Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:58, реферат
Цель данной работы состоит в изучении различного рода неблагозвучий, исследовании фоники в целом, характеристике звуковых средств художественной речи.
Введение 3
1. Что создает красоту звучания речи. 5
2. Звукопись в художественной речи. 14
3. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи, «Мелодика стиха». Звуковые повторы. 15
3.1. Исключение из текста слов определенного звучания. 20
3.2. Использование неблагозвучия речи. 21
3.3. Отклонение от средней длины слова. 23
3.4. Стилистические функции звукописи в художественной речи. 24
3.5. Звукоподражание. 24
3.6. Выразительно-изобразительная функция звукописи. 26
3.7. Эмоционально-экспресивная функция звукописи. 28
4. Смысловая функция звукописи. 29
4.1. Композиционная функция звукописи. 29
4.2. Понятие звукообраза. 30
Заключение. 32
Список литературы. 33
Содержание
Введение 3
1. Что создает красоту звучания речи. 5
2. Звукопись в художественной речи. 14
3. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи, «Мелодика стиха». Звуковые повторы. 15
3.1. Исключение из текста слов определенного звучания. 20
3.2. Использование неблагозвучия речи. 21
3.3. Отклонение от средней длины слова. 23
3.4. Стилистические функции звукописи в художественной речи. 24
3.5. Звукоподражание. 24
3.6. Выразительно-изобразительная функция звукописи. 26
3.7. Эмоционально-экспресивная функция звукописи. 28
4. Смысловая функция звукописи. 29
4.1. Композиционная функция звукописи. 29
4.2. Понятие звукообраза. 30
Заключение. 32
Список литературы. 33
Введение.
О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, грубит ─ злой; говорит вежливо, ласково ─ хочется думать, что добрый; косноязычен, "мычит", запинается ─ Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно - наверно, способный, далеко пойдет... Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. « Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»
Но все это имеет силу только в том случае, если мы владеем словом.
К сожалению, в наше время это удается немногим...
В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им.
Основными достоинствами стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи являются:
- правильность: соблюдение норм литературного языка;
- чистота: отсутствие
в речи чуждых литературному
языку слов и словесных
- богатство и разнообразие: применение в речи многих и различных знаков языка;
- точность: если между
значением слова и его
- логичность: если связи значений, свойственных словам, словосочетаниям и предложениям, вошедшим в структуру речи, не противоречат законам логики, законам мышления;
- выразительность, образность,
яркость: речь говорящего
- ясность, понятность, доступность:
доступна такая речь, языковая
структура которой облегчает
опознавание получателем
Особое место занимает благозвучие. Речь может быть формально правильной, но этого мало - важна красота звучания. Каждый из нас, читая строки из какого-либо произведения, порой ловит себя на мысли, что автор необычайно образно и ярко сумел передать свои чувства. А помогают ему в этом приемы усиления фонетической стороны выразительности речи. К примеру, некоторые стихотворения поражают своей эмоциональностью, экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность, певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины. Настроение меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше... Но иногда определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль: тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что может испортить впечатление или даже создать комичный эффект… Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше. Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы.
Цель данной работы состоит в изучении различного рода неблагозвучий, исследовании фоники в целом, характеристике звуковых средств художественной речи.
Задачи исследования:
-обозначить объем понятия благозвучия и его место в системе коммуникативных качеств русской речи;
-систематизировать и
охарактеризовать параметры
-обосновать значимость
фонетического уровня в
-исследовать особенности и описать средства реализации благозвучия;
Теоретическая значимость работы
заключается в необходимом
Практическая значимость
работы. Данный материал может быть
использован в научных и
Работа может представлять
интерес для специалистов, деятельность
которых связана с публичными
выступлениями, а также для всех
лиц, заинтересованных в повышении
культуры, искусства собственной
речи. Ведь этому искусству, как и
любому другому, необходимо учиться. А
для этого нам следует
1. Что создает красоту звучания речи.
Забота о культуре
речи обращает наше внимание
на ее звуковую сторону.
Художественное произведение — это всегда гармония образной и звуковой природы слова, и мы часто не отдаем себе отчета в том, что сильное воздействие текста обусловлено выразительностью его фоники. Напротив, если звуковая ткань речи воспринимается как нечто внешнее, постороннее, тогда уже нельзя говорить о мастерстве автора, тогда нет основного условия художественности произведения — слияния формы с содержанием. Нарочитость в подборе языковых средств, в том числе и фонетических, губит поэзию. Чувство слова и профессиональный слух подсказывают поэту наилучшее звуковое выражение мысли, соответствующее эстетическим нормам художественной речи.
А как же быть тем, кто лишен поэтического дара? Не стремиться проникнуть в тайны музыкальных созвучий? Или все же попробовать это сделать? Ведь благозвучие — это одно из требований хорошей речи, так что о нем должны заботиться не только поэты... Очень часто мы не придаем значения звучанию фразы, не вслушиваемся в наши слова.. Режет слух, например, употребление слов с одинаковыми окончаниями: Комиссия признала объект завершенным, отвечающим всем требованиям, предъявляемым к подобным объектам? Нанизывание одинаковых окончаний затрудняет восприятие речи, не так ли? Но подобные речевые ошибки мы не замечаем. Поэтому так часто приходится слышать: Значение продолжения изучения употребления соли несомненно; Нужно интересоваться овладением школьниками прочными знаниями. Такое созвучие окончаний особенно часто возникает при нанизывании форм родительного падежа, что связано с влиянием официально-делового стиля: Успех выполнения задания, качественного проведения переписи населения зависит от соблюдения ряда требований.
