Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа
Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:
1. Стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
2. Рост занятости;
3. Превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Введение……………………………………………………………….1
Сущность свободной экономической зоны
Основные виды свободных экономических зон
Обзор существующих моделей свободных экономических зон в мире
Заключение…………………………………………………………...47 Список использованной литературы………………………………..51
Курсовая работа
По дисциплине: Внешняя экономическая деятельность
По теме: Зоны свободной торговли
Выполнил: студент 3 курса
Группа ЭУЗ-41ш
Чендакаев Р.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Получение, использование
и распределение созданных
Одним из важных звеньев
в реализации принципов открытой экономики
является создание свободных экономических
зон. Их функционирование связывается
с либерализацией и активизацией внешнеэкономической
деятельности. Экономика свободных экономических
зон имеет высокую степень открытости
внешнему миру, а таможенный, налоговый
и инвестиционный режим благоприятен
для внешних и внутренних инвестиций.
Помимо привлечения
иностранного капитала, задействуемого
для активизации экономических процессов
внутри страны, создание производственных
свободных экономических зон увязывают
с тремя основными задачами:
1. Стимулирование промышленного экспорта
и получение на этой основе валютных средств;
2. Рост занятости;
3. Превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
Важной причиной образования
свободных экономических зон
является то, что часто страна не
желает полностью открывать свою
экономику для притока
Общие сведения о СЭЗ
За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. В мировой практике они появились в конце 50-х – начале 60-х годов и получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, а работает в них более 3 миллионов человек.
Впервые официальное конкретное
определение свободной
Подходы, используемые
в создании СЭЗ
История создания СЭЗ
знает два концептуальных подхода – территориальный
и функциональный. Несмотря на то, что
в их основе лежит единый принцип предоставления
преференциального режима хозяйствования,
тем не менее, между ними есть существенные
различия, определяющие выбор одного из
них. Согласно первому подходу льготным
режимом пользуются предприятия и организации,
расположенные на обособленной территории.
При втором подходе преференции применяются
к определенным видам предпринимательской
деятельности вне зависимости от места
из размещения.
Примером реализации первого
подхода являются свободные экономические
зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие
экспортно-производственные зоны в развивающихся
странах. Результатом второго подхода
являются «точечные» зоны, представленные
отдельными предприятиями (оффшорные
фирмы, магазины «дьюти фри»).
Выбор одного
из двух указанных подходов зависит от
конкретных задач, которые должны быть
решены в результате организации свободных
экономических зон. Так, территориальный
подход в большей мере применим при решении
проблемы развития какого-то региона,
а функциональный – при крупной перестройке
структуры экономики в целом или ее отдельных
сфер. Функциональный подход более гибок,
так как он дает возможность создать так
называемые точечные зоны, представленные
отдельными предприятиями. В силу этого
он более удобен для инвесторов, в том
числе и иностранных, не ограничивая их
местоположением соответствующей фирмы
в стране. Однако в реальной жизни преобладает
территориальный подход.
Цели создания СЭЗ
Мировая
практика организации и функционирования
специальных экономических зон свидетельствует,
что они создаются для достижения разнообразных
целей.
Во-первых, главной целью создания
свободных экономических зон является
более глубокое включение стран в процесс
развития международного разделения труда.
Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной
продукции на экспорт и обеспечении таким
путем роста их валютных поступлений.
И эта логика вполне понятна. Если страна
по каким-либо причинам не может обеспечить
широкое открытие экономики для иностранных
предпринимательского капитала или прибегнуть
к стимулированию экспортной экспансии,
то она в состоянии это сделать в рамках
свободных экономических зон, когда ее
правительство имеет возможность создать
более благоприятный инвестиционный климат
для иностранных вкладчиков.
Во-вторых СЭЗ нужны также для насыщения
внутреннего рынка заинтересованной страны
высококачественной продукцией, в первую
очередь импортозаменяющими товарами.
Для достижения этой цели на анклавной
территории с помощью иностранного капитала
организуется импортозамещающее производство.
В-третьих, организация специальных
экономических зон предусматривает более
глубокое включение в МРТ не только по
производственной линии, но и в области
туризма, культуры и санаторно-курортной
сферы, что, впрочем, также ведет к увеличению
валютных поступлений.
В-четвертых, СЭЗ призваны обеспечить
ускоренное внедрение в производство
отечественных и иностранных научно-технических
разработок с дальнейшим использованием
их результатов во всей национальной экономике
страны.
В-пятых, одной из целей создания специальных
экономических зон для развивающихся
стран является обучение и подготовка
квалифицированных рабочих, инженеров,
хозяйственных и управленческих кадров.
В-шестых, важная цель организации
СЭЗ – стимулирование экономического
развития какой-то территории или конкретной
отрасли производства. Например, в США
и Великобритании специальные экономические
зоны создавались в начале 80-х гг. для оживления
мелкого и среднего бизнеса в депрессивных
районах. На этих территориях предпринимателям
предоставлялось большая, чем в других
местах страны, свобода хозяйственной
деятельности и заметные финансовые льготы.
Эти программы стимулирования не имели
специальной ориентации на привлечение
иностранного капитала.
С той же целью
превращения ранее отсталых регионов
в динамично развивающиеся проходила
организация свободных экономических
зон в слаборазвитых государствах. Но
здесь в отличие от промышленно развитых
стран при формировании таких зон акцент
делался на ввоз иностранного капитала.
Наконец, в-седьмых, в отдельных
странах СЭЗ рассматриваются как региональный
метод модернизации экономики в условиях
ее перехода от административных принципов
функционирования к рыночным. К примеру,
в Китае специальные экономические зоны
носят экспериментальный социальный характер.
В этой стране переход по принципу «все
разом» от административной системы к
рыночной признан неприемлемым, чреватым
потрясениями для народа и экономики в
целом. Поэтому здесь эффективность рыночной
экономики проверяется на примере СЭЗ.
Опыт их функционирования показывает,
что рыночные принципы вытесняют отношения,
основанные на государственной собственности,
они более эффективны, динамичны.
Следует отметить, что при создании свободных экономических образований число целей должно быть четко обозначено. Выполнение этого требования предопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Множественность целей ведет к неоправданному распределению льгот на все сферы экономики от сельского хозяйства до банковских операций и на деятельность разных субъектов СЭЗ – от входящих в СП частных лиц до филиалов транснациональных корпораций.
Льготы, используемые в СЭЗ
Общей характерной чертой
различных видов свободных
Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот:
Внешнеторговые льготы, которые
предусматривают введение упрощенного
порядка осуществления
Финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, а также предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
Фискальные льготы, которые
связаны с налоговым
Административные льготы,
которые предоставляются
Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах, дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач.
Все упомянутые льготы могут
применяться в самых различных
комбинациях. Однако весь их набор должен
служить инструментом реализации сравнительных
преимуществ данной территории, а
не средством возмещения отсутствующих
здесь факторов развития. Важно также
иметь в виду, что налоговые
льготы не являются решающим стимулом
привлечения иностранного капитала.
При современных масштабах
Организация специальных экономических зон – дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным Института востоковедения Российской Академии Наук, проведшего обследование 26 стран, их соответственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. А в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд. долларов. В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зон занимаются либо специально создаваемые правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются необходимые для обустройства инвестиции.
Специальные экономические
зоны доказали свою эффективность во
многих странах мира. Однако в ряде
мест они не состоялись или долгое
время оставались убыточными. Подобные
явления происходили по политическим,
экономическим и