е. числящихся в штате работников, которые
заняты на производстве частично или вовсе
не заняты. В процессе анализа определяются
реальные возможности обеспечения эффективной
занятости указанной категории, выявляются
работники, подлежащие сокращению, а также
дополнительно требующиеся организации.
На основе результатов анализа
разрабатывается программа улучшения
занятости и преодоления скрытой безработицы.
Программа включает две группы мероприятий.
К первой относятся действия, направленные
на увеличение платежеспособного спроса
на рабочую силу: сохранение и создание
рабочих мест для инвалидов и других лиц
с ограниченной возможностью использования
трудового потенциала. Ко второй группе
относятся меры, направленные на ограничение
предложения рабочей силы и ее качественную
адаптацию к изменившимся условиям: обучение
и переобучение работников, развитие само
занятости и регулирование продолжительности
рабочего времени, т. е. применения гибких
форм занятости.
Все эти направления могут быть
реализованы при условии поддержки организаций,
осуществляющих соответствующие меры,
путем создания и целенаправленного использования
специальных фондов, формируемых из средств
фондов занятости, развития предпринимательства,
образования и социального обеспечения,
а также путем регулирования налогообложения.[124]
Рассмотрим элементы государственной
политики занятости, составляющие субъект
политики государственного регулирования
занятости.
Ведущее место в разработке
и реализации программ обеспечения занятости
населения занимают органы службы занятости.
Вместе с ними в формировании программ
и их исполнении прямо или косвенно участвуют
многие органы и службы, функциональные
обязанности которых связаны с регулированием
социально-трудовых отношений.
Главным субъектом и важнейшим
элементом государственного регулирования
занятости в России является Федеральная
служба по труду и занятости.
Федеральная служба по труду
и занятости (Роструд) — федеральный орган
исполнительной власти России, находящийся
в ведении Министерства здравоохранения
и социального развития. Осуществляет
правоприменительные функции в сфере
труда, занятости и альтернативной гражданской
службы, функции по контролю и надзору
за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, законодательства
о занятости населения, об альтернативной
гражданской службе, функции по оказанию
государственных услуг в сфере содействия
занятости населения и защиты от безработицы,
трудовой миграции и урегулирования коллективных
трудовых споров.
Наряду с государственными
органами власти и органами местного самоуправления
в осуществлении политики занятости участвуют
негосударственные органы и организации.
Структурообразующим элементом
политики занятости со стороны субъекта
являются биржи труда.
Биржа труда - специальное учреждение,
осуществляющее посреднические функции
на рынке рабочей силы. В большинстве стран
биржи руда являются государственными
и осуществляют свою деятельность под
руководством министерства труда или
аналогичного ему органа, вместе с тем
на рынке труда наряду с государственными
службами занятости функционирует большое
число частных посреднических фирм, эффективность
деятельности которых очень высока.[125]
Таким образом, занятость это
всеобщая категория общественного производства,
охватывающая совокупность отношений
по участию людей в общественно полезном
труде. Государственная политика занятости,
кроме основополагающих принципов, включает
также и другие элементы социального характера,
воздействующие на занятость населения,
как то: продолжительность рабочего времени
(что в свою очередь зависит от продолжительности
рабочей недели и оплачиваемого отпуска),
материальные условия, стимулирующие
пребывание женщин работниц в дополнительном
отпуске по уходу за ребенком и продолжительность
этого отпуска, размер трудовых пенсий,
уровень материального обеспечения пенсионеров,
и условия сохранения пенсий для работающих
пенсионеров.
3.1. Государственная политика в области занятости в России
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
Макроуровень
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
Региональный уровень
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
Местный уровень
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Государственная политика занятости населения в России
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.
Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Задача 1
Определить численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные представленные в таблице.
Показатели |
Значение показателе по вариантам в млн. чел. |
Численность населения трудоспособного возраста на начало года |
72 |
Численность умерших в трудоспособном возрасте в течение данного года |
2.2 |
Численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста |
1.9 |
Численность лиц, достигших пенсионного возрастав в текущем году |
3.2 |
Решение:
Численность населения трудоспособного возраста
72-2.2+1.9-3.2=68.5 млн. чел.
Ответ:
Численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года составила 68.5 млн. чел.
Задача 2
Определить коэффициент прироста населения, учитывая численность жителей на начало планируемого периода и конец, при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города по следующим исходным данным.
Показатели |
Значения |
Численность населения на начало периода составляет, тыс. чел. |
100 |
Численность населения на конец периода составляет, тыс. чел. |
95 |
Доля трудовых ресурсов, % |
45 |
Решение:
Pср == 97,5
= = 0,0004
Задача 3
В цехе предприятия изготовляется однородная продукция. Численность работников цеха в базисном периоде 55 человек и отчетном периоде 50 человек. При помощи различных измерителей определить уровень и динамику производительности труда в цехе. Сделать выводы.
Базисный период |
Отчетный период | ||||
Количество продукции, шт. |
Сопоставимая цена, руб. |
Нормир. трудоемкость единицы, нормо-час |
Кол-во продукции, шт. |
Сопост. цена, руб. |
Нормир. трудоемкость единицы, нормо-час |
100 |
62 000 |
22 |
120 |
65 000 |
20 |
Информация о работе Занятость населения как элемент социально-экономической политики