Контрольная работа по "Русский язык"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Обратим внимание на ошибки. Характеризуя типы речевой культуры, О.Б. Сиротинина подчеркивает разную степень допустимости речевых ошибок и их системную организацию внутри каждого типа: «если у носителей элитарного типа речевой культуры отступления от любого типа норм (речевые и поведенческие ошибки) либо случайны, единичны, либо намеренны, целесообразны (например, в речи писателя или журналиста, стилизующих чью-то малокультурную речь), то у носителей среднелитературного типа речевые и поведенческие отступления от норм закономерны и образуют систему.

Содержание работы

2.Различные типы ошибок речи 2

3.Каковы лингвопрагматические законы общей риторики?
Опишите структуру речевого события, сделайте выводы
в области культуры коммуникативной деятельности 5

4.Расскажите об основных требованиях к аретору и дайте
рекомендации по подготовке к публичному выступлению 7

5.Приведите основные рекомендации по ведению
беседы – дружеской, «светской», деловой и др. 9

6.Раскройте содержание понятия текст, приведите его
характеристики и параметры анализа, охарактеризуйте
функционально-смысловые типы текста (описание,
повествование, рассуждение). Сформулируйте
практические рекомендации для собственной
речевой практики 10

7.Опишите классический риторический канон.
Охарактеризуйте более подробно этап языкового
оформления высказывания (элокуцию). 12

8.Охарктеризуйте чистоту речи как ее коммуникативное
качество, опишите типичные нарушения. Сделайте выводы
для соблюдения чистоты собственной речи 13

9.Раскройте понятие риторический идеал, охарактеризуйте
его варианты. Какова, на ваш взгляд, современная
модификация отечественного речевого идеал? Каков
риторический идеал специалиста, психолога-педагога? 15

10.Библиография 16

Файлы: 1 файл

57_...doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Технику публичного выступления  необходимо совершенствовать от раза к разу. Способствует этому анализ каждого проведенного выступления. Необходимо задать себе несколько главных вопросов: уложился ли в отведенное время, что было удачным в выступлении и почему мне кажется это удачным, какие недостатки были и почему они возникли. Также проанализируйте реакцию аудитории, вопросы слушателей и свои ответы на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведите основные рекомендации по ведению беседы –  дружеской, «светской», деловой и  др.

На речь в официальной  обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании, на встрече парламентеров, чтение лекции, урок в школе) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, диалог за обедом, ужином дома).

В зависимости от целей  и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор  различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого  литературного языка, называемые функциональными  стилями.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Обычно различают следующие  функциональные стили:

1) научный;

2) официально-деловой;

3) публицистический;

4) разговорно-обиходный.

В зависимости от того, какая эмоционально-экспрессивная  оценка выражается в слове, оно употребляется  в различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная  лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая  отличается живостью и меткостью изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля. Однако в научном, техническом и официально-деловом стилях речи, эмоционально окрашенные слова, как правило, неуместны.

В обиходно-бытовом диалоге, характерном для устной речи, употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна известная свобода. Например, если вместо выражений промокательная бумага, читальный зал, сушильный аппарат употребить слова промокашка, читалка, сушилка, то, вполне допустимые в разговорной речи, они неуместны при официальном, деловом общении.

Для публицистического  стиля характерны отвлеченные слова  с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

В деловом стиле –  официальной переписки, правительственных  актах, речах – употребляется  лексика, отражающая официально-деловые  отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция). Особую группу в составе  официально-деловой лексике образуют канцеляризмы: заслушать (доклад), зачитать (решение), препровождать, входящий (номер).

 

 

Раскройте содержание понятия текст, приведите его  характеристики и параметры анализа, охаректиризуйте функционально-смысловые  типы текста (описание, повествование, рассуждение). Сформулируйте практические рекомендации для собственной речевой практики.

В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие  определения.

1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность текста знаками естественного языка. Выраженность в противопоставлении невыраженности заставляет рассматривать текст как реализацию некоторой системы, ее материальное воплощение.

