Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
Актуальность. Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие. В условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда обострилась во всем мире.
В современной России, одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен, являются качественные изменения в сфере труда и занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия, такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования указанных процессов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ 4
1.1. Занятость и рынок труда 4
1.2. Понятие безработицы и ее формы 6
1.3.Регулирование рынка труда 9
1.4.Проблемы в сфере занятости 13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ОМСКА 16
2.1.Работы службы занятости г.Омска и Омской области 16
2.2 Рынок труда Омской области 18
ГЛАВА 3. КАКОВЫ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Наиболее востребованными по-прежнему остаются рабочие строительных специальностей, а также водители, повара, продавцы, швеи, токари, электрики. Среди служащих высокий спрос на инженеров, врачей, менеджеров, бухгалтеров. При этом со стороны работодателей сохраняются требования к соискателям, включающие наличие определенной квалификации и опыта.
Итоги года
По состоянию на 1 января 2010 года уровень зарегистрированной безработицы по Омской области составил 2% экономически активного населения, что существенно ниже средних показателей по Российской Федерации (на 1 декабря 2009 года – 2,7%) и по Сибирскому федеральному округу (на 1 декабря 2009 года – 2,8%).
Наиболее
заметной реакцией рынка труда на
экономический кризис стал рост обращений
граждан за содействием в трудоустройстве:
по сравнению с январем – декабрем
2008 года количество граждан, обратившихся
в органы службы занятости в целях
поиска работы, в 2009 году выросло почти
на треть
(на 31,9%).
В течение 2009 года более 95 тысяч граждан обратились в центры занятости в целях поиска работы, из которых 47,5 тысячи человек были признаны безработными.
Одновременно в числе обращающихся за содействием в трудоустройстве значительно выросла доля высвобожденных работников: с 7,9% за 2008 год до 11,7% за 2009 год.
На фоне существующей макроэкономической ситуации в 2009 году наблюдалось уменьшение заявленной потребности работодателей в кадрах.
В областной банк вакансий в течение 2009 года поступили заявки работодателей на укомплектование почти 95 тысяч рабочих мест, что меньше, чем за 2008 год. При этом число вакансий, заявленных в течение декабря 2009 года (4,1 тысячи единиц) меньше аналогичного показателя за декабрь 2008 года (6,2 тысячи единиц).
Численность граждан, трудоустроенных при содействии центров занятости в 2009 году (62,5 тысячи человек), увеличилась на 30% к аналогичному показателю за 2008 год (48,1 тысячи человек).
Численность
безработных, снятых с учета в
течение 2009 года, также возросла в
сравнении с 2008 годом: в целом
по области – на 21,3 %; к профессиональному
обучению по направлению центров занятости
приступили 6191 человек, что на 13,4% больше,
чем за январь – декабрь 2008 года
(5461 человек).
По состоянию на 31 декабря 2009 года численность безработных составляла 21020 человек, что на 10,3 % выше показателя на начало года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2% от численности ЭАН.
В 2010 году
в соответствии с прогнозом социально-
Прогнозная
оценка развития рынка труда Омской
области в 2010 году основывается на постепенном
повышении уровня востребованности
трудовых ресурсов в экономике Омской
области, а также тенденциях демографического
развития Омской области. При этом с
учетом жестких бюджетных ограничений
среднегодовая численность
Согласно прогнозу Главного управления в 2010 году ожидаемая численность граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, будет незначительно ниже показателя 2009 года и составит около 85 тысяч человек (в 2009 году – 90,0 тысяч).
В 2010 году
в структурном составе
10% (в 2009 году – 12%).
В условиях ограниченной емкости рынка вакантных рабочих мест постоянного характера на уровне 2009 года для обеспечения занятости граждан, обращающихся в целях поиска работы в органы государственной службы занятости, потребуется принятие в 2010 году дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" разработан проект "Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год".
Программа в 2010 году будет реализовываться по следующим направлениям:
- организация опережающего профессионального обучения 700 работников в случае угрозы увольнения;
- организация участия в общественных работах 10600 человек, по данному направлению будет организовано временное трудоустройство работников в случае угрозы увольнения для 5,8 тысяч человек и организация общественных работ для 4,8 тысяч человек из числа ищущих работу и безработных граждан;
- организация стажировки 700 выпускников образовательных учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы. При этом в 2010 году за счет субсидии федерального бюджета наряду с расходами на оплату труда стажеров будут финансироваться расходы на выплаты за наставничество, продолжительность стажировки увеличивается с трех до шести месяцев;
- содействие трудоустройству инвалидов: запланирована организация 120 рабочих мест;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 800 безработных граждан. При этом в 2010 году субсидия федерального бюджета включает расходы на создание безработными гражданами, оформившими собственное дело, 800 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- за счет средств областного бюджета (789,0 тысяч рублей) стимулирование создания работодателями 78 дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов через возмещение затрат работодателей, связанных с аттестацией дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, созданных в пределах установленной квоты, и (или) сертификацией организации работ по охране труда, выплатой инвалиду в первый месяц работы заработной платы в размере минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента;
- информационное сопровождение реализации мероприятий Программы, оплата банковских услуг, связанных с перечислением средств, предусмотренных на реализацию Программы.
Также в
ходе реализации мероприятий Программы
планируется привлекать средства работодателей
на оплату компенсации за неиспользованный
отпуск участников временных работ,
общественных работ и стажировки
выпускников образовательных
Реализация
Программы позволит обеспечить занятость
12620 человек, потерявших работу или
находящихся под угрозой
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
В работе по данной теме были раскрыты теоретические понятия, связанные с занятостью, а также собраны, проанализированы статистический и социологические материалы. Федеральной государственной службы занятости населения по Омску и Омской области.
Также проранжированы основные проблемы, связанные с занятостью и формированием рынка труда. Описаны пути повышения занятости населения хотя бы в масштабах той территории, по которой ведется анализ.
В итоге курсовой работы была изучена:
Информация о работе Занятость в условиях рынка: проблемы, пути решения