Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа
В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в отдельных регионах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США 4
2. ОСОБЕННОСТИ ИПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 7
3. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в отдельных регионах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться. Как отметил председатель Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», лауреат Нобелевской премии, академик РАН Жорес Алферов, сегодня перед человечеством нет более важной проблемы, чем энергетическая. От ее решения зависит сохранение нашей цивилизации.
Нынешнее состояние и развитие энергетики представляет одну из наиболее «трудноразрешимых дилемм устойчивого развития». С одной стороны, энергетика проникает во все сферы жизни общества и является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития каждого государства. Наличие и доступность энергетических ресурсов, обеспечение их эффективного использования и бесперебойных поставок в современном мире становятся главными факторами мирового прогресса, снижения бедности, повышения благосостояния, культурного и духовного развития населения. Устойчивое энергоснабжение представляет собой одно из важнейших условий международной стабильности. С другой стороны, развитие энергетики приводит к негативному воздействию на окружающую природную среду. Современная энергетика в основном базируется на использовании ископаемого топлива, которое составляет около 90% в структуре мирового потребления первичной энергии. Сложившиеся в последние годы тенденции развития отношений в этой сфере с опорой на добычу, транспортировку и сжигание углеводородного топлива – нефти и газа – не вполне отвечают современным вызовам и стоящим перед международным сообществом задачам и, как следствие, должны вызвать обоснованную тревогу за судьбу нынешнего и будущих поколений. Неконтролируемое производство и потребление сырьевых ресурсов становится глобальным. Это значительно усиливает давление на ресурсный потенциал планеты и создает угрозу устойчивому развитию человечества. Нужно готовиться к тому, что сырьевые ресурсы иссякнут. Так что необходимо экономить. Для этого в развитых странах нужно бороться с перепотреблением, в развивающихся – с неэффективным использованием ресурсов.
Необходимость надежной и стабильной обеспеченности энергоресурсами выводят проблему энергетической безопасности в число наиболее важных проблем, стоящих перед международным сообществом. Хотя проблема энергетической безопасности возникла еще в середине 70-х годов прошлого века, мировое сообщество до начала XXI века не смогло выработать общих подходов в ее решении и достичь коллективных договоренностей. Лишь в середине 2006 г. на саммите глав государств «Группы восьми» в Санкт-Петербурге по инициативе Российской Федерации был сделан шаг на пути к диалогу между всеми заинтересованными в обеспечении энергетической безопасности странами. Тогда было подчеркнуто, что устойчивое развитие государств во многом зависит от надежного доступа к энергии и что обеспечение энергетической безопасности представляет собой всеобъемлющую задачу государств.
В 2008 г. на саммите глав государств «Группы восьми» в Тояко Президент Российской Федерации Д.А. Медведев призвал лидеров «Группы восьми» подумать над новыми документами в области энергетического диалога. «Мы подчеркнули, те решения, которые «восьмерка» принимала еще в Санкт-Петербурге, когда говорили об энергетической безопасности в мире, являются актуальными. С этим все согласны. Но задача состоит в том, чтобы увязать интересы стран-производителей, стран-потребителей и транзитных государств. «Это достаточно сложно, но возможно», – считает Президент Российской Федерации.
19 марта 2009 года в обращении к нации 44-й президент США Барак Обама сделал важное заявление об энергетической политике своей администрации: «Перед нами стоит выбор. Мы можем, как и прежде, оставаться ведущим в мире импортером нефти, а можем инвестировать в возобновляемые источники энергии, чтобы в будущем стать их основным экспортером. Мы можем продолжать закрывать глаза на проблемы, связанные с глобальным изменением климата, а может попытаться остановить этот процесс. Мы можем спокойно смотреть на то, как за рубежом создаются рабочие места, а можем создавать их здесь в Америке. И это станет основой для будущего процветания».
Ранее, 13 февраля, обе палаты
Конгресса США одобрили план
по выходу из кризиса,
В настоящее время США
– абсолютный лидер по
Среди возобновляемых
Барак Обама - давний сторонник
«экологически чистой
Программа во многом отталкивается от реально сложившихся условий: США ведь по-прежнему пребывают в состоянии глубокой экономической рецессии. Реализация плана Обамы и развитие «экологичных» технологий предполагает оживление на рынке труда. Хорошие перспективы в автомобильной индустрии, поскольку подразумевается широкое распространение автомобилей с гибридным двигателем. Множество рабочих мест планируется создать при возведения объектов энергетической инфраструктуры: современных угольных электростанций и электроэнергетических сетей.
Общий объем инвестиций в
альтернативную энергетику
Эксперты полагают, что в
ближайшее время мир не ощутит
изменений, которые повлечет
Что касается влияния новой американской энергостратегии на Россию, то здесь следует учитывать, что она ориентируется не на американский, а европейский рынок. В странах Западной Европы сектор возобновляемых источников в целом более развит, чем в США, что, однако, никак не влияет на потребность в российском газе. Тем более строительство ВСТО дает России возможность выйти на рынки тех государств, которые только увеличивают потребление нефти, в первую очередь это КНР и Республика Корея.
