Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

оклеветан".  -Потому   что  люди  смягчаются,  когда  сорвут  свой  гнев  на

ком-нибудь другом, как это было с Эргофилом: хотя на него сердились  больше,

чем на Каллисфена, однако  оправдали  его именно потому, что накануне осудили

на смерть Каллисфена. [Милостивы  мы] и к  тем, к кому чувствуем  сострадание,

а также к тем, кто перенес большее бедствие, чем какое мы могли бы причинить

им  под  влиянием  гнева;  в  этом случае мы  как  бы  думаем,  что получили

удовлетворение. [Мы бываем милостивы] и  тогда,  когда, по нашему мнению, мы

сами неправы и терпим по справедливости, потому что гнев не бывает направлен

против справедливого, в  данном  же случае, по нашему мнению, мы страдаем не

противно справедливости,  а  гнев, как  мы сказали, возбуждается  именно этим

[то есть  противным справедливости]. В виду  этого  прежде  [чем  наказывать

делом], следует наказывать словом; в таком случае даже  и рабы, подвергаемые

наказанию,  менее негодуют. [Гнев наш смягчается] еще  и в том  случае, когда

мы думаем, что [наказываемый] не догадается, что он [терпит] именно от нас и

именно за то, что  мы от него  претерпели, потому  что гнев бывает направлен

против  какого-нибудь определенного  лица, как  это очевидно  из  определения

гнева. Поэтому справедливо говорит  поэт:

     Назови Одиссея, городов  сокрушителя...

     как будто  бы  он не  счел  себя отмщенным, если  бы [его противник]  не

почувствовал, кем и за что [он наказан]. Таким образом,  мы не сердимся и  на

всех тех, кто не может этого  чувствовать, и на мертвых, ввиду  того, что они

испытали  самое ужасное  бедствие и не почувствуют  боли и не ощутят  нашего

гнева, чего  именно  и  хотят  гневающиеся.  Поэтому  хорошо [сказал] поэт  о

Гекторе, желая утишить гнев Ахилла за умершего друга:

     Землю, землю немую  неистовый муж оскорбляет!

     Очевидно, что  ораторы,  желающие смягчить [своих слушателей],  должны в

своей  речи  исходить  из  этих  общих  положений;  таким  путем  они  могут

[слушателей]  привести  в   нужное настроение,  а  тех,  на  кого  [слушатели]

гневаются,  выставить или страшными, или достойными уважения, или оказавшими

услугу ранее, или  поступившими против  воли, или весьма сожалеющими  о своем

поступке.

 

     ГЛАВА IV

 

     Определение понятия  "любить" и понятия "друг".  -  Кого  и почему  люди

любят?  - Виды  дружбы  и  отношение  дружбы  к  услуге. - Понятия  вражды и

ненависти, отношение их к гневу.  - Как  может пользоваться  этими  понятиями

оратор для своей цели?

     Кого люди любят  и кого ненавидят и почему, об этом мы скажем, определив

понятия "дружбы" и "любви". Пусть любить значит желать кому-нибудь того, что

считаешь благом,  ради  него  [то есть  этого другого человека], а  не  ради

самого  себя, и  стараться по мере сил доставлять ему эти блага. Друг - тот,

кто любит и взаимно любим. Люди, которым кажется, что они так  относятся друг

к  другу,  считают  себя  друзьями. Раз  эти  положения установлены,  другом

необходимо будет  тот, кто вместе с нами радуется нашим радостям  и горюет о

наших горестях, не ради чего-нибудь другого, а ради нас самих. Все радуются,

когда сбывается  то, чего они желают, и горюют, когда дело бывает  наоборот,

так  что горести и радости  служат признаком  желания. [Друзья] и те,  у кого

одни и те же блага  и  несчастья,  и те, кто друзья одним и тем  же лицам  и

враги  одним  и  тем  же  лицам,  потому  что  такие  люди необходимо  имеют

одинаковые желания. Итак, желающий другому того, чего он желает самому себе,

кажется другом этого другого человека.

     Мы любим и  тех,  кто оказал благодеяние или  нам самим или тем, в ком  мы

принимаем  участие -  если  [оказал] большое  благодеяние, или  [сделал это]

охотно,  или [поступил так]  при  таких-то обстоятельствах и ради  нас самих;

[любим]  и тех, в ком подозреваем   желание  оказать благодеяние.  [Любим мы]

также друзей наших друзей  и  тех, кто любит людей, любимых  нами, и  тех. кто

любим людьми, которых мы любим [Любим мы] также людей, враждебно относящихся

к тем, кому мы враги, и ненавидящих  тех, кого  мы  ненавидим, и ненавидимых

теми, кому  ненавистны мы сами.  Для всех таких людей, благом представляется

то же, что для нас, так что они желают того, что есть благо для  нас, а это,

как мы сказали, свойство друга.

