Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:46, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении понятия заработной платы и ее сущности, раскрытии форм и систем заработной платы, а также исследовании организации заработной платы Республики Беларусь и ее состояния на современном этапе. В процессе работы проведены исследования в области способов организации заработной платы, определены основные направления ее развития на современном этапе. Особое внимание уделено вопросам развития заработной платы в Республике Беларусь, определены ее функции в современных условиях, намечены перспективы ее развития и совершенствования в ближайшем будущем.
Введение…………………………………………………3
Глава 1 Заработная плата: сущность, формы, особенности организации в странах с развитой рыночной экономикой………7
1.1 Понятие и сущность заработной платы, функции, ее дифференциация…7
1.2 Формы и системы заработной платы…………………………………13
Глава 2 Особенности организации заработной платы в различных странах...20
2.1 Заработная плата в странах с развитой рыночной экономикой………20
2.2 Заработная плата в Республике Беларусь……………………25
Заключение………………………………………………………………33
Список использованных источников………………35
Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального сектора экономики в части усиления ее зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в стимулировании труда работников.
Необходимость правового регулирования заработной платы не вызывает сомнений. Нормы, определяющие основные подходы к регулированию оплаты труда, существуют во всех странах независимо от способа организации экономики. При этом, как правило, используется комбинирование двух основных методов регулирования: государственного и договорного.
Сочетание государственного и договорного регулирования свойственно и
В целях устранения недостатков в системе оплаты труда и повышения стимулирования роли заработной платы, как главного источника доходов населения, внесены существенные изменения в систему оплаты труда работников отраслей экономики.
В этих целях:
- исключена жесткая привязка тарификации к основному виду экономической деятельности организации;
- нанимателю предоставлено право тарифицировать руководителей, специалистов и других служащих в диапазоне трех-четырех разрядов (так называемая «вилка разрядов»);
- исключены централизованно установленные нормы управляемости для производственных структурных подразделений.
- существенно упрощен механизм повышения тарифных ставок (окладов) путем введения единого норматива [29].
В целях восстановления роли премирования как стимула достижения более высоких производственных результатов трудового коллектива и отдельного работника на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования разрабатываются и внедряются системы премирования, направленные на повышение эффективности хозяйствования предприятий.
С 2009г. отменено обязательное условие тарификации руководителей, специалистов, других служащих в зависимости от основного вида экономической деятельности организации.
В действующей ЕТС предусматривались три группы ставок руководителей и специалистов, в соответствии с которыми, в зависимости от основного вида экономической деятельности организации, производилась тарификация руководителей.
В процессе проведения совершенствования состава заработной платы производится оценка эффективности применяемых систем премирования, установленных работникам надбавок, доплат и других выплат, которые включаются в затраты, а также оценка качества действующих норм трудовых затрат.
На основании анализа норм выработки, их выполнения по участкам, видам работ и профессиям работников для увеличения удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в среднемесячной заработной плате работников в организации может быть осуществлена работа по совершенствованию нормирования труда.
Может быть осуществлен пересмотр размеров и условий установления выплат стимулирующего характера. Это премии за результаты производственной деятельности и все надбавки стимулирующего характера, устанавливаемые работникам.
При этом сумма средств, направляемых на выплату премий и надбавок, может включаться в тарифную часть оплаты труда в размере не более 30 % от общей суммы средств, направляемых на их выплату работникам организации в базовом периоде.
В пределах оставшейся суммы средств, направляемой на выплату премий и надбавок работникам, наниматель может осуществлять стимулирование высококвалифицированных специалистов и рабочих.
Сумма выплат, направляемая на премии и надбавки, будет относиться на себестоимость и затраты в пределах того размера, который получен после ее уменьшения в базовом периоде на 30 %.
Показатели премирования должны соответствовать видам и задачам производства, отражать связь с трудовым вкладом каждого работника и коллектива в целом. Показатели не должны противоречить друг другу - улучшение одних не должно способствовать ухудшению других [23].
Рост цен на потребительские товары и услуги при неизменном уровне (или отставании роста) заработной платы, пенсий, стипендий, пособий влечет за собой инфляционные последствия, т.е. падение покупательской способности денежных доходов и соответственно снижение реальных доходов населения.
С целью предотвращения потерь от инфляции в Республике Беларусь предусмотрены механизмы защиты реальных доходов граждан. К ним, в частности, относятся:
- индексация доходов населения с учетом инфляции;
- индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты.
Так, в соответствии со ст. 58 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Наряду с указанной статьей правовой основой индексации доходов населения с учетом инфляции являются Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон), а индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты — п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» [21].
Таким образом, заработная плата и другие выплаты стимулирующего характера работников коммерческих организаций (кроме организаций, финансируемых из бюджета и не пользующихся государственными дотациями) индексируются в порядке, предусмотренном коллективными договорами (соглашениями). Если коллективным договором, принятым в организации, либо соглашением индексация заработной платы и других выплат стимулирующего характера за выполненную работу не предусмотрена, то она и не производится. В качестве базового уровня потребительских цен для дальнейшей индексации заработной платы работников таких организаций принимается месяц, в котором в организации были повышены тарифные ставки (оклады).