Другое дело, что последствия
новой энергетической
Энергетическая политика ЕС – явление многомерное. Она может быть представлена в различных аспектах.
По источникам обеспечения энергетических потребностей Европейский союз обладает своей спецификой. Сама интеграция начиналась не только с таможенного союза и совместной аграрной политики, но также и с объединения угля и стали (ЕОУС) и с атомной энергетики, включенной в деятельность Евратома. Уголь и сегодня играет заметную роль в обеспечении энергетических потребностей ЕС. Так, в Германии роль угля в энергобалансе страны доходит до 50%, что привлекло внимание участников прошедшей встречи президента России с ведущими российскими предпринимателями, проведенной при участии РСПП в феврале 2007 г.
Использование атомной энергетики в большинстве стран ЕС (за явным исключением в лице Франции) проводилось с чрезвычайной осторожностью. Многие программы свертывались или не начинались по соображениям безопасности, понимаемой шире, чем «энергетическая безопасность». Сегодня под энергетической безопасностью подразумевают, прежде всего, надежность обеспечения энергоресурсами. А безопасность использования энергоресурсов для человека и планеты только-только начинает входить в приоритеты мирового развития. И ЕС во многом является пионером этого движения.
Среди других источников обеспечения энергетических потребностей стран ЕС можно отметить широкое применение, как традиционных видов гидроэлектроэнергии, так и новейших видов, связанных с использованием энергии ветра, солнца, морей и океанов, биомассы, разработок по термоядерному синтезу.
Ограниченность собственной ресурсной базы Европы обусловливает существенную зависимость стран ЕС от внешних энергетических поставок. По некоторым оценкам, через 20 лет спрос на энергоносители в ЕС может возрасти еще на 35–40%. Таким образом, сегодня ЕС зависит от рыночной конъюнктуры, геополитических факторов, политической стабильности в транзитных и добывающих странах.
Другая существенная специфическая особенность ЕС заключается в раздробленности рынков, их национальной обособленности. Поэтому значительная часть усилий политики ЕС направлена на преодоление этой фрагментарности рынков, устранение барьеров на пути свободной конкуренции в сфере энергетики.
Эта деятельность имеет как созидательную, так и «разрушительную» направленность. С одной стороны, формируются единые электросети, финансируются совместные проекты и разработки, а с другой – снимаются ограничения и барьеры для доступа на национальные рынки компаний других стран ЕС.
Хотелось бы также обратить внимание на еще два важных аспекта энергетической политики ЕС: внутренний и внешний. Сегодня при формировании энергетической политики страны ЕС фактически решают те же задачи, которые возникали у них при формировании таможенного союза, когда необходимо было снять внутренние барьеры на пути перемещения товаров и выстроить единую внешнеторговую политику. ЕС параллельно пытается решить две важнейшие задачи:
- ликвидировать национальную
- сформировать общую энергетическую политику на уровне ЕС.
Именно на этом последнем из выделенных аспектов энергетической политики, в силу его меньшей изученности и чрезвычайной актуальности, хотелось бы остановиться более подробно. Недавние события позволяют говорить о существенных изменениях, которые уже происходят, либо должны произойти в ближайшем будущем в этой сфере.
Энергетическая политика ЕС является той областью, которая пока не относится к наднациональному ведению объединения. В отличие от торговой или аграрной политики, энергетическая политика ЕС не является исключительной компетенций Союза. На мой взгляд, это является одной из причин отсутствия существенных успехов и достижений ЕС в данной сфере. Однако возрастающая взаимозависимость на микро и макроуровне и особая ситуация на рынке энергоносителей создают предпосылки и подталкивают страны Союза к движению именно в направлении укрепления наднациональных элементов в этой области.
Активность ЕС по формированию действенной энергетической политики в последние годы возрастает, видимо, пропорционально повышению значимости этого вопроса для будущего Европы. Можно привести внушительный список серьезных инициатив в различных областях, в дополнение к уже упоминавшимся, связанных с углем и ядерной энергетикой.
О необходимости общеевропейской политики в сфере энергетики, в частности, о необходимости создания общеевропейских энергетических сетей, было, например, заявлено в выводах неофициальной встречи глав государств и правительств стран ЕС, прошедшей в Хэмптон Корт в октябре 2005 г. Эта необходимость была подтверждена на весенней сессии Европейского совета 2006 г. Принятые саммитом ЕС направления энергетической политики ЕС предполагают формирование единого европейского энергетического рынка без внутренних барьеров. В выводах председательствующей страны по итогам заседания Европейского совета в марте 2006 г. было отмечено: «Учитывая необходимость срочного решения поставленных задач, Европейский совет предлагает Комиссии приступить к разработке Первоочередного плана развития средств передачи энергии между странами Союза и к оказанию содействия в реализации приоритетных проектов в области инфраструктуры, направленных на диверсификацию поставок и интеграцию региональных рынков в единый внутренний рынок ЕС…».