Зарубежная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

В начале XXI века весь мир столкнулся с энергетическими вызовами, продиктованными процессом глобализации, ускоренным ростом экономик и населения в отдельных регионах, исчерпанием и крайне неравномерным распределением ресурсов на планете, чрезмерной неблагоприятной нагрузкой на окружающую природную среду. В настоящее время мировые потребности в топливно-энергетических ресурсах огромны и продолжают неуклонно увеличиваться.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ США 4
2. ОСОБЕННОСТИ ИПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 7
3. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

zarub1.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Был разработан План действий в области энергетики, состоящий из 10 пунктов, соответствующих  основным направлениям, на которых  ЕС сосредоточит свои усилия. 15 февраля 2007 г. министры энергетики 27 стран ЕС на встрече в Брюсселе одобрили проект Плана действий. В числе приоритетов плана – задача сокращения выбросов парниковых газов к 2020 г. Одной из важных составляющих этого плана стал другой План действий Комиссии – по обеспечению эффективности использования энергии4. Предполагается, что возобновляемые источники энергии должны обеспечивать не менее 20% общего баланса энергопотребления к 2020 г., а потребности транспорта в энергоресурсах должны покрываться не менее чем на 10% за счет биотоплива. Одобрение Плана предполагается

После положительного голосования Европейского парламента на пленарном заседании 4 апреля 2006 г., Совет ЕС 24 июля 2006 г. принял предложение Комиссии о новой редакции Руководства о трансъевропейских энергетических сетях (TENE)5. Руководство стало важным инструментом для обеспечения эффективного функционирования внутреннего энергетического рынка путем установления тесной связи между национальными рынками. Интегрирование национальных рынков стран ЕС несет в себе ряд преимуществ для потребителей: улучшение качества обслуживания, расширение возможностей выбора структуры энергоснабжения и понижение цен. Решаются и более фундаментальные задачи обеспечения устойчивости, конкурентоспособности и бесперебойности поставок. Выявлены недостающие звенья в инфраструктуре передачи энергии, которые проранжированы в соответствии с их влиянием на межрегиональный обмен, а также в соответствии с их уровнем развития. Формирование новых сетей полностью включает также и новые государства-члены ЕС.

Наиболее  приоритетные проекты – проекты  общеевропейского значения – направлены на поддержку скорейшей реализации межсистемных средств передачи энергии. ЕС выделил 42 наиболее важных проекта европейского значения6. Среди этих проектов находятся также транспортные сети природного газа, проходящие в ЕС через соседние и третьи страны. Однако проекты европейского значения в области электроснабжения проходят, главным образом, внутри ЕС. Перечень проектов европейского значения, поддерживаемый ЕС, составлен с указанием задействованных в них государств-членов. Планируется завершить эти проекты не позднее 2010 г.

Важное значение в энергетической политике ЕС отводится решению проблемы транспортировки различных энергоносителей. Политика диверсификации поставок направлена на обеспечение дополнительных мощностей  по импорту нефти и газа из России, региона Каспийского моря, Северной Африки и Ближнего Востока. В проведении переговоров по данным вопросам и в выработке общего видения сбалансированности поставок по регионам ЕС как организация играет ключевую роль. Всем специалистам хорошо известна и директива ЕС, рекомендующая не превышать порог зависимости в поставках из одного источника свыше примерно трети от общего объема поставок.

В рамках политики ЕС была поставлена цель, в соответствии с которой  к 2013 г. должны быть созданы дополнительные возможности по импорту газа в объеме до 100 млрд кубометров. Данная цель, как представляется, соответствует увеличению мощностей по импорту газа по трубопроводам в объеме примерно 50 млрд кубометров в год наряду с дополнительными мощностями по импорту сжиженного природного газа в объеме также примерно 50 млрд кубометров в год.

 По мнению специалистов, рынок электроэнергии ЕС функционирует уже достаточно успешно. Прежде каждая страна полагалась на самодостаточность: для Германии основой ее энергетики был уголь, для Италии – мазут и т.д. Это противоречило основополагающим принципам Европейского союза – единству рынков, конкуренции в масштабах ЕС. Поэтому реформы в электроэнергетике развивались стремительно. Там, где возможно было соединить электросети, страны ЕС с избыточным внутренним производством электроэнергии стали экспортировать ее в другие страны ЕС, что привело к падению цен до 50%! Сложившиеся низкие цены (составляющие, например, в Германии порядка 2,7 цента за кВт) – существенное достижение ЕС. Достаточно сравнить ситуацию падения цен на электроэнергию в энергозависимом ЕС с ситуацией в энергетически богатой России, где в последние годы постоянно отмечался рост тарифов для всех категорий потребителей.

