Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

и  с  чем  соединен  почет  и  что  имеет характер чрезвычайного [-  все  это

прекрасно]. Прекраснее то,  что  есть только в  одном  человеке,  потому что

такие  вещи  возбуждают больше внимания. Прекраснее  также собственность, не

приносящая  дохода,  как   более  соответствующая   достоинству   свободного

человека. И то,  что считается  прекрасным у отдельных народов  и что служит у

них   признаком  чего-либо  почетного,  так  же  прекрасно,  как,  например,

считается  прекрасным  в Лакедемоне носить длинные волосы,  ибо  это  служит

признаком свободного человека, и  не легко человеку, носящему длинные  волосы,

исполнять какую-либо  рабскую  работу. Прекрасно также не заниматься никаким

низким  ремеслом,   так  как  свободному  человеку  не  свойственно жить  в

зависимости от других. [При этом] нужно  принимать качества близкие к  данным

за тождественные  с ними  как  при  одобрении,  так и  при  порицании,  так,

например, человека  осторожного  нужно принимать за  холодного и  коварного,

человека простоватого  за  доброго, а человека с тупой чувствительностью  за

кроткого, и каждое из  свойств  нужно истолковывать в наилучшую  сторону, так,

например,  человека гневливого и  необузданного  [должно считать]  человеком

бесхитростным, человека своенравного - полным  величавости и  достоинства, и

вообще  людей,  обладающих  крайнею  степенью какого-нибудь  качества [должно

принимать]   за   людей,  обладающих   добродетелями,   например,   человека

безрассудно смелого за мужественного, а расточительного  за щедрого, так как

такое впечатление  получится  у  толпы.  Вместе с тем  здесь  можно построить

паралогизм из причины: в самом  деле, если человек кидается в опасность  там,

где в этом нет  необходимости, то, по всей вероятности, он с гораздо большей

готовностью сделает это там, где  этого требует долг. И если человек  щедр  ко

всем встречным, он будет таковым  и по отношению к своим друзьям, потому что

благодетельствовать  всем  и  означает крайнюю степень добродетели.  При этом

нужно обращать внимание и  на то,  среди кого  произносится  похвала, потому

что,  по выражению Сократа,  не трудно восхвалять  афинян среди  афинян  же.

Следует усвоить [восхваляемому  лицу] то свойство, которое ценится у  данного

класса людей,  например, у  скифов, или у лаконцев, или у философов.  Вообще

понятие  почетного следует  возводить  к понятию прекрасного, потому что эти

понятия кажутся близкими одно  другому. [Следует хвалить] и то, что  является

соответствующим и  приличным, например,  то, что  достойно славы  предков  и

деяний, ранее нами  совершенных, потому что  прибавить себе славы -счастье и

прекрасно. Прекрасно  и  то, что  случается несогласно с нашими ожиданиями  в

лучшем и  более прекрасном смысле, например, если  кто-нибудь в  счастье  был

умерен, а в несчастье стал великодушен, или если кто-нибудь, по  мере своего

возвышения, становится все лучше  и доступнее. В таком роде и  слова Ификрата:

"Из чего и к чему я  пришел?", а также слова победителя  на Олимпийских играх:

"Некогда я,  с  изогнутым  коромыслом на плечах".. Отсюда  и  стих Симонида:

"Будучи  дочерью, женой   и  сестрой  тиранов"?  Так как  человеку  воздается

похвала за его дела  и  так  как нравственно хорошему  человеку  свойственно

действовать  согласно  заранее  принятому  намерению,  то  должно  стараться

показать,  что  человек  [которого  мы  хвалим]  действует согласно  заранее

принятому  намерению. Хорошо  также  казаться  человеком, часто действовавшим

так; поэтому случайности и нечаянности  следует считать за нечто, входившее в

наше намерение, и если можно  привести много подобных  случаев, они покажутся

признаком добродетели и намеренных поступков.  Похвала есть способ изъяснять

величие добродетели какого-нибудь человека;  следовательно, нужно  показать,

что деяния этого человека носят характер добродетели. Енкомий же относится к

самим  делам  (другие  же   обстоятельства   внешнего  характера,  например,

благородство происхождения и  воспитание служат поводом, так как  естественно,

что от хороших предков происходят хорошие потомки, и что человек воспитанный

именно так,  будет  именно таким). Потому  то  мы и  прославляем  в  енкомиях

людей,  совершивших  что-нибудь,  деяния  же  служат   признаком  известного

нравственного характера;  ведь  мы  могли бы хвалить  и человека, который не

совершил таких деяний, если  бы были уверены, что он способен их  совершить.

