Заработная плата в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении понятия заработной платы и ее сущности, раскрытии форм и систем заработной платы, а также исследовании организации заработной платы Республики Беларусь и ее состояния на современном этапе. В процессе работы проведены исследования в области способов организации заработной платы, определены основные направления ее развития на современном этапе. Особое внимание уделено вопросам развития заработной платы в Республике Беларусь, определены ее функции в современных условиях, намечены перспективы ее развития и совершенствования в ближайшем будущем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………3
Глава 1 Заработная плата: сущность, формы, особенности организации в странах с развитой рыночной экономикой………7
1.1 Понятие и сущность заработной платы, функции, ее дифференциация…7
1.2 Формы и системы заработной платы…………………………………13
Глава 2 Особенности организации заработной платы в различных странах...20
2.1 Заработная плата в странах с развитой рыночной экономикой………20
2.2 Заработная плата в Республике Беларусь……………………25
Заключение………………………………………………………………33
Список использованных источников………………35

Файлы: 1 файл

Заработная плата РБ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления ее зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.

Необходимость правового регулирования заработной платы не вызывает сомнений. Нормы, определяющие основные подходы к регулированию оплаты труда, существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. При этом, как правило, используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного и договорного.

Сочетание государственного и договорного регулирования свойственно и

В целях устранения недостатков в системе оплаты труда и повышения стимулирования роли заработной платы, как главного источника доходов населения, внесены существенные изменения в систему оплаты труда работников отраслей экономики.

В этих целях:

- исключена жесткая привязка тарификации к основному виду экономической деятельности организации;

- нанимателю предоставлено право тарифицировать руководителей, специалистов и других служащих в диапазоне трех-четырех разрядов (так называемая «вилка разрядов»);

- исключены централизованно установленные нормы управляемости для производственных структурных подразделений.

- существенно упрощен механизм повышения тарифных ставок (окладов) путем введения единого норматива [29].

В целях восстановления роли премирования как стимула достижения более высоких производственных результатов трудового коллектива и отдельного работника на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования разрабатываются и внедряются системы премирования, направленные на повышение эффективности хозяйствования предприятий.

С 2009г. отменено обязательное условие тарификации руководителей, специалистов, других служащих в зависимости от основного вида экономической деятельности организации.

В действующей ЕТС предусматривались три группы ставок руководителей и специалистов, в соответствии с которыми, в зависимости от основного вида экономической деятельности организации, производилась тарификация руководителей.

В процессе проведения совершенствования состава заработной платы производится оценка эффективности применяемых систем премирования, установленных работникам надбавок, доплат и других выплат, которые включаются в затраты, а также оценка качества действующих норм трудовых затрат.

На основании анализа норм выработки, их выполнения по участкам, видам работ и профессиям работников для увеличения удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в среднемесячной заработной плате работников в организации может быть осуществлена работа по совершенствованию нормирования труда.

Может быть осуществлен пересмотр размеров и условий установления выплат стимулирующего характера. Это премии за результаты производственной деятельности и все надбавки стимулирующего характера, устанавливаемые работникам.

При этом сумма средств, направляемых на выплату премий и надбавок, может включаться в тарифную часть оплаты труда в размере не более 30 % от общей суммы средств, направляемых на их выплату работникам организации в базовом периоде.

В пределах оставшейся суммы средств, направляемой на выплату премий и надбавок работникам, наниматель может осуществлять стимулирование высококвалифицированных специалистов и рабочих.

Сумма выплат, направляемая на премии и надбавки, будет относиться на себестоимость и затраты в пределах того размера, который получен после ее уменьшения в базовом периоде на 30 %.

Показатели премирования должны соответствовать видам и задачам производства, отражать связь с трудовым вкладом каждого работника и коллектива в целом. Показатели не должны противоречить друг другу - улучшение одних не должно способствовать ухудшению других [23].

Рост цен на потребительские товары и услуги при неизменном уровне (или отставании роста) заработной платы, пенсий, стипендий, пособий влечет за собой инфляционные последствия, т.е. падение покупательской способности денежных доходов и соответственно снижение реальных доходов населения.

С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:

- индексация доходов населения с учетом инфляции;

- индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.

Так, в соответствии со ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Наряду с указанной статьей правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон), а индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты — п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» [21].

Таким образом, заработная плата и другие выплаты стимулирующего характера работников коммерческих организаций (кроме организаций, финансируемых из бюджета и не пользующихся государственными дотациями) индексируются в порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями). Если коллективным договором, принятым в организации, либо соглашением индексация заработной платы и других выплат стимулирующего характера за выполненную работу не предусмотрена, то она и не производится. В качестве базового уровня потребительских цен для дальнейшей индексации заработной платы работников таких организаций принимается месяц, в котором в организации были повышены тарифные ставки (оклады).

Данные  об  изменении  номинальной  начисленной  и  реальной  заработной платы приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Номинальная начисленная зарплата в РБ, тыс. руб.