Потребность в электричестве в расширенном ЕС27 будет увеличиваться. По оценкам экспертов ЕС в 2000–2030 гг. рост потребности в электричестве составит 1,5% в год. Создание и окончательное формирование по-настоящему европейского внутреннего рынка требует наличия достаточных мощностей по передаче, прежде всего, газа и электричества, но также и нефти между странами ЕС. Соединение национальных сетей и строительство дополнительных линий электропередачи для межсистемной связи между государствами-членами представляет собой элемент интеграции, позволяющий создать европейскую сеть энергоснабжения.

Разумеется, энергетическая политика в части газа и нефти также  приковывает к себе особое внимание в последнее время, однако следует  учитывать отсутствие самообеспеченности ЕС этими ресурсами. Этот фактор ограничивает возможности формирования общей политики на данном направлении и одновременно повышает потребность в совместных действиях перед лицом внешних угроз обеспечения энергетической безопасности. 

На протяжении последних  лет одной из главных целей энергетической политики ЕС было снижение зависимости от российских энергоносителей. В частности явным приоритетом было увеличение доли поставок нефти, трубопроводного и сжиженного газа из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Однако начало 2011 г. заставляет по-новому взглянуть на ситуацию с безопасностью энергопоставок в Европу.

    • За первые два месяца 2011 г. цены на нефть увеличились на 23%.Это – впервую очередь премия за геополитические риски, поскольку основным драйвером роста цен стала напряжённая ситуация в Африке и на Ближнем Востоке. В нескольких странах энергетические компании приостановили реализацию проектов, отмечается сокращение экспорта и повышенные террористические угрозы. По политическим причинам возможно и полное прекращение поставок из ряда стран.
    • Снижение добычи нефти на рынке из-за беспорядков в Африке составило по разным оценкам 500-750 тысяч баррелей в день. Страны, затронутые беспорядками, обеспечивают 30% европейского импорта газа. Таким образом, стабильность поставок топлива в Европу и приоритеты энергетической политики оказались под большим вопросом не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.
    • Расчеты ИНЭИ РАН показывают, что в случае сохранения и усиления напряженности в регионах волнений, цены на газ в Европе могут вырасти на 60%, в АТР – на 40%, а в США – на 10% (половина роста цены обеспечивается за счёт фундаментальных рыночных факторов, вторая половина – спекулятивная составляющая). Оценка проведена на модельном комлексе ИНЭИ РАН в сценарии сокращения экспорта из Африки и Ближнего Востока на 25%. Теперь, на фоне волнений в Африке и на Ближнем Востоке, а также повышенной обеспокоенности безопасностью АЭС, неизбежной становится переоценка ЕС приоритетов энергетической политики и подходов к энергетической безопасности. Развитие сотрудничества с Россией в этом случае становится одним из важнейших приоритетов, в отличии от предыдущих нескольких лет, когда явный акцент делался на расширение энергокоммуникаций с Африкой и Ближним Востоком.

Сравнительный анализ показывает, что из всех поставщиков газа в Европу страновой рейтинг выше российского есть у стран, которые обеспечивают только 8% поставок в регион. У всех других поставщиков страновой рейтинг соответствует спекулятивной категории (ниже инвестиционной, к которой относится российский рейтинг), или вообще отсутствует.[2]

Стержнем новой политики становится сокращение выброса в атмосферу  парниковых газов и более рациональное использование энергии. В определенной степени это вынужденный (с учетом нехватки собственных энергоресурсов), но вместе с тем и ответственный подход. Одна из основных целей новой политики – сокращение на 20% к 2020 г. выброса парниковых газов в атмосферу в результате использования различных источников энергии. При этом решение других приоритетных задач последнего времени – сохранение темпов экономического роста, обеспечение занятости и поддержание конкурентоспособности – напрямую связано с вопросом эффективного использования источников энергии.

Комиссия ЕС призывает и другие страны последовать ее примеру и в случае, если это произойдет, готова принять на себя «повышенные обязательства» сокращения выбросов на 30% к 2020 г. и даже на 60–80% к 2050 г.

