Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат
Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.
соревнование люди, обладающие этими и им подобными благами. Эти блага
таковы, как вышеуказанные, например, мужество, мудрость, власть, потому что
люди, власть имеющие, могут благодетельствовать многим; таковы полководцы,
ораторы, вообще все, обладающие подобным могуществом. [Сюда, т.е. к лицам,
возбуждающим соревнование, относятся люди], которым многие желают быть
подобны или знакомы или с которыми многие желают быть друзьями, также те,
кому многие удивляются или кому мы удивляемся, и те, кого воспевают и
прославляют поэты или писатели. Люди противоположного сорта пользуются
презрением, ибо презрение противоположно соревнованию, и "презирать"
[противоположно] понятию "соревноваться". Люди, находящиеся в таком
состоянии, что соревнуются с кем-нибудь или служат предметом соревнования
для кого-нибудь, необходимо склонны презрительно относиться ко всем вещам и
лицам, обладающим недостатками, противоположными тем благам, которые
возбуждают соревнование. Поэтому они часто презирают людей, пользующихся
удачей, когда удача выпадает им без благ, пользующихся уважением.
Мы сказали, при помощи чего возникают и исчезают страсти, из чего
образуются способы убеждения. Вслед за этим изложим, каковы бывают нравы
сообразно со страстями людей, их качествами, возрастом и жребием.
ГЛАВА XII
Нравы (черты характера) людей в различных возрастах черты, свойственные
юности.
Я называю страстями гнев, желание и тому подобные [движения души], о
которых мы говорили раньше качествами - добродетели и пороки - о них сказано
раньше, а также о том, что предпочитают отдельные личности и что они
способны делать. Возраст - это юность, зрелый возраст и старость. Жребием я
называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи противоположные
этим, и вообще удачу и неудачу.
Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то,
чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать
желанию любовных наслаждений и невоздержанны относительно его. По отношению
к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и
скоро перестают [желать]; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод
у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они слабее
гнева [не могут совладать с гневом], ибо по своему честолюбию они не
переносят пренебрежения, и негодуют, когда считают себя обиженными. Они
любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет
превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими
качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием: они совсем не
корыстолюбивы, потому что еще не испытали нужды, как говорит изречение
Питтака против Амфиарая. Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели
многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты.
Они исполнены надежд, потому что
юноши так разгорячены
упившиеся вином; вместе с тем [они таковы], потому что еще не во многом
потерпели неудачу. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда
касается будущего, а воспоминания - прошедшего, у юношей же будущее
продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить,
надеяться же можно на все. Их легко обмануть вследствие сказанного: они
легко поддаются надежде. Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены
надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе быть
уверенными. Никто, будучи под влиянием гнева, не испытывает страха, а
надеяться на что-нибудь хорошее, значит быть смелым. Молодые люди стыдливы:
они воспитаны исключительно в духе закона и не имеют понятия о других
благах. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не
испытали нужды; считать себя достойным великих [благ] означает великодушие,
и это свойственно человеку, исполненному надежд. В своих занятиях они
предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем
расчетом; расчет касается полезного, а добродетель прекрасного. Юноши более,
чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что
находят удовольствие в совместной жизни и ни о чем не судят с точки зрения
пользы, так что и о друзьях не [судят так]. Они во всем грешат крайностью и
излишеством вопреки Хилонову изречению: они все делают через меру: чересчур
любят и чересчур ненавидят и во всем остальном так же. Они считают себя
всеведущими и утверждают [это]; вот причина, почему [они все делают] чрез
меру. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе.
Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком
хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью, так
что полагают, что те терпят незаслуженно. Они любят посмеяться и сказать
острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие.
ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости.
Таков нрав юношей. Что же касается людей более старых и пожилых, то их
нравы слагаются, можно сказать, по большей части из черт противоположных
вышеизложенным: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и
ошиблись, так как большая часть [человеческих дел] оказывается ничтожными,
то они ничего положительно не утверждают и все делают в меньшей мере, чем
следует. И все они "полагают", но ничего не "знают"; в своей нерешительности
они всегда прибавляют "может быть" и "пожалуй", и обо всем они говорят так,
ни о чем не рассуждая решительно. Они злонравны, потому что злонравие есть
понимание всего в дурную сторону. Они подозрительны вследствие своей
недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности. Поэтому они сильно
не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта любят, как бы готовясь
возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить. Они малодушны,
потому что жизнь смирила их: они не жаждут ничего великого и
необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Они не щедры,
потому что имущество - одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают
по опыту, как трудно приобрести и как легко потерять. Они трусливы и
способны всего заранее опасаться; они настроены противоположно юношам: они
охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом старость пролагает дорогу
трусости, ибо страх есть охлаждение. Они привязаны к жизни, особенно в
последний день, потому что желание касается того, чего нет, и в чем люди
нуждаются, того они особенно желают. Они эгоисты более, чем следует, потому
что и это есть некоторого рода малодушие. Они более чем следует живут для
полезного, а не для прекрасного, потому что они эгоисты, ибо полезное есть
благо для самого [человека], а прекрасное есть безотносительное благо. И они
более бесстыдны, чем стыдливы, потому что, неодинаково заботясь о прекрасном
и полезном, они пренебрегают тем, из чего слагается репутация. Они не
поддаются надеждам вследствие своей опытности, ибо большая часть житейского
- ничтожна, и по большей части оканчивается дурно; [они таковы] еще
вследствие своей трусости. И они более живут воспоминанием, чем надеждой,
потому что для них остающаяся часть жизни коротка, а прошедшая - длинна, а
надежда относится к будущему, воспоминание же к прошедшему. В этом же
причина их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что
испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям. И гнев их пылок, но
бессилен, а из страстей одни у них исчезли, другие утратили свою силу, так
что они не склонны желать и не склонны действовать сообразно своим желаниям,
но сообразно выгоде. Поэтому люди в таком возрасте кажутся умеренными, ибо
страсти их ослабели и подчиняются выгоде. И они в своей жизни более
руководятся расчетом, чем сердцем, потому что расчет имеет в виду полезное,
а сердце -добродетель. Они поступают несправедливо вследствие злобы, а не
вследствие высокомерия. И старики доступны состраданию, но не по той самой
причине, по какой [ему доступны] юноши: эти последние - вследствие
человеколюбия, а первые - по своему бессилию, потому что на все бедствия они
смотрят, как на близкие к ним, а это, как мы сказали, делает человека
доступным состраданию. Поэтому они ворчливы, не бойки и не смешливы, потому
что ворчливое противоположно смешливому. Таковы нравы юношей и стариков, и
так как все хорошо относятся к речам, соответствующим их характеру, и к
людям себе подобным, то отсюда очевидно, как должно поступать в речи, чтобы
и сами [ораторы] и их речи показались таковыми.
ГЛАВА XIV Черты характера, свойственные зрелому возрасту.
Что касается людей зрелого возраста, то очевидно, что они по своему
характеру будут между указанными возрастами, не обладая крайностями ни того,
ни другого, не выказывая ни чрезмерной смелости, потому что подобное
качество есть дерзость, ни излишнего страха, но как следует относясь к тому
и другому, не выказывая всем ни доверия, ни недоверия, но рассуждая более
соответственно истине, не живя исключительно ни для прекрасного, ни для
полезного, но для того и другого вместе, не склоняясь ни на сторону
скупости, ни на сторону расточительности, но держась надлежащей меры.
Подобным же образом [они относятся] и к гневу, и к желанию. Они соединяют
благоразумие с храбростью и храбрость с благоразумием. В юношах же и старцах
эти качества являются разъединенными,
ибо юноши мужественны и
старые люди - благоразумны и трусливы. Вообще говоря, они обладают всеми
полезными качествами, которые есть у юности и у старости в отдельности, что
же касается качеств, которыми юность и старость обладают в чрезмерной или
недостаточной степени, то ими они обладают в степени умеренной и надлежащей.
Тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа -
около сорока девяти лет.
ГЛАВА XV
Черты характера,
свойственные людям
Вот что следует сказать о юности, старости и зрелом возрасте - каким
характером обладает каждый из этих возрастов. Скажем теперь о всех тех
зависящих от жребия (судьбы) благах, вследствие которых у людей является
данный характер.
Благородство происхождения влияет на характер так, что обладающий этим
благородством более честолюбив: все люди, раз у них есть что-нибудь,
обыкновенно копят это [свое достояние], а благородство происхождения есть
почетное положение предков. [Люди благородного происхождения] склонны
презирать даже и тех, кто подобен их предкам, потому что [деяния] этих
последних, как далеко отстоящие, кажутся более почетными и дают более повода
к хвастовству, чем то, что происходит близко от нас. Название "благородного
по происхождению" указывает на знатность рода, а название "благородного по
характеру" - на невырождение в сравнении с природой, чего по большей части
не случается с людьми благородного происхождения, так как обыкновенно они -
люди ничтожные. В родах мужей, как и в произведениях земли бывает как будто
урожай, и иногда, если род хорош, из него в продолжение некоторого времени
происходят выдающиеся мужи, но затем они исчезают, прекрасно одаренные роды
вырождаются в сумасбродные характеры, как например, потомки Алкивиада и
Дионисия Старшего, а роды солидные - в глупость и вялость, как например,
потомки Кимона, Перикла и Сократа.
ГЛАВА XVI
Черты характера, свойственные людям богатым.
Что касается характера, который связан с богатством, то его легко
видеть всем: [обладающие им люди] высокомерны и надменны, находясь в
некоторой зависимости от богатства. Они так настроены, как будто обладают
всеми благами; богатство есть как бы мерка для оценки всех остальных благ,
поэтому кажется, что все они могут быть куплены с помощью богатства. Они
склонны к роскоши и хвастовству - к роскоши ради самой роскоши и ради
выказывания своего внешнего благосостояния;
они хвастливы и дурно
потому что все люди обыкновенно постоянно говорят о том, что они сами любят
и чему удивляются, и потому что они [то есть богатые] думают, что другие
заботятся о том же, о чем они Вместе с тем они вправе так думать, потому что
есть много нуждающихся в тех, кто имеет [состояние]. Отсюда изречение
Симонида о мудрых и богатых, обращенное к жене Иерона, спросившей, каким
лучше быть - богатым или мудрым? Богатым, сказал он, потому что приходится
видеть, как мудрецы постоянно торчат у дверей богатых. [Богатые отличаются]