Чтобы избавиться от этих «блоков» отглагольных существительных с одинаковыми суффиксами и окончаниями, достаточно заменить глаголами неблагозвучные имена существительные. Например: Чтобы дети не уставали и лучше усваивали программный материал, нужно правильно организовать их
Нежелательное повторение окончаний
слов возникает также при
Неумение использовать рифму
наносит ущерб и стилю
Но не всем дано быть поэтами. Однако, можно научиться правильно строить фразу, находить такие сочетания слов, которые приятно было бы произносить и слышать. Для этого и стоит заняться фоникой. Так называется раздел практической стилистики, изучающий звуковую сторону речи.
Значение звуковой организации речи у стилистов не вызывает сомнения. Наиболее общее стилистическое требование, предъявляемое к звучащей речи, — требование благозвучия — сформулировано еще в античных риториках. Аристотель утверждал: « написанное должно легко произноситься». Античные риторики содержали многочисленные практические советы ораторам, рекомендуя им облекать мысль в такую форму, которая, во-первых, не будет мешать ее пониманию и, во-вторых, усилит ее действенность.
Благозвучие предполагает наиболее
совершенное, с точки зрения говорящих
на данном языке, сочетание звуков,
удобное для произношения и приятное
для слуха. Требования благозвучия
должны быть согласованы с фонетическими
особенностями конкретного
Каждый национальный язык имеет свою неповторимо индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Для русского человека, например, образцом благозвучия, музыкальности речи может быть лермонтовская фраза: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной; и старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны. Здесь нет труднопроизносимых сочетаний звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация гармоническая, плавная. А неблагозвучна, например, такая: Вдруг взгрустнулось другу: вскоре/снова встретит он врага. Нанизывание слов с несколькими согласными подряд (вдр, взгр, вск, встр) затрудняет их произнесение; неоправданное повторение одних и тех же звуков (у, в, р), а также подобных (д — т, з — с) навязчиво и неприятно; вызванная переносом пауза после первой строки лишает речь плавности.
В русских словах сочетание согласных чаще всего подчиняется законам благозвучия. Но есть отдельные неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность: взвизгнуть, взбрыкнуть, вспугнуть, встрепенуться, споткнуться, вдрызг, взрыв, встряска.
Русскому языку свойственна тенденция к сокращению в речи труднопроизносимых сочетаний согласных звуков. Так, при стечении близких по качеству согласных один из них в устной речи выпадает: поз(д)но, извес(т)но, гиган(т)ский, безмолвствовать. Избежать скопления согласных звуков, если слово начинается консонантным сочетанием, помогает использование вариантов предлогов: к — ко, с — со, в — во, о — об - обо, под — подо, над — надо и т.д. (ср.: об этом — обо всем, к нему — ко всякому). При стечении согласных в устной речи появляется слоговой гласный: Александ(э)р, воп(э)ль, болез(э)нь.
Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Например, трудно выговорить нерусские слова Нискоуори, Папаиоанну.
Гласные порождают благозвучие в русском языке только в сочетании с согласными. Стечение же нескольких гласных, или зияние, искажает звуковой строй нашей речи, затрудняет артикуляцию.
Зияние может быть внутренним — когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (радиоузел, пунктуационный, аудиоанестезия) — и внешним — когда стечение, гласных появляется при соединении слов (у Тани и у Оли). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии. Ломоносов в качестве примера плохой звуковой организации речи приводил фразу: «Плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга».
Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.
Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов, поэтому можно избежать этого, если умело строить фразу.
Неблагозвучие — серьезный стилистический недостаток поэтической речи. К.И. Чуковский писал:
«Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: Ах, почаще б с шоколадом... Щ е б с ш! Нужно ненавидеть ребят, чтобы предлагать им такие языколомные „щебсши».
Эмоциональное отношение к звукам речи свойственно и русским поэтам, стремившимся к «сладкогласию», красоте звучания речи. «... Что за ы Что за ща, ший, щий, щи, при, тры? О, варвары!» — восклицал К.Н. Батюшков. В новую, советскую, эпоху Вл. Маяковский, напротив, выступая против «гладкосочинительства», защищал резкие, грубые звуки: «Есть еще хорошие буквы: эр, ша, ща!» В этой «полемике» получила отражение различная эстетическая оценка звуков.
О художественной неравноценности различных звуков речи говорят и прозаики, отмечая неблагозвучие шипящих и свистящих звуков. М. Горький уделял большое внимание благозвучию речи . . В письме одному молодому литератору он писал: «Русский язык достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них – шипящие звукосочетания: – вши, – вша, – вшу, – ща, – щей. На первой странице вашего рассказа вши ползают в большом количестве: „прибывшую“, „проработавший“, „говоривших“. Вполне можно обойтись и без насекомых». Горький советовал молодым писателям не допускать повторения свистящих и шипящих звуков, если они не звукоподражательны.
Обратим внимание на
авторскую правку, связанную с
устранением из текста
Первая редакция: