Как стать гением переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или тех его сотрудников, которые работают с клиентами. Думаю, никто не будет спорить, что эта способность очень важна для любого человека, которому по роду своей деятельности приходится общаться с другими людьми. Я не раз слышал такое мнение, что «переговорщиком надо родиться» или «если у человека язык не подвешен, нечего ему и пытаться участвовать в переговорах». И это мнение очень распространено. Между тем существует всего несколько законов общения, зная которые, можно легко научиться вести переговоры и стать очень успешным в этой сфере.

Файлы: 1 файл

Kak_stat_geniem_peregovorov.docx

— 61.40 Кб (Скачать файл)

Как стать гением переговоров?

 

Введение

Переговоры – неотъемлемая часть деятельности любого бизнесмена, менеджера и даже исполнителя. Это  имидж компании в глазах покупателей, партнеров и конкурентов. Людям  нелегко найти взаимопонимание, даже если они близки друг другу. Что  уж говорить о тех случаях, когда  требуется убедить в чем-либо своего начальника, клиента или потенциального работодателя.

Умение вести переговоры – залог успеха деятельности не только руководителя предприятия или  тех его сотрудников, которые  работают с клиентами. Думаю, никто  не будет спорить, что эта способность  очень важна для любого человека, которому по роду своей деятельности приходится общаться с другими людьми. Я не раз слышал такое мнение, что «переговорщиком надо родиться»  или «если у человека язык не подвешен, нечего ему и пытаться участвовать  в переговорах». И это мнение очень  распространено. Между тем существует всего несколько законов общения, зная которые, можно легко научиться  вести переговоры и стать очень  успешным в этой сфере.

 

1. Формирование  переговорного процесса

Ситуация во время переговоров  напрямую зависит:

от отношения ведущих  переговоры с их группами;

от того, как сидят участники  переговоров;

от присутствия зрителей;

от хода переговоров.

Отношение ведущего переговоры к своей группе определяет границы  свободы его маневра. А ход  переговоров часто влияет на отношения  внутри групп, укрепляя то соглашательское, то боевое крыло. Это создает дополнительное препятствие для любителей силовых  переговоров.

На психическое состояние  человека влияют окружение, любые объекты, попадающие в зону его внимания. И от того, как устроено пространство для ведения переговоров, зависит  вероятность сотрудничества или  конфронтации. Так, устоявшаяся традиция садиться напротив друг друга за столом переговоров настраивает на то, что  в вас видят противника, а если сесть рядом (как Горбачев с Бушем), то это заранее располагает к  партнерству. Рекомендуется вести переговоры на своей территории, в крайнем случае, на нейтральной, но не на территории партнера.

На отношения с собственной  группой (партнерами) влияют состав и  количество представителей. Если в  группе преобладают «ястребы» –  это угрожает быстрым провалом переговоров, а если «голуби» – это может  привести в дальнейшем к попыткам бойкота заключенного соглашения. Трудно рассчитывать на достижение цели переговоров, если какая-то часть группы отсутствует, и ее интересы некому защитить. Делегации обеих сторон должны быть представлены в равном количестве – в противном случае меньшая может стать жертвой давления или манипуляции.

Присутствие зрителей приводит к тому, что ведущий переговоры считает для себя важным снискать их одобрение. Присутствие доброжелательных для одной из сторон зрителей усиливает  группу, создавая давление на «противника», но повышает степень риска срыва  переговоров (возникновение конфликта), если другая сторона выступит оппозиционно по отношению к зрителям.

Нейтральные зрители делают позиции сторон твердыми, препятствуют уступкам.

Наконец, присутствие доброжелательных для обеих сторон зрителей облегчает  путь к взаимопониманию, уравновешивая  давление и смягчая проявления враждебного  поведения.

При многочисленной публике  внимание участников, больше сосредоточивается  на завоевании популярности, чем на самих переговорах. Поэтому лучше, если они ведутся в узком кругу.

Заранее спланированный ход  переговоров имеет очень большое  значение. Но переговоры – процесс  динамичный. Творческий климат во время  их проведения дает возможность рассчитывать на выгодные для всех заинтересованных сторон решения и наилучший прогноз  на будущее.

Специалисты рекомендуют  следующий порядок переговоров:

1. Определить условия  переговоров и выяснить надежды  партнера. Сделать это необходимо  в начале переговоров, чтобы  не возникли непредвиденные проблемы.

2. Вести дискуссию по  проблемам, требующим творческого  решения. При этом основное  условие – создание атмосферы  раскованности и безопасности, особенно  когда «нервы надо держать  в руках».

3. Начать переговоры с  взаимовыгодных вопросов для  обеих сторон.

4. Обсудить наиболее простые  спорные вопросы.

5. И затем приступать  к сложным спорным проблемам.

Для хода переговоров огромное значение имеет также маневрирование временем: продление переговоров  или их отсрочка может стать очень  сильным средством давления. Если обе стороны, при взаимном доверии, приняли четкие сроки, это облегчит достижение быстрого соглашения.

Но не всегда переговоры идут «’гладко». Нередко они заходят  в тупик. В этом случае следует  учитывать очень важный психологический  момент – не стоит отождествлять  личность партнера и совершаемый  им в данный момент поступок. В любых  переговорах, если вы надеетесь на продолжительное  сотрудничество, необходимо гнать от себя мысль об «уничтожении» противника. Вашим «противником» должна быть проблема, вытекающая из ситуации, а  не сидящий напротив партнер.

Не следует начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мнениях. Необходимо, чтобы собеседник с самого начала переговоров ответил «да» и удерживать его насколько возможно от слова  «нет». Если человек сказал «нет», его самолюбие требует, чтобы он оставался, верен сказанному; ему нужно время почувствовать, что его «нет» было неразумным.

Не случайно люди интуитивно начинают разговор с? общей темы, например, обменявшись мнением о погоде, – как правило, здесь позиции  совпадают. Или можно задать вопрос, заранее зная утвердительный ответ. Например: Вы устроились в гостинице  «Космос»? (если это точно известно). И получите необходимое «да». Это  облегчает контакт при переходе к деловой части переговоров.

С психологической точки  зрения, это можно объяснить тем, что если партнер говорит слово  «нет», то вся его нервная система  настраивается на активное противодействие. Он весь как бы настораживается, готовясь дать вам отпор.

Когда же он говорит «да», никакого противодействия не возникает, и он с готовностью соглашается  с вами. Поэтому чем чаще партнер  говорит «да» с самого начала разговора, тем более вероятно, что вам  удастся склонить его к принятию вашего предложения.

Для того чтобы партнер  согласился с вашей точкой зрения, вы должны стремиться убедить его, что  ваша мысль принадлежит именно ему. Этот прием весьма эффективен при  продаже продукции. Действительно, не доставляет удовольствия, когда  вам всячески пытаются навязать какой-то товар или указывают, что вам  нужно делать. Гораздо приятнее считать, что вы покупаете по собственному желанию или действуете по собственному побуждению. Мы любим, когда учитываются  наши желания и вкусы.

Чтобы переубедить партнера, не вызывая у него недовольства или  обиды, надо стараться смотреть на вещи с его точки зрения. Ваш партнер  может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его, а постарайтесь поставить себя на его место.

Всегда есть причина, почему другой человек думает и поступает  так, а не иначе. Выявите эту скрытую  причину – и в ваших руках  будет ключ к его действиям. Правда, на это понадобится время, но зато вы добьетесь лучших результатов  в любых переговорах.

Чтобы завоевать доверие  партнера и затем склонить его  к вашей точке зрения, необходимо сочувственно отнестись к его  мыслям и желаниям. Каждый человек  испытывает постоянную потребность  в сочувствии. Ребенок, например, охотно показывает ушибленное место, чтобы  вызвать сочувствие у старших. А  взрослые с этой целью охотно рассказывают о своих трудностях, болезнях и  неудачах. И если вы им искренне посочувствуете (мысленно встав на их место), то они  начинают относиться к вам более  доверчиво и благожелательно.

Весьма полезно начинать обсуждение спорных вопросов с таких  слов: «Я вас вполне понимаю, я понимаю, почему вы испытываете такие чувства. На вашем месте я, несомненно, чувствовал бы то же самое». Подобные слова могут  смягчить даже самого непримиримого  спорщика. И вы можете говорить это, будучи по-настоящему искренним: ведь на месте вашего собеседника вы, разумеется, чувствовали бы то же самое, что и он.

Взяв себя в руки и на возмущение (а часто и на оскорбление) ответив извинениями и любезностью, вы не только получите моральное удовлетворение, но часто и чисто коммерческую выгоду, поскольку вам быстрее  удастся склонить несговорчивого партнера к вашей точке зрения.

Доброжелательность, дружеский  подход и понимание способны скорее заставить вашего партнера изменить свое мнение, чем самое неистовое негодование. Старайтесь с самого начала переговоров перейти на дружеский тон, например: «Давайте посидим и посоветуемся, а если разойдемся во мнениях, то постараемся понять, чем это вызвано и по каким пунктам мы расходимся».

Ну, а уж если атмосфера  переговоров накалилась, здесь надо использовать все, чтобы ее разрядить. Так, один предприниматель, ведя переговоры с очень эмоциональными и не сдержанными  на язык партнерами, стал брать на встречи  с ними очаровательную референтку. Расчет оказался точным: женское присутствие автоматически исключило острые перепалки деловых мужчин.

Остроумное или шутливое замечание, сказанное вовремя, может  разрядить обстановку. Но если вы не уверены, что умеете шутить, лучше  не шутить. Хорошо бы вызвать смех, но не показаться при этом смешным.

Если же шутка касается вас, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ваше лицо приняло обиженное  выражение. Самая лучшая реакция  – ответить такой же шуткой. Но если вы не в состоянии это сделать, выход есть: посмеяться над собой  вместе со всеми. Полезно запомнить  прекрасные слова из мюзикла «Проснись  и пой»: «Пускай, капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой».

При любых переговорах  не следует воспринимать другую сторону  как монолит – ведь она состоит  из разных людей. Более того, даже имея дело с одним человеком, не забывайте  о многогранности личности, и вы сможете договориться с ним, управляя ходом переговоров.

Психологически правильно  начать переговоры с взаимовыгодных для обеих сторон вопросов, обсудить наиболее простые и уже, затем  приступить к сложным.

Когда вы хотите склонить вашего партнера к своей точке зрения, никогда не начинайте переговоры с обсуждения тех вопросов, по которым  он расходится с вами во мнениях. Сразу  же переходите к тем вопросам, по которым вы единодушны. Старайтесь все время подчеркивать то, что  вы оба стремитесь к одной и  той же цели, что разница между  вами только в методах, а не в сути.

Тактически грамотное  и психологически выдержанное поведение  партнера служит гарантией успеха на переговорах.

Одним из УСЛОВИЙ успешных переговоров является четкая конкретная речь участников, уверенный тон (когда  вы выставляете свои требования). Такой  подход заставит собеседника искать пути выполнения ваших требований и в то же время создаст у него ощущение, что предложенный им подход принят.

Д. Карнеги указывает на правило, соблюдение которого позволяет  склонить людей к нужной точке  зрения: «Относитесь сочувственно к  мыслям и желаниям других». Не все  просьбы партнера можно удовлетворить, но отнестись к ним с пониманием, с искренним сочувствием –  это важное условие делового сотрудничества предпринимателей. Не следует наносить обиды партнерам, обращая внимание на их ошибки и неточности. Это может  вызвать только раздражение. Необходимо очень осторожно выбирать слова. Острая реплика типа «Это абсолютно  неверно» или «Вы заблуждаетесь» убивает мысль и задевает чувство  собственного достоинства у партнера, а значит, ведет к прекращению  переговоров.

Психологически правильно  высказывать неприятные слова после  похвалы. Д. Карнеги вообще против критики, так как, по его мнению, она не дает никакого ощутимого результата и только усугубляет ситуацию. Критика  вызывает противодействие, создает  конфликт, приводит к стрессовому  состоянию собеседников. Но опыт свидетельствует, что иногда при общении деловых  партнеров без критики не обойтись. В таком случае критика должна быть деловой и сочетаться с конструктивными  предложениями. При этом рекомендуется  вначале указать на положительные  стороны сотрудничества с партнером. И, естественно, критические замечания должны быть корректными, не оскорбляющими достоинство критикуемого.

Если у вас возникли трудности в ходе переговоров, сосредоточьтесь  не на позициях, а на интересах. Выяснится, что интересы у вас общие –  завязать контакты, соединить вашу продукцию с рынком сбыта.

В заключение приведем шесть  основных правил, способствующих успеху переговоров и поддержанию благоприятного климата в процессе их ведения, которые  должны неукоснительно соблюдать обе  стороны:

1. Рациональность. Необходимо  вести себя рационально, если  даже другая сторона проявляет  эмоции. Неконтролируемые эмоции  отрицательно сказываются на  процессе принятия решений.

2. Понимание. Постарайтесь  понять партнера. Невнимание к  точке зрения партнера ограничивает  возможность выработки взаимоприемлемых  решений.

3. Общение. Если даже  противоположная сторона вас  не слушает, постарайтесь провести  консультации с ней, тем самым  будут улучшены отношения.

Информация о работе Как стать гением переговоров