Этот пример демонстрирует возможности  распространения механизма. Я бы назвал его спинэффектом наднационального механизма, заключающимся в том, что существование и надежность функционирования наднационального механизма в одних областях позволяет с большей легкостью внедрять его в смежные области, особенно в случаях, когда возникает острая потребность в быстрых и эффективных коллективных действиях. В противном случае для выработки совместной позиции ЕС по различным аспектам энергетики понадобились бы десятилетия. [1]

 

3. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ

Энергетика – основа любого государства (его экономики, промышленности, жизнедеятельности всех граждан), а также один из определяющих факторов гарантии его целостности и безопасности. Для Японии, которая по состоянию на 2007 г. сама обеспечивала себя энергией лишь на 4 % (без учѐта АЭС), проблемы энергетической безопасности стоят особенно остро. Поэтому опыт Японии в области энергетической политики может быть полезным и для нашей страны.

Центром разработки энергетической политики и определения основных принципов энергетической безопасности Японии является Общий аналитический комитет по энергии и природным ресурсам, почти половина из двадцати девяти его членов являются профессорами университетов и институтов. Вот примерный список его задач:

    • полный анализ всей информации, поступающей из нижестоящих органов;
    • предоставление рекомендаций, предложений и законопроектов министерствам и ведомствам, прямо или косвенно имеющим отношение к энергетической безопасности;
    • составление базового плана развития энергетического комплекса, где определяются его основы, описывается текущая ситуация и проблемы, а также указываются цели средне– и долгосрочного периода.

Особняком стоит Агентство  по ядерной и промышленной безопасности — главный институт по формированию политики в области ядерной энергетики (оно находится практически на одном уровне с вышеупомянутым департаментом).

Также следует отметить, что все три представленных выше государственных органа находятся  в ведении Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Наконец, существует Комитет ядерной безопасности – независимая консультативная организация (однако тесно связанная с министром), которая активно участвует в осуществлении политики по ядерной энергетике.

Упоминавшийся ранее  базовый план развития энергетического  комплекса является главным документом, где прописывается соответствующая политика. Современный план был утверждѐн в октябре 2003 г. и уже успел претерпеть 2 поправки – в 2007 г. и 2010 г. Следует отметить, что в базовом плане выделены 3 главных направления энергетической политики Японии: помимо собственно энергетической безопасности это забота об окружающей среде и обеспечение экономической эффективности. Особое место в данном плане занимает раздел, посвящѐнный основным целям на 2030 г. В частности, предполагается в 2 раза увеличить самообеспечение Японии электроэнергией (с учѐтом атомной энергетики — 18 %) и уровень самостоятельного освоения месторождений ископаемого топлива (сейчас около 26 %). Важной задачей считается обеспечить наиболее оптимальный баланс источников энергии (предпочтение отдаѐтся источникам с наименьшим уровнем выбросов диоксида углерода в атмосферу).

Каковы же основные проблемы и риски обеспечения энергетической безопасности для Японии? Исследовательская  группа по вопросам энергетической безопасности, входящая в структуру Министерства экономики и промышленности, выделяет по крайней мере 5 из них.

1. Комплекс проблем,  связанных с ситуацией на Ближнем  Востоке, от которого Япония  энергетически зависит (религиозные  противостояния; напряжѐнность в отношениях с США и Европой по поводу разработки ядерного оружия; внутренние проблемы, вызванные бедностью, несоблюдением прав человека, диспропорциональным развитием регионов и т. п.).

2. Природные катаклизмы, техногенные катастрофы и террористические  атаки на объекты энергетической инфраструктуры; проблема безопасности морских коммуникаций.

3. Усиление контроля  других государств над своими  ресурсами и ужесточение правил  участия иностранного капитала  в их освоении, что сокращает  внешние инвестиции и в средне- и долгосрочном периоде снижает экспортные возможности таких стран.

4. Риск того, что Китай,  Индия и другие азиатские страны  с быстро растущим спросом  на энергоносители, оказавшись в  чрезвычайном положении, начнут  массово их скупать. Тогда на  рынке может произойти хаос, вызванный высокими ценами на топливо, а последующее нарушение баланса спроса и предложения, равно как и резкий рост цен, только усугубит ситуацию.

5. Хотя в самой Японии  сейчас нет особых препятствий  для обеспечения энергетической  безопасности, либерализация внутреннего рынка может привести к усилению конкуренции между компаниями, и, как следствие, — к сокращению соответствующих инвестиций и снижению способности страны к самообеспечению электроэнергией.

Информация о работе Зарубежная экономика