     [Любим мы] также людей,  готовых оказать помощь в отношении  денег, или в

отношении  безопасности;  поэтому-то таким уважением пользуются люди щедрые,

мужественные  и  справедливые,  а  такими   считаются  люди,  не  живущие  в

зависимости от других, каковы люди, существующие трудами рук своих, и из них

в  особенности люди, добывающие себе пропитание  обработкой  земли  и другими

ремеслами. [Мы любим] также людей  скромных, за то  что они не несправедливы,

и людей спокойных по той же причине.

     [Любим  мы]  и   тех,  кому желаем  быть друзьями, если  и они,  как нам

кажется, желают этого; таковы люди, отличающиеся добродетелью и пользующиеся

хорошей  славой или среди всех  людей, или среди лучших, или среди тех, кому

мы удивляемся, или среди тех, кто нам удивляется.

     [Любим] мы и тех,  с кем приятно  жить и  проводить время, а таковы люди

обходительные, несклонные изобличать  ошибки [других],  не любящие спорить  и

ссориться,  потому  что все люди  такого сорта любят сражаться,  а раз  люди

сражаются, представляется, что у  них противоположные желания.

     [Любим мы]  и тех,  кто умеет пошутить  и  перенести   шутку, потому  что

умеющие перенести  шутку  и  прилично пошутить, и те,  и другие доставляют

одинаковое удовольствие своему ближнему. [Мы любим] также людей, хвалящих те

хорошие  качества, которые  в  нас есть,  особенно,  если мы боимся оказаться

лишенными этих качеств. [Пользуются  любовью] еще люди чистоплотные  в своей

внешности,  одежде и во всей своей  жизни,  а также люди, не имеющие  привычки

попрекать нас  нашими  ошибками  и оказанными благодеяниями, потому что те и

другие имеют  вид обличителей. [Любим мы]  также  людей,  незлопамятных,  не

помнящих обид и легко идущих на примирение, ибо думаем, что они по отношению

к нам  будут такими же,  какими по  отношению к другим  -  а также людей  не

злоречивых и обращающих  внимание не на дурные, а на хорошие качества людей,

нам  близких и нас самих, потому что  так  поступает человек хороший. [Любим

мы] также тех,  кто нам не противоречит, когда мы сердимся или когда заняты,

потому  что такие  люди  склонны  к  столкновениям.  [Любим мы]  и  тех,  кто

оказывает  нам какое-нибудь внимание, например, удивляется нам,  или считает

нас людьми серьезными, или радуется за нас, особенно если они  поступают  так

в тех случаях, где мы особенно  желаем  возбудить удивление, или  показаться

серьезными или приятными.

     [Любим мы] также подобных  нам и тех, кто занимается  тем же, [чем  мы],

если только  эти люди не досаждают  нам и не добывают себе пропитание тем же,

[чем  мы],   потому  что   в  последнем   случае  "и   горшечник  негодует  на

горшечника". [Любим мы] и тех, кто желает того же, чего желаем мы, если есть

возможность обоим достигнуть желаемого, если  же [этой  возможности]  нет, и

здесь будет то же. [Любим мы] также  людей, к которым относимся  так, что  не

стыдимся их в вещах, от которых  может зависеть репутация в свете, если такое

отношение  не  обусловлено  презрением,  и тех,  кого  мы стыдимся  в вещах

действительно  постыдных.  Мы любим  или желаем  быть  друзьями тех,  с  кем

соперничаем и для кого желаем быть объектом соревнования,а не зависти.

     [Любим мы] и тех,  кому помогаем в  чем-нибудь  хорошем, если от этого не

должно  произойти  большее  зло  для  нас  самих.  [Мы любим] и  тех,  кто  с

одинаковой любовью относится  к нам в глаза и за глаза,  поэтому-то все любят

тех,  кто так относится  к  мертвым. Вообще  [мы  любим]  тех  людей, которые

сильно привязаны к  своим друзьям и  не покидают  их, потому что  из хороших

людей наибольшей любовью пользуются именно те, которые хороши в любви.

     [Любим мы] и тех,  кто не притворяется  перед  нами, - таковы, например,

те  люди, которые  говорят о  своих  недостатках, ибо, как мы сказали,  перед

друзьями мы не стыдимся того,  от  чего может зависеть репутация; итак, если

человек,  испытывающий [в  подобных случаях] стыд, не любит,  то человек, не

испытывающий стыда,  похож на любящего.  [Мы любим] еще  людей,  которые  не

внушают нам страха и на которых  полагаемся, потому что никто не любит  того,

кого боится. Виды любви - товарищество, свойство, родство и т. п.  Порождает

дружбу  услуга, когда окажешь  ее, не ожидая просьбы, и  когда, оказав ее, не

выставляешь ее на вид, ибо в таком случае кажется, что [услуга оказана] ради

самого человека, а не ради чего-нибудь другого.