 

Номинальная начисленная зарплата

В % к

Изменение реальной зарплаты в % к

Соотв. периоду к предыд. году

Предыдущему периоду

Соотв. периоду к предыд. году

Предыдущему периоду

2010 год

Январь

1000,0

108,6

91,5

101,9

90,8

Февраль

1016,4

112,0

101,6

105,8

101,1

Март

1095,3

114,3

107,8

107,4

106,6

Апрель

1116,8

115,6

102,0

108,4

101,3

Май

1158,4

118,2

103,7

110,4

102,9

Июнь

1234,8

121,6

106,6

113,8

106,4

Июль

1282,8

123,9

103,9

116,0

103,6

Август

1286,9

123,2

100,3

114,4

99,7

Сентябрь

1305,1

127,5

101,4

117,0

99,8

Октябрь

1328,2

129,4

101,8

118,0

100,7

Ноябрь

1428,3

141,0

107,5

127,8

106,5

Декабрь

1595,9

146,1

111,7

132,9

110,6

Январь-декабрь

1217,3

124,0

*

115,0

*

2011 год

Январь

1409,6

140,7

88,3

127,2

87,1

Февраль

1439,3

141,4

102,1

125,1

99,4

Март

1537,2

140,1

106,8

123,0

104,8

Апрель

1563,4

139,7

101,7

118,3

97,3

Май

1648,7

142,1

105,5

107,2

93,3

Июнь

1782,9

144,1

108,1

100,2

99,5

Июль

1854,5

144,3

104,0

97,2

100,5

Август

1992,3

154,5

107,4

96,1

98,6

Январь-Август

1654,4

143,6

*

110,1

*


 

Номинальная  начисленная  среднемесячная  заработная  плата  работников

республики (кроме  субъектов  малого  предпринимательства  негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. составила 1 654,4 тыс. рублей, в том  числе  в  августе – 1 992,3  тыс.  рублей  и  увеличилась  по  сравнению  с июлем 2011 г. на 7,4%, или на 137,8 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста

потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с  январем-августом 2010  г.  увеличилась  на 10,1%,  в  августе 2011  г.  по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4% [20, 21].

 

Заключение

 

Заработная плата - это сложное понятие, поскольку оно отражает отношения между собственником капитала и наемным работником, которые складываются на рынке труда и в производстве новой стоимости. И ее величина зависит от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов.

Во-первых, размер заработной платы человека зависит от величины стоимости его рабочей силы. Для каждой группы работников такая стоимость имеет нижний и верхний уровни. Наименьшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности - размер средств, идущих для простого поддержания жизнедеятельности работников, и устанавливается минимальный уровень заработной платы. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворения социально-культурных потребностей.

Во-вторых, размеры заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.

В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов.

В-четвертых, на величину оплаты труда влияют рыночные факторы. Конкуренция между наемными работниками ведет к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определенной профессии с равным уровнем образования и квалификации.

Все рассмотренные факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость применять разные формы заработной платы.

Для Беларуси в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов.

Неравенство доходов существенно увеличилось в последнее десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс.

Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят результата, в связи с ухудшающимся общим экономическим положением в стране.

В условиях трансформации экономики проводится значительная работа по совершенствованию тарифной системы, внедрению прогрессивных форм оплаты труда, повышению качества нормирования труда, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. Об этом свидетельствуют изменения, предусмотренные новой Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Действующий механизм государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь - динамичная развивающаяся система, которая постоянно совершенствуется с учетом реагирования на возникающие проблемы в области оплаты труда. Все изменения в нормативные правовые акты в области оплаты труда, как правило, вносятся с учетом конкретных, обоснованных, указывающих на возникшую проблему предложений, как отраслевых министерств, концернов, так и организаций.

В результате анализа заработной платы за 2008-2010 гг., можно сделать вывод, что наиболее оплачиваемые отрасли, связанные с научным и информационным обслуживанием, а также строительство. В динамике за три года наименее оплачиваемая отрасль – непроизводственные виды бытового обслуживания населения.

В 2010 году среднемесячная заработная плата составила 1217313 руб., что на 24% выше чем в 2009г. (235729 руб.). Как и в 2008, в 2009 г. так и в 2010 г. наибольшая зарплата отмечалась в отрасли информационно-вычислительное обслуживание (1789210 руб.), науки и научного обслуживания (1706556 руб., что на 316582 руб. или на 22,8% ),строительства – 1593548 руб., что на 285917 руб. или 21,9% больше в сравнении с предыдущим годом. 

Номинальная  начисленная  среднемесячная  заработная  плата  работников

республики (кроме  субъектов  малого  предпринимательства  негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. составила 1 654,4 тыс. рублей, в том  числе  в  августе – 1 992,3  тыс.  рублей  и  увеличилась  по  сравнению  с июлем 2011 г. на 7,4%, или на 137,8 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста

Информация о работе Заработная плата в Республике Беларусь