Благозвучие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении различного рода неблагозвучий, исследовании фоники в целом, характеристике звуковых средств художественной речи.

Содержание работы

Введение 3
1. Что создает красоту звучания речи. 5
2. Звукопись в художественной речи. 14
3. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи, «Мелодика стиха». Звуковые повторы. 15
3.1. Исключение из текста слов определенного звучания. 20
3.2. Использование неблагозвучия речи. 21
3.3. Отклонение от средней длины слова. 23
3.4. Стилистические функции звукописи в художественной речи. 24
3.5. Звукоподражание. 24
3.6. Выразительно-изобразительная функция звукописи. 26
3.7. Эмоционально-экспресивная функция звукописи. 28
4. Смысловая функция звукописи. 29
4.1. Композиционная функция звукописи. 29
4.2. Понятие звукообраза. 30
Заключение. 32
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

благозвучие речи.docx

— 57.75 Кб (Скачать файл)

Фоника порой выполняет  эмоционально-экспрессивную функцию  не только в поэзии, но и в прозе. Однако можно указать примеры  намеренной ритмитизации речи и обыгрывания рифмы в отдельных отрывках повествовательного текста, которые писатель хочет выделить «звуковым курсивом». Так, в романе Б. Окуджавы «Путешествие дилетантов» ритмическая организация речи, неожиданная рифма отражают лирическое настроение героя, его особое восприятие действительности: «Уже вставало солнце. Лавиния спала, и недоумение на ее осунувшемся лице говорило, что сон захватил ее внезапно. За окнами кудрявилась сирень. Кричал петух протяжно и легко. До Петербурга было далеко - до прошлого рукой подать, да лень… Мятлев вышел из комнаты».

 

 

 

 

 

4. Смысловая функция звукописи.

Звукопись может выполнять  серьезную смысловую функцию  в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону  звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова.

Звукопись в поэзии может  усиливать логические акценты в  речи: фонетически подчеркнутые слова  получают в тексте особый вес [Вся  жизнь, ненужно изжитая, пытала, унижала, жгла; а там, как призрак возрастая, день обозначил купола (Бл.); Здравствуй! Не стрела, не камень я! - Живейшая из жен: жизнь. Обеими руками в твой невыспавшийся сон… (Цв.)].

Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов (Их разговор благоразумный  о сенокосе, о вине, о псарне, о  своей родне… - П.). Звуковые повторы  выделяют однородные члены предложения: [Несказанное, синее, нежное… (Ес.); И не слишком ли строг тот, в монистах, в монетах, в туманах (Цв.)].

Звукопись подкрепляет грамматические связи слов в тексте. Особенно настойчиво добиваются поэты звукового подобия определений и поясняемых ими слов (ср. у А.С. Пушкина: Медный всадник, недремлющий брегет, бобровый воротник, ночей Италии златой).

4.1. Композиционная функция звукописи

Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым  отрезкам фразы и отличать фонетически  каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем  испуганной птицы, ты прошла словно сон  мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка (Бл.). Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х), образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

4.2. Понятие звукообраза

В небольших произведениях  наблюдается подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова; к тому же нередко это слово  используется для заголовка. Так, в  стихотворении А.С. Пушкина «Адель»  настойчиво повторяются звуки: а - ль: Играй, Адель, не знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. Звуковые повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи созвучных с ним слов. В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи.

Возникновение звукообраза  объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с  главными образами. Это побуждает  его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс. Поэты могут создавать в одном произведении несколько звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например, фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой основой имен героев (Гирей, Мария, Зарема).

Звукообразы придают художественную завершенность и особую целостность  поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора. Например, для поэзии С.А. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена. Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. связанные с этими художественными образами, имеют свой характерный тембр: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.

Сохранение избранного звукообраза  на протяжении всего произведения или  его значительной части создает  особую тональность. выразительную своими звуковыми ассоциациями и благоприятную для проявления эмоциональных красок и создания эмфатической интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исследователи, неоднократно обращаясь к черновикам писателей  и, сравнивая различные редакции художественных произведений, сумели проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка. Так, изучение черновиков А.С. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, вносил определенные коррективы. Наши великие авторы очень трепетно относились к родному языку и ценили то богатство, которое дано им во владение. Очень важно правильно использовать наш замечательный язык. Как мы видим, требование благозвучия речи — это не только требование поэтического вкуса, но и одно из требований культуры речи как науки о наиболее удачном и целесообразном языковом выражении мысли. Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция, непривычное звучание фразы мешают восприятию текста на слух и несовместимы с нашим представлением о хорошей речи. Мы должны быть  достойными владельцами нашего великого и могучего русского языка, а для этого необходимо учиться бережному отношению к звуковой стороне речи у наших лучших писателей!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Благозвучие. Объективные предпосылки консонантности в музыке: Яан Росс — Москва, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге,

2006 г.- С.128.

2. Код речи: А. А. Биркин — Москва, Гиппократ, 2007 г.- С. 408.

3. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР: Л. В. Лопатина, О. В. Иванова — Москва, КАРО, 2007 г.- С.176.

4. Семантически осложненное простое предложение в устной речи –

М. А. Кормилицына — Санкт-Петербург, УРСС, 2003 г.- С.152.

5. Общая теория частей речи: О. П. Суник — Москва, Либроком, 2010 г.- С. 136.

6. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса: Т. В. Ахутина — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2008 г.- С. 224.

7. Хорошая речь: — Санкт-Петербург, Либроком, 2009 г.-  С. 322.

 

 


Информация о работе Благозвучие речи