Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат
Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.
и с чем соединен почет и что имеет характер чрезвычайного [- все это
прекрасно]. Прекраснее то, что есть только в одном человеке, потому что
такие вещи возбуждают больше внимания. Прекраснее также собственность, не
приносящая дохода, как более соответствующая достоинству свободного
человека. И то, что считается прекрасным у отдельных народов и что служит у
них признаком чего-либо почетного, так же прекрасно, как, например,
считается прекрасным в Лакедемоне носить длинные волосы, ибо это служит
признаком свободного человека, и не легко человеку, носящему длинные волосы,
исполнять какую-либо рабскую работу. Прекрасно также не заниматься никаким
низким ремеслом, так как свободному человеку не свойственно жить в
зависимости от других. [При этом] нужно принимать качества близкие к данным
за тождественные с ними как при одобрении, так и при порицании, так,
например, человека осторожного нужно принимать за холодного и коварного,
человека простоватого за доброго, а человека с тупой чувствительностью за
кроткого, и каждое из свойств
нужно истолковывать в
например, человека гневливого и необузданного [должно считать] человеком
бесхитростным, человека своенравного - полным величавости и достоинства, и
вообще людей, обладающих крайнею степенью какого-нибудь качества [должно
принимать] за людей, обладающих добродетелями, например, человека
безрассудно смелого за мужественного, а расточительного за щедрого, так как
такое впечатление получится у толпы. Вместе с тем здесь можно построить
паралогизм из причины: в самом деле, если человек кидается в опасность там,
где в этом нет необходимости, то, по всей вероятности, он с гораздо большей
готовностью сделает это там, где этого требует долг. И если человек щедр ко
всем встречным, он будет таковым и по отношению к своим друзьям, потому что
благодетельствовать всем и означает крайнюю степень добродетели. При этом
нужно обращать внимание и на то, среди кого произносится похвала, потому
что, по выражению Сократа, не трудно восхвалять афинян среди афинян же.
Следует усвоить [восхваляемому лицу] то свойство, которое ценится у данного
класса людей, например, у скифов, или у лаконцев, или у философов. Вообще
понятие почетного следует возводить к понятию прекрасного, потому что эти
понятия кажутся близкими одно другому. [Следует хвалить] и то, что является
соответствующим и приличным, например, то, что достойно славы предков и
деяний, ранее нами совершенных, потому что прибавить себе славы -счастье и
прекрасно. Прекрасно и то, что случается несогласно с нашими ожиданиями в
лучшем и более прекрасном смысле, например, если кто-нибудь в счастье был
умерен, а в несчастье стал великодушен, или если кто-нибудь, по мере своего
возвышения, становится все лучше и доступнее. В таком роде и слова Ификрата:
"Из чего и к чему я пришел?", а также слова победителя на Олимпийских играх:
"Некогда я, с изогнутым коромыслом на плечах".. Отсюда и стих Симонида:
"Будучи дочерью, женой и сестрой тиранов"? Так как человеку воздается
похвала за его дела и так как нравственно хорошему человеку свойственно
действовать согласно заранее принятому намерению, то должно стараться
показать, что человек [которого мы хвалим] действует согласно заранее
принятому намерению. Хорошо также казаться человеком, часто действовавшим
так; поэтому случайности и
наше намерение, и если можно привести много подобных случаев, они покажутся
признаком добродетели и намеренных поступков. Похвала есть способ изъяснять
величие добродетели какого-нибудь человека; следовательно, нужно показать,
что деяния этого человека носят характер добродетели. Енкомий же относится к
самим делам (другие же обстоятельства внешнего характера, например,
благородство происхождения и воспитание служат поводом, так как естественно,
что от хороших предков происходят хорошие потомки, и что человек воспитанный
именно так, будет именно таким). Потому то мы и прославляем в енкомиях
людей, совершивших что-нибудь, деяния же служат признаком известного
нравственного характера; ведь мы могли бы хвалить и человека, который не
совершил таких деяний, если бы были уверены, что он способен их совершить.
То, что называется макарюмос; (прославление счастья) и _u6ai|jovio|j6q
(прославление блаженства) тождественны между собой, но не тождественны с
похвалой и енкомием: как понятие счастья заключает в себе понятие
добродетели, так и Макарюмбд и _u6ai|jovio|j6q должен обнимать собой похвалу
или енкомий.