Данные об изменении номинальной начисленной и реальной заработной платы приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Номинальная начисленная зарплата в РБ, тыс. руб.
Номинальная начисленная зарплата |
В % к |
Изменение реальной зарплаты в % к | |||
Соотв. периоду к предыд. году |
Предыдущему периоду | ||||
Соотв. периоду к предыд. году |
Предыдущему периоду | ||||
2010 год | |||||
Январь |
1000,0 |
108,6 |
91,5 |
101,9 |
90,8 |
Февраль |
1016,4 |
112,0 |
101,6 |
105,8 |
101,1 |
Март |
1095,3 |
114,3 |
107,8 |
107,4 |
106,6 |
Апрель |
1116,8 |
115,6 |
102,0 |
108,4 |
101,3 |
Май |
1158,4 |
118,2 |
103,7 |
110,4 |
102,9 |
Июнь |
1234,8 |
121,6 |
106,6 |
113,8 |
106,4 |
Июль |
1282,8 |
123,9 |
103,9 |
116,0 |
103,6 |
Август |
1286,9 |
123,2 |
100,3 |
114,4 |
99,7 |
Сентябрь |
1305,1 |
127,5 |
101,4 |
117,0 |
99,8 |
Октябрь |
1328,2 |
129,4 |
101,8 |
118,0 |
100,7 |
Ноябрь |
1428,3 |
141,0 |
107,5 |
127,8 |
106,5 |
Декабрь |
1595,9 |
146,1 |
111,7 |
132,9 |
110,6 |
Январь-декабрь |
1217,3 |
124,0 |
* |
115,0 |
* |
2011 год | |||||
Январь |
1409,6 |
140,7 |
88,3 |
127,2 |
87,1 |
Февраль |
1439,3 |
141,4 |
102,1 |
125,1 |
99,4 |
Март |
1537,2 |
140,1 |
106,8 |
123,0 |
104,8 |
Апрель |
1563,4 |
139,7 |
101,7 |
118,3 |
97,3 |
Май |
1648,7 |
142,1 |
105,5 |
107,2 |
93,3 |
Июнь |
1782,9 |
144,1 |
108,1 |
100,2 |
99,5 |
Июль |
1854,5 |
144,3 |
104,0 |
97,2 |
100,5 |
Август |
1992,3 |
154,5 |
107,4 |
96,1 |
98,6 |
Январь-Август |
1654,4 |
143,6 |
* |
110,1 |
* |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников
республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. составила 1 654,4 тыс. рублей, в том числе в августе – 1 992,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2011 г. на 7,4%, или на 137,8 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста
потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 10,1%, в августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4% [20, 21].
Заключение
Заработная плата - это сложное понятие, поскольку оно отражает отношения между собственником капитала и наемным работником, которые складываются на рынке труда и в производстве новой стоимости. И ее величина зависит от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов.
Во-первых, размер заработной платы человека зависит от величины стоимости его рабочей силы. Для каждой группы работников такая стоимость имеет нижний и верхний уровни. Наименьшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности - размер средств, идущих для простого поддержания жизнедеятельности работников, и устанавливается минимальный уровень заработной платы. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворения социально-культурных потребностей.
Во-вторых, размеры заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов.
В-четвертых, на величину оплаты труда влияют рыночные факторы. Конкуренция между наемными работниками ведет к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определенной профессии с равным уровнем образования и квалификации.
Все рассмотренные факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость применять разные формы заработной платы.
Для Беларуси в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов.
Неравенство доходов существенно увеличилось в последнее десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс.
Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят результата, в связи с ухудшающимся общим экономическим положением в стране.
В условиях трансформации экономики проводится значительная работа по совершенствованию тарифной системы, внедрению прогрессивных форм оплаты труда, повышению качества нормирования труда, усиления связи доплат и надбавок с конкретными достижениями в труде. Об этом свидетельствуют изменения, предусмотренные новой Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Действующий механизм государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь - динамичная развивающаяся система, которая постоянно совершенствуется с учетом реагирования на возникающие проблемы в области оплаты труда. Все изменения в нормативные правовые акты в области оплаты труда, как правило, вносятся с учетом конкретных, обоснованных, указывающих на возникшую проблему предложений, как отраслевых министерств, концернов, так и организаций.
В результате анализа заработной платы за 2008-2010 гг., можно сделать вывод, что наиболее оплачиваемые отрасли, связанные с научным и информационным обслуживанием, а также строительство. В динамике за три года наименее оплачиваемая отрасль – непроизводственные виды бытового обслуживания населения.
В 2010 году среднемесячная заработная плата составила 1217313 руб., что на 24% выше чем в 2009г. (235729 руб.). Как и в 2008, в 2009 г. так и в 2010 г. наибольшая зарплата отмечалась в отрасли информационно-вычислительное обслуживание (1789210 руб.), науки и научного обслуживания (1706556 руб., что на 316582 руб. или на 22,8% ),строительства – 1593548 руб., что на 285917 руб. или 21,9% больше в сравнении с предыдущим годом.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников
республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2011 г. составила 1 654,4 тыс. рублей, в том числе в августе – 1 992,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2011 г. на 7,4%, или на 137,8 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста