Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат
Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.
поступают несправедливо с людьми], которым неудобно тратить время, добиваясь
суда или удовлетворения, каковы, например, чужеземцы и ремесленники, которые
собственными руками зарабатывают себе хлеб, потому что эти люди мирятся на
малом и легко прекращают дело. [Несправедливость легко делается по отношению
к тем людям], которые сами поступали несправедливо во многом или именно в
том, в чем теперь поступают несправедливо относительно их, так как
несправедливость почти не кажется несправедливостью, когда кому-нибудь
причиняется именно такая обида, какие он привык причинять другим, например,
если кто-нибудь оскорбит человека, привыкшего оскорблять других.
[Несправедливо поступают] также с теми людьми, которые обидели нас, или
хотели обидеть, или хотят обидеть, или обидят; в этом случае
несправедливость заключает в себе нечто приятное и прекрасное и уже почти не
кажется несправедливостью. [Мы легко обижаем] также тех, унижение которых
будет приятно или нашим друзьям, или тем, кому мы удивляемся, или кого
любим, или нашим повелителям, или вообще тем людям, от которых мы зависим и
от которых можем получить какую-нибудь выгоду. [Мы совершаем также
несправедливости но отношению к тем людям], которых мы осудили и с которыми
прервали сношения, как, например, поступил Каллипп по отношению к Диону,
потому что и подобные поступки почти не кажутся несправедливыми. [Точно так
же поступаем мы и с теми людьми], которых если не мы, так другие обидят, так
как в этом случае кажется невозможным колебание; так, по преданию, поступил
Энесидем, который послал Гелону, поработившему какой-то город, коттабий,
поздравляя его, что он предупредил его именно в том, что сам он, Энесидем,
намерен был сделать. [Обида часто причиняется в тех случаях], когда это дает
возможность сделать много хорошего обиженным, потому что в этих случаях
искупление представляется делом легким, как говорил фессалиец Язон, что
должно иногда поступать несправедливо, чтобы иметь возможность совершать
много справедливых дел.
[Человек легко позволяет себе те несправедливые поступки], совершать
которые вошло в привычку у всех, или у многих, потому что в этих случаях
есть надежда получить прощение. [Мы легко решаемся на похищение тех
предметов], которые легко скрыть, а также тех, которые легко истрачиваются,
таковы, например, съестные припасы; [сюда же относятся предметы], которым
легко придать другой вид, изменив их форму, цвет или состав, или предметы,
которые во многих местах можно удобно спрятать; таковы вещи, которые можно
или легко передвигать с места на место, или укрывать в маленьких
пространствах, а также вещи, подобные которым в большом числе находились у
похитителя. [Человек часто наносит другим такого рода оскорбления], о
которых потерпевшие лица стыдятся говорить, таково, например, бесчестье,
наносимое нашим женам, или нам самим, или нашим сыновьям. [Часто также мы
совершаем проступки], преследование которых путем суда могло бы показаться
простой страстью к сутяжничеству со стороны лица, начинающего процесс. Сюда
относятся проступки маловажные и легко извиняемые.
ГЛАВА XIII
Двоякий способ определения
справедливости и
частный и закон общий. - Две категории несправедливых поступков. - Два рода
неписанных законов. - Понятие правды. Вот приблизительно все соображения,
которые можно представить относительно настроения тех людей, которые
поступают несправедливо, относительно тех лиц и вещей [против которых
направляются несправедливости] и относительно причин, [по которым они
совершаются]. Прежде всего разберем всякого рода поступки, согласные и
несогласные со справедливостью.
Понятие
справедливости и
согласно двум категориям законов и согласно людям, которых они касаются. Я
утверждаю, что существует закон частный и закон общий; частным я называю тот
закон, который установлен каждым народом для самого себя; этот закон бывает
и писанный, и неписанный. Общим законом я называю закон естественный. Есть
нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое
таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого
соглашения относительно этого. Такого рода справедливое имеет, по-видимому,
в виду Антигона, утверждая, что вполне согласно со справедливостью
похоронить, вопреки запрещению, труп Полиника, так как это относится к
области естественной справедливости, которая возникла. Не сегодня и не
вчера; она вечно живет и никто не может сказать, откуда она явилась На таком
же основании Эмпедокл запрещает умерщвлять всякое живое существо, такого
рода поступок не может казаться справедливым в глазах одних и несправедливым
в глазах других; но этот закон, обязательный для всех людей, имеет силу на
пространстве всего широкого эфира и неизмеримой земли.
То же говорит и Алкидамант в своей "Мессенской речи".
По отношению к лицам, против которых [совершаются преступления],
[преступления] определяются двояко: то, что нужно делать и что не нужно
делать, может касаться или всего общества, или одного из его членов;
сообразно с этим и поступки, согласные с справедливостью и противные ей,
могут быть двух родов: они могут касаться или одного определенного лица, или
целого общества; так человек, совершающий прелюбодеяние и наносящий побои,
поступает несправедливо по отношению к одному определенному лицу, а человек,
уклоняющийся от отбывания воинской повинности, поступает несправедливо по
отношению ко всему обществу. Подразделив таким образом все несправедливые
поступки на поступки, касающиеся общества в его целом, и поступки,
касающиеся одного или нескольких членов общества, возвратимся к вопросу, что
значит быть объектом несправедливости. Быть объектом несправедливости значит
терпеть несправедливость со стороны лица, совершающего ее произвольно, так
как мы раньше определили совершение несправедливости, как нечто
произвольное; так как объект несправедливого действия необходимо терпит
обиду, и при том терпит ее против своего желания, а понятие обиды ясно из
сказанного выше (ибо мы выше определили понятие добра и зла самого по себе),
а также и понятие произвольного (мы сказали, что произвольно все то, что
человек совершает, сознавал, что он делает).
Таким образом, все поступки необходимо относятся или ко всему обществу,
или к отдельному члену его, и совершаются человеком или при полном неведении
и против желания, или добровольно и вполне сознательно, и из этих последних
поступков одни совершаются преднамеренно, другие же под влияем аффекта.
О гневе мы будем
говорить в трактате о
делают преднамеренно и в каком состоянии они так поступают, об этом мы
сказали раньше.
Так как часто люди, признаваясь в совершении известного поступка, не
признают известной квалификации поступка или того, чего касается эта
квалификация, - например, человек утверждает, что он что-нибудь взял, но не
украл, или что он первый ударил, но не нанес оскорбления, что он с
кем-нибудь был в связи, но не совершал прелюбодеяния, что он совершил кражу,
но не святотатство, потому что похищенное не принадлежало Богу, что он
запахал чужое, но не общественное поле, что он находился в сношениях с
врагами, но не совершил измены, - имея в виду подобные случаи, следует также
определить, что такое кража, оскорбление, прелюбодеяние, для того чтобы быть
в состоянии выяснить истину, хотим ли мы доказать, что что-нибудь было, или
что чего-нибудь не было.
Во всех подобных случаях вопрос идет о том, было ли известное действие
несправедливо и дурно, или нет: ведь в намерении заключается негодность и
несправедливость человека, а такие выражения, как оскорбление и воровство,
указывают на преднамеренность: не всегда ведь человек, нанесший удар другому
человеку, причинил ему этим оскорбление, но лишь в том случае, если он
сделал это с какой-нибудь целью, например, с целью обесчестить его или
доставить самому себе удовольствие, и не всегда человек, тайно взявший
что-нибудь, совершил воровство, но лишь в том случае, когда он сделал это,
желая причинить ущерб другому и присвоить себе взятую вещь.
Относительно других случаев можно сказать то же самое, что и
относительно случаев, рассмотренных нами.
Так как есть два
вида справедливого и
сказали о том, о чем трактуют законы [писанные], то нам остается сказать о
законах неписанных. Они бывают двух родов: одни из них имеют в виду крайние
проявления добродетели и порока, с которыми связаны порицания и похвалы,
бесчестие и почести, изъявление общего уважения; сюда относится, например,
признательность по отношению к благодетелям, воздаяние добром за добро,
помощь друзьям и т. п. Другие же из неписанных законов восполняют недостатки
частного писанного закона, так как правда, относясь, по-видимому, к области
справедливого, есть то, что справедливо вопреки закону.
Подобные недостатки писанного закона допускаются законодателями иногда
добровольно, а иногда и против воли; против воли, когда [недостатки закона]
ускользают от их внимания, добровольно, - когда они не могут дать никакого
предписания относительно данного случая, потому что их определения должны
отличаться характером всеобщности, а данный случай касается не того, что
бывает всегда, но того, что случается по большей части. То же можно сказать
о случаях, относительно которых трудно давать какие-нибудь указания
вследствие их беспредельности, так, например, запрещая наносить раны
железом, трудно определить, какой длины и какое именно железо имеет в виду
это запрещение: жизни человеческой не хватило бы для этого перечисления.
Когда, таким образом, нельзя дать точного определения, а между тем
необходимо издать законодательное постановление, в таких случаях следует
употреблять общие выражения. Отсюда следует, что если кто-нибудь, имея на
руке железное кольцо, поднимет на другого человека руку или нанесет ему
удар, то, согласно писанному закону, он виновен, поступает несправедливо, а
на самом деле он не совершает несправедливости, - и это-то и есть правда.
Если данное нами понятие есть понятие правды, то отсюда очевидно, что
соответствует правде и что ей не соответствует и какие люди не соответствуют
понятию правды (оик етпежетд). Все то, что должно заслуживать снисхождения,
подходит под понятие правды. Кроме того, правда требует неодинаковой оценки
по отношению к ошибкам, несправедливым поступкам и несчастьям. К числу
несчастий относится всего, что случается без умысла и без всякого злого
намерения, к числу заблуждений - все то, что случается не без умысла, но не
вследствие порочности; к числу несправедливых поступков -все то, что
случается не без умысла, но, вместе с тем, вследствие порочности, потому что
ведь и все, что делается под влиянием страсти, предполагает порочность.
Правда заключается и в том, чтобы прощать человеческие слабости, - в
том еще, чтобы иметь в виду не закон, а законодателя, не букву закона, а
мысль законодателя, не самый поступок, а намерение человека, [его
совершившего], не часть, а целое, - в том, чтобы обращать внимание не на то,
каким выказал себя человек в данном случае, но - каков он был всегда или по
большей части. Правда заключается еще и в том, чтобы более помнить
полученное добро, чем испытанное зло, и добро, нами полученное, помнить
более, чем добро, нами самими сделанное, в том, чтобы терпеливо переносить
делаемые нам несправедливости и предпочитать судиться словом, а не делом, в
том, наконец, чтобы охотнее обращаться к суду посредников, чем к суду
публичному, потому что посредник заботится о правде, а судья о законе; для
того и изобретен суд
ГЛАВА XIV
Различные мерила несправедливого поступка -Отягощающие обстоятельства.
- Нарушение закона неписанного и писанного.
Пусть таким образом будет изложено учение о правде. Всякое
несправедливое действие представляется тем более несправедливым, чем больше
нравственная испорченность, от которой оно происходит; поэтому-то [иногда]
самые ничтожные поступки могут
считаться величайшими преступл
например, Каллистрат обвинял Меланопа в том, что он обсчитал работников,