То,  что  называется  макарюмос; (прославление  счастья)  и  _u6ai|jovio|j6q

(прославление блаженства) тождественны  между  собой,  но не  тождественны  с

похвалой  и  енкомием:  как  понятие  счастья   заключает  в   себе  понятие

добродетели, так и Макарюмбд  и _u6ai|jovio|j6q должен обнимать собой похвалу

или енкомий.

     Похвала и совет  сходны по своему виду, потому  что то, что при подавании

совета может служить  поучением,  то  самое делается похвалой, раз изменен

способ выражения: раз мы  знаем, как мы должны поступать и какими мы  должны

быть, нам нужно, чтобы произнести это  в виде совета,  лишь изменить и затем

переставить выражения, например: "Следует  гордиться не тем, что нам даровано

судьбой,  но тем, что приобретено  нами самими". Выраженное в такой  форме это

положение  имеет силу похвалы:  "Он гордился не тем, что  было  даровано ему

судьбой, а тем, что приобретено  им самим". Так что, когда ты хочешь хвалить,

посмотри,  что бы ты мог посоветовать  [в этом случае], а когда  хочешь дать

совет, посмотри, что бы ты мог похвалить. Что же касается способа выражения,

то он  здесь по необходимости  будет противоположный, потому что  перестановка

касается выражений в первом случае имеющих характер  запрещения, а во втором

случае  не имеющих его. Следует  также  принимать в расчет многие усиливающие

обстоятельства,   например,  если  человек  [которого   мы  хотим   хвалить]

действовал один, или первый, или  при содействии немногих лиц, потому что все

такое  прекрасно.  [Можно  также  извлекать выгоду]  из  указаний  на  время

[именно,  выставляя   на   вид],   что   совершено   нечто,  не   смотря   на

неблагоприятное время  и  на неблагоприятные  обстоятельства. [Хвалят  также

человека],  если ему часто удавалось одно и то же дело: это ведь и трудно, и

может  служить доказательством  того, что  восхваляемый обязан был  успехом не

случаю, а самому себе. [Заслуживает  также  похвалы] человек,  ради  которого

изобретены  и  приведены  в  исполнение  какие-нибудь  способы поощрения и

чествования, например тот, кто первым был воспет в  похвальной  песне, таков

Гипполох  таковы  и  Гармодий и  Аристогитон, в честь  которых  была  впервые

воздвигнута  статуя  на Агоре.  Такие же соображения  имеют значение  и по

отношению к обстоятельствам противоположного характера. Если ты не находишь,

что сказать  о человеке самом  по себе, сравни его с другими, как  это делал

Исократ вследствие непривычки говорить в суде. Следует сравнивать человека с

людьми  знаменитыми, потому  что,  если он  окажется  лучше людей, достойных

уважения, его достоинства от этого  выиграют. Преувеличение по справедливости

употребляется  при  похвалах, потому  что  похвала  имеет  дело  с  понятием

превосходства, а превосходство принадлежит к числу вещей прекрасных, поэтому

если нельзя сравнивать человека  со знаменитыми людьми, следует сопоставлять

его  вообще  с другими  людьми,  потому что  превосходство служит  признаком

добродетели.  Вообще  из приемов, одинаково  принадлежащих всем [трем] родам

речей, преувеличение всего более  подходит к речам эпидиктическим, потому что

здесь  оратор имеет  дело с  деяниями, признанными  за неоспоримый факт  ему

остается только облечь их  величием и красотой. Что же касается примеров, то

они  наиболее  подходят  к  речам  совещательным,  потому что  мы  произносим

суждения о будущем, делая предположения  на  основании  прошедшего  Энтимемы,

напротив, [наиболее пригодны]  для  речей  судебных, потому  что  прошедшее,

вследствие   своей   неясности,   особенно   требует   указания  причины   и

доказательства.

     Вот приблизительно  все  положения, на  основании   которых  произносится

почти всякая похвала и хула,  вот что следует принимать  в соображение, хваля

или порицая; вот откуда берется  содержание для енкомия и порицания: ведь раз

известен этот  вид речей [похвальных],  очевидны  положения противоположные,

так  как  порицание  произносится  на  основании  положений  противоположных

вышеуказанным.

 

     ГЛАВА X

 

Часть 3.