Похвала и совет сходны по своему виду, потому что то, что при подавании
совета может служить поучением, то самое делается похвалой, раз изменен
способ выражения: раз мы знаем, как мы должны поступать и какими мы должны
быть, нам нужно, чтобы произнести это в виде совета, лишь изменить и затем
переставить выражения, например: "Следует гордиться не тем, что нам даровано
судьбой, но тем, что приобретено нами самими". Выраженное в такой форме это
положение имеет силу похвалы: "Он гордился не тем, что было даровано ему
судьбой, а тем, что приобретено им самим". Так что, когда ты хочешь хвалить,
посмотри, что бы ты мог посоветовать [в этом случае], а когда хочешь дать
совет, посмотри, что бы ты мог похвалить. Что же касается способа выражения,
то он здесь по необходимости будет противоположный, потому что перестановка
касается выражений в первом случае имеющих характер запрещения, а во втором
случае не имеющих его. Следует также принимать в расчет многие усиливающие
обстоятельства, например, если человек [которого мы хотим хвалить]
действовал один, или первый, или при содействии немногих лиц, потому что все
такое прекрасно. [Можно также извлекать выгоду] из указаний на время
[именно, выставляя на вид], что совершено нечто, не смотря на
неблагоприятное время и на неблагоприятные обстоятельства. [Хвалят также
человека], если ему часто удавалось одно и то же дело: это ведь и трудно, и
может служить доказательством того, что восхваляемый обязан был успехом не
случаю, а самому себе. [Заслуживает также похвалы] человек, ради которого
изобретены и приведены в исполнение какие-нибудь способы поощрения и
чествования, например тот, кто первым был воспет в похвальной песне, таков
Гипполох таковы и Гармодий и Аристогитон, в честь которых была впервые
воздвигнута статуя на Агоре. Такие же соображения имеют значение и по
отношению к обстоятельствам
что сказать о человеке самом по себе, сравни его с другими, как это делал
Исократ вследствие непривычки говорить в суде. Следует сравнивать человека с
людьми знаменитыми, потому что, если он окажется лучше людей, достойных
уважения, его достоинства от этого выиграют. Преувеличение по справедливости
употребляется при похвалах, потому что похвала имеет дело с понятием
превосходства, а превосходство принадлежит к числу вещей прекрасных, поэтому
если нельзя сравнивать человека со знаменитыми людьми, следует сопоставлять
его вообще с другими людьми, потому что превосходство служит признаком
добродетели. Вообще из приемов, одинаково принадлежащих всем [трем] родам
речей, преувеличение всего более подходит к речам эпидиктическим, потому что
здесь оратор имеет дело с деяниями, признанными за неоспоримый факт ему
остается только облечь их величием и красотой. Что же касается примеров, то
они наиболее подходят к речам совещательным, потому что мы произносим
суждения о будущем, делая предположения на основании прошедшего Энтимемы,
напротив, [наиболее пригодны] для речей судебных, потому что прошедшее,
вследствие своей неясности, особенно требует указания причины и
доказательства.
Вот приблизительно все положения, на основании которых произносится
почти всякая похвала и хула, вот что следует принимать в соображение, хваля
или порицая; вот откуда берется содержание для енкомия и порицания: ведь раз
известен этот вид речей [похвальных], очевидны положения противоположные,
так как порицание произносится на основании положений противоположных
вышеуказанным.
ГЛАВА X
Часть 3.
Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,
вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступки
совершаются - Что значит поступать несправедливо? - Мотивы дурных поступков
- порок и невоздержанность. - Поступки произвольные и непроизвольные. -
Мотивы всей человеческой деятельности. - Понятие случайности,
естественности, насильственности, привычности. -Совершаемое по соображению,
под влиянием раздражения, под влиянием желания.
Далее следует сказать о числе и природе тех положений, из которых
должно выводить умозаключения относительно обвинения и защиты. Здесь следует
обратить внимание на три пункта, какова природа и как велико число тех
причин, в силу которых люди поступают несправедливо; под влиянием какого
настроения люди поступают несправедливо; по отношению к каким людям мы
поступаем несправедливо и в каком положении находятся эти люди. Итак,
определим понятие несправедливости и разберем затем каждый из указанных
пунктов по порядку.
Пусть поступать несправедливо
значит намеренно вопреки
вред другому лицу. Но есть два вида законов - частный и общий. Частным я
называю написанный закон, согласно которому люди живут в государстве, общим
- тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не написан.
Добровольно люди делают то, что они делают сознательно и без принуждения. Не
все то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все,
что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому что
человек никогда не находится в неведении относительно того, что он делает
намеренно. Мотивы же, под влиянием которых мы добровольно причиняем вред и
поступаем несправедливо, - это порок и невоздержанность: когда мы обладаем
одним или несколькими пороками, мы оказываемся несправедливыми именно по
отношению к объекту порока, например, корыстолюбивый по отношению к деньгам,
невоздержанный по отношению к телесным наслаждениям, изнеженный по отношению
ко всему тому, что способствует лени; трус по отношению к опасностям (потому
что трусы под влиянием страха покидают своих товарищей в минуты опасности),
честолюбец по отношению к почестям. Человек вспыльчивый поступает
несправедливо под влиянием гнева; человек, страстно любящий победу,
поступает так ради победы, человек мстительный - под влиянием мести, человек
неразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо,
человек бесстыдный - вследствие презрения к доброй славе. Подобным же
образом каждый из остальных людей оказывается несправедливым соответственно
своему пороку. Но все это ясно отчасти из того, что мы сказали о
добродетелях, отчасти из того, что мы скажем о страстях. Остается сказать,
ради чего, под влиянием какого настроения и по отношению к кому люди
поступают несправедливо. Итак, предварительно разберем вопрос, к чему
стремятся и чего избегают люди, принимаясь совершать несправедливости,
потому что очевидно, что обвинитель должен выяснить, какие именно и
насколько важные мотивы из тех, под влиянием которых люди поступают
несправедливо по отношению к своим ближним, были у противника, а
защищающийся - какие мотивы в данном случае отсутствовали.
Все люди делают одно произвольно, другое непроизвольно, а из того, что
они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое по необходимости;
из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению,
другое - согласно требованиям природы. Таким образом все, что совершается
ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы,
или по принуждению. А то, что делается людьми произвольно и причина чего
лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием
стремления, и при том одно под влиянием стремления разумного, другое
-неразумного. Хотение есть стремление к благу, потому что всякий испытывает
желание лишь в том случае, когда считает объект своего желания благом.
Стремления же неразумные - это гнев и страсть. Итак, все, что люди делают,
они делают по 7 причинам: случайно, согласно требованиям природы, по
принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти.