Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие. В условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда обострилась во всем мире.
В современной России, одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен, являются качественные изменения в сфере труда и занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия, такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования указанных процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ 4
1.1. Занятость и рынок труда 4
1.2. Понятие безработицы и ее формы 6
1.3.Регулирование рынка труда 9
1.4.Проблемы в сфере занятости 13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ОМСКА 16
2.1.Работы службы занятости г.Омска и Омской области 16
2.2 Рынок труда Омской области 18
ГЛАВА 3. КАКОВЫ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.59 Кб (Скачать файл)

- характеристик  рабочих мест (по содержанию труда,  уровню оплаты труда, условиям  труда и т.п.) и возросших запросов  незанятой части экономически  активного населения;

- профессионально-квалификационного  состава рабочих требованиям  к их профессиональному и квалификационному  уровню, предъявляемым рабочим местом.

 Менять  ситуацию на рынке труда в  нужную сторону, т.е. регулировать  его, можно, воздействуя на  отдельные факторы. Но необходимо  ли вообще регулирование и  не положиться ли лучше на  саморегулирование, в определенной  мере свойственное рыночной системе?  Однако известно, что рыночный  механизм не безупречен. Сам по  себе он не обеспечивает "полной, продуктивной и свободно избранной  занятости", как того требует  Закон о занятости населения  России. Неорганизованный рынок  труда не в состоянии своевременно  приспособить структуру рабочей  силы к изменяющемуся спросу  на нее или обеспечит это  с большими социальными издержками.

 Цель  может быть достигнута при  направленном воздействии на  рыночный механизм, осуществляемом  через совокупность взаимосвязанных  мер экономического, правового, организационного  характера, призванных изменить  ситуацию на рынке труда, обеспечить  нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение  социального напряжения.

 Регулирующее воздействие носит различный характер: защитный (особенно для отдельных слоев населения), поощрительный (для администрации, населения), ограничительный, директивный, контрольный, организационный и т.д. Объектом регулирования служит поведение как собственников рабочей силы, так и работодателей.

  Целенаправленное регулирование процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Следовательно, регулирование рынка труда - это взаимоувязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.

 Есть  два типа регулирования рынка  труда:

 пассивное,  когда объектом внимания становится  рабочая сила, уже попавшая на  рынок труда и активно ищущая  применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях - на переподготовку;

 активное, направленное на предупреждение  безработицы, вытеснения рабочей  силы с предприятия на рынок  труда, на переход населения  из категории экономически неактивного  в категорию экономически активного,  т.е. меры воздействия в этом  случае носят во многом упреждающий  характер.

 Непосредственно  регулирование рынка труда осуществляется  через такие государственные  структуры, как федеральная служба  занятости, министерство труда,  федеральная миграционная служба  и пр.

 Ведущая  роль здесь принадлежит Федеральной  службе занятости, функции которой  были определены Верховным Советом  Российской Федерации. По наиболее  важным вопросам принимаются  правительственные решения. Играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д.

Нормально функционирующий рынок труда  предполагает наличие механизма, обеспечивающего  полное возмещение затрат на расширенное  воспроизводство рабочей силы и  устранение необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную  рабочую силу с предприятиями  других форм собственности. Применительно к локальным рынкам труда (отраслевым, профессиональным) методы решения проблемы сбалансирования предложения и спроса на рабочую силу имеют свою специфику. Для управления процессами, происходящими на рынке труда, необходимо знать его количественные характеристики, иметь систему показателей, позволяющую оценить "наполнение" рынка на определенный момент времени и описать его в динамике с учетом всех изменений.

Источником  информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о  предполагаемом и фактическом высвобождении  работников, сведения службы занятости  о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования и т.д. К сожалению, целостной картины "наполнения" рынка труда, точной количественной и качественной его характеристики получить пока не удается, что затрудняет оценку текущей ситуации и, следовательно, эффективное управление занятостью населения. Особенно сложен сбор информации об участниках рынка труда, которые  трудоустроились самостоятельно. Их численность рассчитывается приблизительно, с использованием косвенных методов. Сведения же, которыми располагают службы занятости, отражают лишь тех, кто обратился к ним в поисках работы, и не учитывают тех, кто ищет работу самостоятельно, а последние составляют примерно две трети от общего количества трудоустраивающихся.