     Речи  судебные.   -  Причины   несправедливых  поступков,   настроения,

вызывающие  эти  поступки,   люди,  по  отношению  к  которым  эти  поступки

совершаются  - Что значит поступать  несправедливо? - Мотивы дурных поступков

-  порок и  невоздержанность. -  Поступки произвольные и   непроизвольные.  -

Мотивы    всей   человеческой    деятельности.   -    Понятие   случайности,

естественности, насильственности,  привычности. -Совершаемое по соображению,

под влиянием раздражения, под влиянием желания.

     Далее следует сказать   о  числе  и природе   тех  положений, из  которых

должно выводить умозаключения  относительно обвинения и защиты. Здесь следует

обратить  внимание на  три пункта,  какова  природа  и как велико число  тех

причин,  в силу которых  люди поступают  несправедливо; под  влиянием какого

настроения  люди  поступают  несправедливо;  по отношению  к  каким  людям  мы

поступаем  несправедливо и  в каком положении находятся эти люди. Итак,

определим  понятие  несправедливости  и разберем затем  каждый  из указанных

пунктов по порядку.

     Пусть поступать несправедливо  значит намеренно вопреки закону  причинять

вред другому лицу. Но  есть два  вида  законов - частный и  общий.  Частным я

называю написанный закон, согласно которому  люди живут в государстве, общим

-  тот  закон,  который   признается  всеми людьми,  хотя  он  и  не  написан.

Добровольно люди делают то, что они  делают сознательно и без принуждения. Не

все  то, что люди  совершают  добровольно, совершается ими намеренно, но все,

что совершается  ими  намеренно,  совершается  ими  добровольно,  потому что

человек никогда не  находится  в неведении  относительно того,  что он делает

намеренно. Мотивы же, под влиянием которых мы добровольно  причиняем вред  и

поступаем несправедливо, -  это  порок и невоздержанность:  когда  мы обладаем

одним  или несколькими  пороками, мы  оказываемся  несправедливыми  именно по

отношению к объекту порока, например, корыстолюбивый по отношению к деньгам,

невоздержанный по отношению к  телесным наслаждениям, изнеженный по отношению

ко всему тому, что способствует лени; трус по отношению к опасностям (потому

что трусы под  влиянием страха покидают своих товарищей в минуты опасности),

честолюбец  по  отношению   к  почестям.   Человек   вспыльчивый   поступает

несправедливо  под  влиянием  гнева;   человек,  страстно  любящий   победу,

поступает так ради победы, человек  мстительный - под влиянием мести, человек

неразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо,

человек  бесстыдный  -  вследствие презрения  к  доброй  славе. Подобным  же

образом каждый из  остальных людей  оказывается несправедливым соответственно

своему  пороку.  Но  все  это  ясно  отчасти  из  того,  что  мы  сказали  о

добродетелях,  отчасти из того, что мы скажем о  страстях. Остается сказать,

ради  чего, под  влиянием какого настроения  и  по  отношению  к  кому  люди

поступают  несправедливо.  Итак,  предварительно  разберем  вопрос,  к  чему

стремятся  и  чего  избегают  люди,  принимаясь совершать  несправедливости,

потому  что  очевидно,  что  обвинитель  должен  выяснить,  какие  именно  и

насколько  важные  мотивы  из  тех,  под  влиянием  которых  люди  поступают

несправедливо  по  отношению   к  своим  ближним,  были   у  противника,   а

защищающийся - какие мотивы в данном случае отсутствовали.

     Все люди делают  одно произвольно, другое  непроизвольно,  а из того, что

они делают непроизвольно, одно они  делают случайно, другое по необходимости;

из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению,

другое -  согласно требованиям  природы.  Таким  образом все, что  совершается

ими непроизвольно,  совершается  или случайно, или в силу требований природы,

или  по принуждению. А то,  что  делается  людьми произвольно и  причина чего

лежит  в  них самих,  делается  ими одно  по привычке, другое  под  влиянием

стремления,  и при  том  одно  под  влиянием  стремления  разумного,  другое

-неразумного. Хотение есть стремление к благу, потому что всякий  испытывает

желание  лишь  в том случае, когда  считает  объект  своего  желания благом.

Стремления же неразумные - это  гнев и  страсть. Итак, все, что люди  делают,

они  делают по  7  причинам:  случайно,  согласно  требованиям  природы,  по

принуждению,  по  привычке,  под  влиянием  размышления,  гнева  и  страсти.

Информация о работе Аристотель. Риторика