Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа
В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в отдельных регионах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США 4
2. ОСОБЕННОСТИ ИПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 7
3. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Специалисты по энергетике Японии выделяют 3 основных направления решения этих проблем.
Во-первых, это диверсификация источников поставок сырья и активное участие в борьбе за получение прав на освоение месторождений. Сегодня более 50 % сырой нефти Япония импортирует из стран Персидского залива. Поэтому постепенное снижение их доли в структуре импорта углеводородов может сделать обеспечением энергоресурсами более стабильным. Главным препятствием здесь являются дипломатические проблемы не только с обладателями необходимого сырья (например, с Россией по поводу так называемых Северных территорий), но и со своими стратегическими союзниками. Ярким примером тому служит ситуация вокруг нефтяного месторождения Аздеган на юго-западе Ирана (предполагаемый объѐм запасов: 26 млрд баррелей). В 2000 г. Япония начала активные переговоры с иранской стороной о получении права на освоение данного месторождения (этому предшествовали неудачи в аналогичных переговорах с Саудовской Аравией и Кувейтом) и в том же году смогла достичь предварительного соглашения. К 2004 г. японская компания ИНПЕКС, которая занимается освоением месторождений нефти и газа по всему миру, уже на 75 % владела правом добычи нефти в данном районе. Однако уже спустя 2 года еѐ доля сократилась до 10 %, что было вызвано противостоянием Ирана и мирового сообществ и давлением США на японское правительство. Этим воспользовался Китай, став обладателем основного права (70 %) на освоение месторождения. Кроме того, после введения совместных с Евросоюзом санкций во второй половине прошлого года США потребовали от Японии не только принятия аналогичных мер в отношении Ирана (они были законодательно утверждены третьего сентября), но и полного отказа от участия в освоении вышеупомянутого месторождения, пригрозив распространить действие закона о санкциях на ИНПЕКС. Оба требования были удовлетворены. И хотя некоторые японские специалисты говорят о потенциально низком качестве нефти в данном регионе, большинство говорит о том, что в дальнейшем Японии будет очень сложно вести борьбу (при постоянном давлении со стороны Америки) за получение прав на разработку таких месторождений.
Вторым направлением
решения проблем энергетической
безопасности Японии признано снижение
доли ископаемого топлива в
Наконец, третье направление решения проблем энергетической безопасности Японии — это увеличение стратегических запасов основных энергоносителей. В настоящее время совокупный объѐм нефти в двадцати шести резервных хранилищах Японии (из них 10 – государственные, а 16 — частные) составляет порядка 500 млн килолитров. Интересно отметить, что подобные хранилища появились после первого нефтяного кризиса 1973 г. по инициативе японских нефтяных компаний, переводивших в запасы излишки топлива. Государственные появились лишь после второго аналогичного кризиса в 1978 г. Многие эксперты отмечают, что эти (равно как и прочие) запасы минерального сырья могут быть солидным источником дохода: оценочная стоимость 1 барреля нефти в таких стратегических запасах составляет порядка пятидесяти долларов, и под влиянием высокого курса йены она продолжит снижаться. Если учесть, что нынешняя цена нефти на мировом рынке колеблется в районе восьмидесяти четырѐх долларов, общая потенциальная прибыль, которую могут принести умелые операции с еѐ куплей-продажей (покупать при высоком и продавать при низком курсе йены), составляет около одиннадцати млрд. долларов. Именно поэтому некоторые экономисты рассматривают стратегические запасы топлива как инструмент не только энергетической, но и финансовой безопасности.
В заключении хотелось бы остановиться на инциденте, который уже 3 месяца находится под пристальным вниманием японской и мировой общественности – аварии на АЭС «Фукусима-1» 12 марта 2011 г. Следует отметить следующее: японцы прежде не сталкивались с техногенной катастрофой подобных масштабов, что повлияло на развитие событий. При всей самоотверженности и стремлении как можно быстрее стабилизировать ситуацию вокруг АЭС со стороны политиков и работников компании Токѐ Дэнрѐку (которой принадлежит вышеупомянутая электростанция), ход событий показал, что есть существенные недостатки и упущения в системе управления ядерными объектами в Японии. [4]
В современных условиях представляется, что целесообразность в создании специализированной энергетической организации, которая объединила бы всех субъектов энергетического сотрудничества, очевидна. Международный аспект энергетической безопасности касается подхода к энергетическим ресурсам не только как к предмету торговли и средству получения прибыли отдельными государствами или группой государств, но и как к одной из основ устойчивого экономического и гуманитарного развития международного сообщества в целом.
Сотрудничество государств в рамках региональных организаций в основном направлено на регулирование поставок энергетических ресурсов в том или ином регионе, обзор и анализ тенденций, которые происходят в энергетической сфере на разных направлениях, но, к сожалению, не на обеспечение энергетической безопасности. Хотя вопросы обеспечения энергетического сотрудничества периодически и поднимаются в рамках региональных организаций, они до сих пор не получили должного урегулирования. В свою очередь региональное сотрудничество может создать предпосылки для заключения многосторонних соглашений в энергетической области. Региональная интеграция государств может способствовать более широкому сотрудничеству государств в сфере обеспечения энергетической безопасности. Особенности международно-правового регулирования сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности определяется спецификой энергетической отрасли. Особую актуальность приобретает проблема совершенствования международно-правового регулирования энергетических отношений как на универсальном, так и региональном уровне. Говоря о перспективах регионального сотрудничества государств в сфере обеспечения энергетической безопасности, необходимо учитывать интересы государств, непосредственно расположенных в регионе, и политику, не входящих, но заинтересованных в данном регионе стран.
1. Информационно-дискуссионный портал:
http://www.newsland.ru/news/
2. Энергетическая безопасность Европы. Центр изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН. Информационно-аналитическая справка. Стр. 2 - 2011 г.
3. Формирование энергетической политики ЕС. В.Н. Зуев. – 2009
4. Энергетическая безопасность Японии: проблемы и подходы к их решению. Мозговой И.В. «У карты Тихого океана». Стр. 33 - 2011