     Что  касается  вражды  и  ненависти,   то   очевидно,   что   их  нужно

рассматривать с  помощью  понятий  противоположных.  Вражду  порождает  гнев,

оскорбление, клевета. Гнев  проистекает  из  вещей, имеющих непосредственное

отношение к нам самим, а вражда может возникнуть и без этого, потому что раз

мы считаем человека таким-то, мы ненавидим его. Гнев всегда бывает направлен

против отдельных объектов, например, против  Каллия или Сократа, а ненависть

[может  быть направлена]  и   против  целого рода  объектов, например, всякий

ненавидит  вора  и  клеветника.  Гнев  врачуется   временем,   ненависть  же

неизлечима.  Первый есть  стремление  вызвать  досаду, а  вторая  [стремится

причинить] зло, ибо человек гневающийся  желает дать почувствовать свой гнев,

а для человека ненавидящего  это  совершенно безразлично. Все,  возбуждающее

огорчение,  дает  себя  чувствовать,  но  вовсе  не  дает  себя  чувствовать

величайшее  зло,  несправедливость и  безумие,  так  как  нас  нисколько  не

огорчает присутствие порока. Гнев соединен с чувством огорчения, а  ненависть

не соединена  с  ним: человек  сердящийся  испытывает  огорчение, а  человек

ненавидящий   не   испытывает;  первый  может  смягчиться,  если   [на  долю

ненавидимого]  падет много [неприятностей],  а второй  [не смягчится]  ни  в

каком случае, потому что  первый желает, чтобы тот, на кого  он сердится, за

что-нибудь пострадал, а второй желает, чтобы [его врага] не было.

     Из  вышесказанного  очевидно, что  возможно как  доказать, что  такие-то

люди друзья или враги,  когда  они  действительно таковы, так  и выставить  их

таковыми, когда на  самом деле они  не таковы, возможно и уничтожить [дружбу

или  вражду], существующую  только на  словах,  и  склонить  в какую  угодно

сторону тех, кто колеблется под  влиянием гнева или вражды.

 

     ГЛАВА V

 

     Определение страха.  - Чего  люди боятся?  -  Что  подходит  под понятие

страшного и почему? -  В  каком  состоянии  люди  испытывают страх? - Понятие

смелости, определение его. - Когда  и почему люди бывают смелы?

     Чего и кого и  в каком  состоянии люди  боятся, будет ясно из следующего.

Пусть  будет  страх  -некоторого  рода  неприятное  ощущение  или  смущение,

возникающее из представления  о  предстоящем зле,  которое может  погубить нас

или причинить нам неприятность: люди ведь боятся не  всех зол, например, [не

боятся] быть несправедливыми или  ленивыми, -  но  лишь тех,  которые  могут

причинить страдание, сильно огорчить или  погубить,  и притом в тех случаях,

когда  [эти  бедствия] не [угрожают] издали, а  находятся  так  близко,  что

кажутся неизбежными. Бедствий отдаленных люди не особенно боятся. Все знают,

что смерть неизбежна, но так как  она не близка, то никто о ней не думает.

     Если же в  этом  заключается  страх, то страшным  будет все  то, что, как

нам представляется, имеет большую  возможность  разрушать или причинять  вред,

влекущий  за  собой большие  горести.  Поэтому  страшны и  признаки  подобных

вещей,  потому  что  тогда  страшное  кажется  близким. Это  ведь называется

опасностью,  близость  чего-нибудь страшного; такова  вражда  и  гнев людей,

имеющих возможность причинить  какое-нибудь зло: очевидно в таком  случае, что

они желают [причинить  его], так  что близки  к  совершению  его.  Такова  и

несправедливость,  обладающая  силой,  потому   что  человек  несправедливый

несправедлив   в  том,  к  чему   он  стремится.   [Такова]  и  оскорбленная

добродетель,  когда  она обладает  силой:  очевидно, что,  раз  она получает

оскорбление, она всегда  стремится  [отметить], в данном же случае она  может

[это сделать]. [Таков] и страх  людей, которые имеют  возможность  сделать нам

что-нибудь [дурное], потому что и  такие люди необходимо должны быть наготове

[причинить нам какое-нибудь  зло]. Так  как многие люди  оказываются дурными и

слабыми ввиду выгод и трусливыми в минуту опасности, то вообще  страшно  быть

в зависимости  от  другого человека,  и  для  того, кто  совершал что-нибудь

ужасное, люди, знающие  об этом, страшны тем, что могут выдать  или покинуть

его. И те,  кто может обидеть, [страшны] для тех, кого можно обидеть, потому

Информация о работе Аристотель. Риторика