1.4.Проблемы в сфере занятости

 

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема  занятости населения — это  проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население  имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим  от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости  в качестве лиц, ищущих работу, способные  и готовые трудиться, и которым  эта служба не сделала предложений  подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица (будь то фрикционная, структурная или  циклическая) характеризуется как  численность взрослого трудоспособного  населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая  численность занятых и безработных  составляет рабочую силу (по новой  терминологии — экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и  трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное  дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому  договору гарантируются установленные  законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость  не может служить основанием для  привлечения к административной и иной ответственности.

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают  собственники рабочей силы, а покупателями — работодатели. Экономические отношения  между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью  выбора вида деятельности, свободой найма, цены рабочей силы.

Однако  рабочая сила является особым товаром. На ее формирование и воспроизводство  оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические  факторы. Использование рабочей  силы в процессе труда дополняется  издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда  во многих странах не рассматривается  в качестве обычного товарного рынка  и регулируется государством. Например, в Японии широко применяется пожизненный  наем и человек не просто работник, а участник общего дела. Поддерживается высокий статус труда как основ  нравственной ценности.

Для исчисления безработицы используются различные  показатели, но общепринятым, в том  числе и в Международной организации  труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение  общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5-6%. Если занятость рабочей силы составляет 94— 95%, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения. Не лучшим образом выглядит ситуация с оплатой труда работающих граждан.

За годы реформирования реальная оплата труда  снизилась более чем в 2 раза. Средняя  заработная плата в несколько  ниже пособия по безработице в  развитых странах.

Доля оплаты труда вместе с отчислениями в  страховые бюджетные фонды в  конечной цене продукта составляет 153 18%, в развитых странах — до 60%. Оплата труда в частном секторе фактически не регулируется государством. Хотя законом установлена минимальная оплата труда, она составляет не более 13% прожиточного минимума и служит лишь условной единицей при назначении штрафов, начислении пособий и т.д. Коллективные договоры заключают более 15% предприятий, на многих из них не действуют профсоюзные организации. В государственном секторе регулируется соотношение в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, средств финансовой поддержки и других рычагов.

Более 40% работников трудятся на тяжелых и  вредных работах. На многих предприятиях жизнь и здоровье людей подвергаются постоянной опасности из-за старения производственных фондов, аварий, вредных  выбросов и т.д.

В России среди безработных более половины имеют высшее и среднее специальное  образование. В общей численности  безработных свыше 70% женщин, 30% молодежь в возрасте 16—29 лет. Около одного млн. человек не желают работать и  добывают средства к существованию  незарегистрированной коммерческой деятельностью  или иными способами. При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на проблему занятости. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения свободного выбора формы и вида занятости, т.е. каждый человек вправе свободно избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решения об участии в ней.

Принципиальное  значение различных форм организации  труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют  духу и принципам рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА  И ЗАНЯТОСТИ ОМСКА

 

2.1.Работы службы  занятости г. Омска и Омской области

 

По многим показателям, характеризующим  работу региональных служб занятости, Омская область занимает ведущие  позиции среди всех регионов России.

Одной из приоритетных задач службы занятости  является привлечение максимального  количества работодателей к сотрудничеству. Наибольшая доля работодателей, обратившихся за содействием в подборе необходимых  работников в первом полугодии 2011 года, зафиксирована в Сибирском и  Приволжском федеральных округах.

Результативной  формой привлечения вакансий в службу занятости остается посещение предприятий, встречи специалистов центров занятости  с представителями кадровых служб  предприятий и руководителями.

В Томской  области повышению эффективности  работы по взаимодействию с работодателями способствовало развитие социального  партнерства; в Красноярском крае регулярно  проводятся мероприятия по привлечению  вакансий в службу занятости населения (рабочие встречи и круглые  столы с работодателями,  рассылка информационных писем, проведение телефонного  маркетинга услуг службы занятости населения и др.).

В Омской области в течение шести месяцев 2011 года за предоставлением государственной  услуги по содействию в подборе необходимых  работников в центры занятости обратились 3495 работодателей, которыми было заявлено свыше 52,6 тысячи вакансий.

В целях  повышения эффективности системы сбора сведений о вакансиях в нашем регионе разработан порядок взаимодействия Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, центров занятости и работодателей. За первое полугодие 2011 года центрами занятости направлено 1477 уведомлений центров занятости работодателям, не соблюдающим требования законодательства о занятости. После получения уведомлений центров занятости 1221 работодатель представил сведения о 1237 вакансиях.

Информация о работе Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения