Заработная плата и факторы ее определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление заработная плата возникла на определенной стадии развития человеческого общества, на том его этапе развития товарного производства, когда возник промышленный капитал, и в обществе появились наемные работники, с одной стороны, и предприниматели с другой. Наемного работника от любого другого отличало то, что он, будучи свободным, не имел средств производства в собственности, но обладал способностью работать и мог эту способность предлагать на рынке труда в качестве товара. Предприниматель, имея в собственности все необходимое для производства и будучи свободным, в отличие от рабовладельца и помещика, не имел в собственности работников и предлагал работу на рынке труда, с тем чтобы, соединив в процессе производства наемных работников со средствами производства, произвести пользующийся спросом продукт и, продав его, получить прибыли. Наемный работник за свою работу на предприятии получал заработную плату.

Содержание работы

Введение 3
1 Заработная плата и факторы ее определяющие 5
1.1 Определение заработной платы 5
1.2 Формы и системы оплаты труда 9
1.3 Принципы организации оплаты труда 13
2 Организационно - экономическая часть 18
2.1 Маркетинговое обоснование услуг 18
2.2 Расчёт объёма оказываемых услуг 20
2.3 Расчет потребностей в персонале 20
2.4 Расчет себестоимости, прибыли и рентабельности 21
Заключение 24

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 74.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Заработная плата - это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги; цена труда как фактора производства.

Заработная плата представляет собой основной источник доходов  трудящегося населения. Ее назначение заключается в обеспечении экономических  условий жизнедеятельности человека.

Определение сущности заработной платы  неотделимо от характеристики самих  продавцов трудовых услуг, т.е. той  части населения, которая выступает  в роли собственников трудового  фактора.

Что касается структуры денежных доходов населения Российской Федерации, то статистика выделяет здесь заработную плату, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) и доходы от собственности и предпринимательской деятельности. За годы реформ в этой структуре произошли серьезные изменения: удельный вес заработной платы сократился, тогда как доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности увеличилась, немного выросла и доля социальных трансфертов. Подобные изменения явились в первую очередь следствием, с одной стороны, массовой приватизации государственной собственности и бурного роста предпринимательства, а с другой -- низкого уровня фиксированной заработной платы, существующего на государственных предприятиях.

Предложение труда на рынке, как  и предложение любого другого  товара, обусловлено прежде всего его ценой, т.е. величиной заработной платы.

Однако заработная плата -- это цена особого рода. Она подразделяется на номинальную и реальную.

Номинальная, или денежная, заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги, за определенную работу.

Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и  услуг, которые могут быть куплены  на номинальную заработную плату.


 

Оценивая соотношение названных понятий, важно подчеркнуть, что в реальной заработной плате проявляется покупательная способность номинальной заработной платы, а сама эта покупательная способность будет находиться в прямой зависимости от величины номинальной заработной платы и в обратной -- от уровня цен на потребительские товары и услуги. Данную зависимость можно изобразить в виде формулы:

Реальная заработная плата = Номинальная заработная плата

Заработная плата выступает в двух основных формах: повременной и сдельной.

Повременная заработная плата - это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени (час, день, неделя, месяц).

Сдельная заработная плата - это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.

Существование двух форм заработной платы естественно породило различные  варианты их сочетания. В итоге на протяжении 20 в. начали возникать и находить большее или меньшее распространение различные системы заработной платы.

Под системой заработной платы следует понимать совокупность взаимосвязанных принципов и элементов организации оплаты наемного труда, которая благодаря их комбинированию обеспечивает возрастание как результативности самого труда, так и получаемого за него работником денежного вознаграждения.

 

 

 

 

 

1.3 Принципы организации оплаты труда

 

 

Оплата труда работников - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе; величина ее зависит от количества и качества труда. Однако, в условиях рыночных отношений она испытывает влияние спроса и предложения, сложившейся конъюнктуры рынка труда.

Организация заработной платы строится на основе следующих принципов:

-дифференциации оплаты труда в зависимости от спроса и предложения;

-самостоятельности предприятий в организации заработной 
платы, в установлении форм, систем и размера оплаты труда 
работника;

-государственного регулирования оплаты труда;

-дифференциации заработной платы в зависимости от условий труда, количества и качества затраченного труда;

-материальной заинтересованности работников в высоких конечных результатах труда, в признании рынком продукта труда в качестве товара;

-опережении темпов роста производительности труда над ростом заработной платы;

-согласовании общих условий оплаты с профсоюзами.

Различают номинальную заработную плату, т. е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимается определенное количество приобретаемых товаров и услуг:

Ур =

где: Ур - реальная заработная плата;


Ун - номинальная заработная плата;

 

Ун - номинальная заработная плата;

Существенное влияние на величину реальной заработной платы оказывает  спрос и предложение.

Реальная заработная плата выше там, где больше спрос на рабочую силу, а предложение труда воздействует на динамику заработной платы в обратно пропорциональной зависимости.

Рынок труда стремится к такой равновесной системе, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет в точности равен предложению данной категории труда. Только в этом случае устанавливается общее равновесие, которое не будет порождать тенденций к увеличению или к уменьшению различий в размерах заработной платы.

Рынок труда относится к числу  самых несовершенных рынком Рабочие, как правило, не осведомлены о  состоянии спроса на их труд, они  не знают обо всех вакантных местах работы даже в пределах своего города.

