Зоны свободной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:
1. Стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
2. Рост занятости;
3. Превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….1
Сущность свободной экономической зоны
Основные виды свободных экономических зон
Обзор существующих моделей свободных экономических зон в мире
Заключение…………………………………………………………...47 Список использованной литературы………………………………..51

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 56.39 Кб (Скачать файл)

Подавляющее большинство  производственных зон работает на экспорт. По законодательству Бразилии предприятия  экспортно-производственных зон обязаны  поставить за рубеж 100% продукции. 
 
Некоторые зоны (например, зона «Манаус» в Бразилии и остров Огненная Земля в Аргентине) работают только на внутренний рынок.

Модель развития СЭЗ в Китае

Среди развивающихся стран  весьма заметное развитие и резонанс получили специальные экономические  зоны Китая. Начав с небольших  территорий, объединенных спецзонами в самом начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом специальных экономических зон – «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», имеющих многолетнюю историю, а также специальной экономической зоны «Хайнань» (существует с 1988 г.), в стране заметно развитие получили зоны технико-экономического развития (более 2-х десятков) и зоны развития новой и высокой технологии – технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития «Пудун». Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона «Пудун» должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных  экономических зон стало важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной  китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и  опыта функционирования специальных  зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных  экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования. В результате был избран путь организации  СЭЗ с созданием в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение  иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику «открытых дверей».

С начала 90-х годов в  портовых городах, специальных экономических  зонах КНР начинают возникать  свободные таможенные территории –  свободные зоны торговли (СЗТ), которые  как указывают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным  с существующими в других странах.

Практика функционирования китайских специальных экономических  зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические  зоны в КНР (помимо общих с другими  странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая – это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В специальных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как отмечают китайские экономисты, экономической модели, по которой в 21 веке будет жить практически весь Китай.

Выводы об общих  чертах, достижениях и особенностях развития СЭЗ в мире

Мировой опыт функционирования свободных экономических зон  позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование специальных экономических зон  в промышленно развитых странах  свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее  планирование первоначальных стадий их развития, а с другой – гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (НТР, конкуренция между транснациональными корпорациями, изменения в курсах валют, изменение в системе международного обмена и др.) влияет на развитие СЭЗ и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические  выгоды от создания зон (внешне - торговых в США, «Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали  значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно – производственный потенциал  и др. Важным аспектом деятельности специальных экономических зон  в промышленно развитых странах  является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические  зоны, функционирующие в развивающихся  странах, имеют ряд общих черт развития:

Во-первых, наибольшее распространение  в этих странах получили экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, создание ЭПЗ определяется рядом экономических  причин, и прежде всего, потребностью развития и производства промышленных товаров на экспорт, привлечения  в страну иностранного капитала, передовой  науки и технологии, современной  технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в свободных экономических зонах  становится более либеральным и  льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной  конкуренции между специальными экономическими зонами и соответственно попытками доказать свои сравнительные  преимущества перед подобными другими  СЭЗ.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная НТР, на первый план выдвигает свободные экономические зоны, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологии.

Заметная роль свободных  экономических зон в социально  – экономическом развитии отдельных  обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого  и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований  рассматривать их как универсальный  способ модернизации экономики. Степень  влияния функционирования специальных  экономических зон на остальную  территорию развивающихся стран  является довольно ограниченной. Для  промышленно развитых стран, как  правило, и не ставится специальной  задачей распространение такого влияния. Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживлении  предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование  свободных экономических зон  сопряжено, как правило, со значительными  капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства  по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они  практически нежизнеспособны.

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Цели, преследуемые странами при создании СЭЗ, преимущественно не отличаются друг от друга. Специальные экономические зоны могут служить:

  1. Фактором вовлечения экономики в МРТ через развитие экспортно-ориентированного или импортозамещающего производства;
  2. Стимулом развития отдельных регионов страны;
  3. Средством совершенствования специальных отраслевых производств;
  4. В качестве территории свободного производства, где апробируется особый механизм перехода к рынку;
  5. Способом косвенного модернизирующего воздействия на экономику через демонстрационные и обучающие эффекты, выходящие за пределы зональной территории;
  6. Методом образования в национальной экономике так называемых центов развития, или центров роста.

Рассматривая свободные  экономические зоны как важную составную  часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует  об ограниченной возможности их влияния  на развитие национальной экономики.

Свободные экономические  зоны призваны выполнять свою специфическую  роль, концентрируя экспорто-ориентированное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя «ловушки» для иностранных инвестиций. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

 

 

Список использованной литературы: 

  1. Е. Ф. Авдокушин «Международные экономические отношения», 
    Москва, Учебное пособие, Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007

2. «Бухгалтерские и налоговые консультации», №9, 2000  
Кишинев, Периодическое издание журнал

3. А. Р. Горбунов «Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом»,Москва, Издательское объединение «Анкил», 2005 

4. К.А. Семенов «Международные экономические отношения», 
Москва, 2009

5. «Экономическое обозрение «Логос – Пресс», №10, 2001, 
Кишинев, Еженедельник

 

 
 

 


Информация о работе Зоны свободной торговли