Величина заработной платы складывается под влиянием спроса и предложения, которые, в свою очередь, зависят  от количества, качества труда и  условий производства.

В условиях перехода к рынку заработная плата продолжает оставаться основной частью доходов работников, но удельный вес ее постепенно снижается.


Организация заработной платы строится на основе коллективных договоров, заключаемых, как правило, на 1-3 года между работодателями и работниками предприятия в лице профсоюзов. В них регулируются следующие вопросы: формы, системы и размер оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты, механизм регулирования оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции, выполнение показателей коллективного договора, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков, улучшение условий и охраны труда работников, экономическая безопасность и охрана здоровья, льготы для работников и т. д. В своей правовой основе коллективные договоры должны исходить из генеральных и отраслевых соглашений.

Одним из элементов, определяющих размер оплаты труда, является прожиточный минимум. Он представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по безработице и стипендий студентов.

Минимальный потребительский бюджет представляет прожиточный минимум  более высокого стандарта; соотношение между бюджетом прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, по данным Министерства труда РФ, составляет примерно 1 : 2.

Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которое получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Единая тарифная сетка предназначена для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы и является основой тарифной системы этой сферы деятельности. Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителей организаций.


 

 

Оплата труда работников организаций не бюджетной сферы (муниципальных, индивидуальных (частных) организаций, смешанных товариществ, акционерных обществ и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты, отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в коллективных договорах предприятий и индивидуальных трудовых договорах (контрактах) и регулируются действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.

При оплате труда работников этих организаций может быть рекомендовано: использование соотношений между профессионально-квалификационными группами, установленными Единой тарифной системой.

В условиях перехода к рыночной экономике и расширения организаций в области оплаты труда, размеры ставки (окладов), со отношения в оплате различных категорий работников, системы премирования и выплаты вознаграждений определяются в коллективном договоре.

В трудовых договорах (контрактах) могут устанавливаться более высокие размеры оплаты, чем предусмотрено в коллективных договорах.

Дифференциация и регулирование  уровня заработной платы раз личных групп и категорий работников осуществляется при помощи тарифной системы. Основными элементами тарифной системы являются тарифные сетки  и ставки, тарифно-квалификационные справочники.


Тарифные сетки по оплате труда - инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности. Они представляю: шкалу соотношений в оплате труда различных групп работников, включают количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Например, Единая тарифная система для предприятий бюджетной сферы имеет 18 разрядов с диапазоном (соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов) 1 : 10,07 и прогрессивным абсолютным возрастанием тарифных коэффициентов (разница между тарифными коэффициентами смежных разрядов).

Тарифную ставку, соответствующую  тому или иному разряду, можно  получить путем умножения тарифной ставки разряда на тарифный коэффициент  соответствующего разряда.

Тарифно-квалификационные справочники  предназначены для тарификации  работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов на основе включенных в справочники тарифно-квалификационных характеристик: они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню, описание работ, наиболее часто встречающихся по профессиям и квалификационным разрядам.

Затяжной переходный период к рынку  сопровождается резким падением реальной заработной платы.

Оплата труда перестала выполнять  стимулирующую функцию, что проявляется  в ослаблении связи между финансовым положением предприятия и уровнем оплаты труда.

Такое положение в оплате труда  приводит к росту социального  расслоения общества и социальной напряженности. В настоящее время соотношение  доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения составляет 12,9 раза. С доходами ниже прожиточного минимума насчитывается 31,9 млн. чел., или 21,6% всего населения.

Выход из создавшегося положения - в усилении регулирующей роли государства в восстановлении основных функций заработной платы: воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.

 

 

 
          2 Организационно - экономическая часть

   


      2.1 Маркетинговое обоснование услуг

 

При определении способа  продвижения  товаров следует  учитывать четыре основных фактора:

- размер целевого рынка.  Если размер целевого рынка  достаточно велик (много целевых  потребителей) и клиенты проживают  достаточно далеко друг от  друга, для продвижения  товара  или услуги целесообразнее использовать  рекламу. Если потребителей немного,  и они сконцентрированы в пределах  одного района, что чаще всего  бывает на рынке товаров для  бизнеса, то можно с успехом  использовать личные продажи;

- особенности целевого  рынка. Изучение характеристик   потребителей может подсказать  наилучший способ связи с ними. Например, если окажется что большинство  посетителей в парикмахерской  жители окрестных домов, наиболее  логичным способом продвижения  будет рассылка рекламных листовок  по их адресам или реклама  по телевидению.

          - вид товара. Для продвижения товаров массового спроса, как правило, используется реклама продажи, для продвижения сложных и дорогих товаров лучше подойдут личные продажи;

         - размер выделенного бюджета.  Вполне  логично, что набор  способов

продвижения    товара   должен    определяться    таким    образом,   чтобы  максимально эффективно использовать выделенные средства. Например, целесообразность использования дорогостоящих средств продвижения – рекламы на телевидении и радио, есть смысл рассматривать только при достаточном большом бюджете на продвижение.

 

 

 Если  предполагается  небольшая сумма средств на  продвижение, лучше остановить  свой выбор на более экономичных  способах продвижения продукции:  рекламе в прессе, почтовой рекламе  и. т. д. 

Информация о работе Заработная плата и факторы ее определяющие