2. Отграниченность. Тексту присуща отграниченность. В этом отношении текст противостоит, с одной стороны, всем материально воплощенным знакам, не входящим в его состав, по принципу включенности — невключенности. С другой стороны, он противостоит всем структурам с невыделенным признаком границы — например, и структуре естественных языков, и безграничности («открытости») их речевых текстов.

3. Структурность. Текст не представляет собой простую последовательность знаков в промежутке между двумя внешними границами. Тексту присуща внутренняя организация, превращающая его на синтагматическом уровне в структурное целое. Поэтому для того, чтобы некоторую совокупность фраз естественного языка признать художественным текстом, следует убедиться, что они образуют некую структуру вторичного типа на уровне художественной организации.

Для научного стиля характерна научная терминология: педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др. Преобладает абстрактная лексика: теория, проблемы, функция, развитие, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.

Особенностью официально-делового стиля – сжатое, компактное изложение, экономное использование языковых средств. Используются характерные для данного стиля клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что…; в случае проявления; сообщим дополнительно), отглагольные существительные (получение, рассмотрение, проявление). Документ характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении.

В разговорно-обиходном  стиле в основном используется нейтральная  лексика, хотя есть и разговорные  слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный  характер тексту придают слова с  оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька), глаголы, передающие состояние автора помнит, целует, благословляет), образные средства языка, например, сравнения (в голове как туман), экспрессивное обращение (милые голубчики). Для синтаксиса текста характерно использование различных типов предложений, свободного порядка слов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело), встречаются даже не законченные (…вот что).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опишите классический риторический канон. Охарактеризуйте  более подробно этап языкового оформления высказывания (элокуцию).

Риторический анализ – позволяет понять, как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого  используется такое понятие как риторический канон. 
Этапы классического риторического канона:

1.Инвенция – изобретение (найти, что сказать).

2.Диспозиция – расположение изобретения.

3.Элокуция – словесное оформление мысли.

4.Меморио – запоминание.

5.Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Второй этап классического  риторического канона – диспозиция.  
Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке. 
Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова.

Элокуция – это  этап словесного оформления речи. Важен  отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – “цветы красноречия”).

Элокуцией называется раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы словесного выражения замысла.

Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы. 

Рекомендации:

1.сгруппировать аудиторию;

2.не следует долго сидеть перед аудиторией;

3.учитывать время выступления;

4.устранять отвлекающие моменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охарактеризуйте чистоту речи как ее коммуникативное  качество, опишите типичные нарушения. Сделайте выводы для соблюдения чистоты  собственной речи.

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.

Данное качество речи неразрывно связано с ее правильностью, базируется на ней. Эта связь проявляется  в том, что чистота речи в произношении достигается благодаря строгому соблюдению орфоэпических норм: то, что соответствует нормам орфоэпии, признается и правильным, и чистым.

«Несколько по-иному  следует понимать чистоту речи на уровне словоупотребления. Здесь приобретает  значение количественная характеристика употребляемых в речи слов той  или иной семантической группы. Возрастание количества таких слов в речи ведет к снижению стилистических качеств ее, когда мы вынуждены говорить о засорении речи».

Чистота речи предполагает стилистически оправданное употребление, во-первых, литературных языковых единиц (иноязычных слов и выражений, речевых штампов, а также слов и выражений, не несущих никакой смысловой нагрузки в речи и в силу этого превращающихся в сорняки), а во-вторых, внелитературных языковых элементов (диалектизмов - территориальных говоров; профессионализмов - слов, ограниченных в своем употреблении рамками какой-либо профессии; жаргонизмов - слов и словесных оборотов, применяемых в жаргонах, социально ограниченных сферах; вульгаризмов - слов и выражений, грубо, вульгарно обозначающих какой-то круг предметов, явлений и унижающих достоинство и честь человека).

Наиболее распространённые лексические ошибки это:

а) Недопустимость употребления

-бесприставочной формы  ложить;

-глагола «одеть» вместо  «надеть»;

-предпринимать меры  вместо принять меры;

-проголосовать кого  вместо за кого и мн. др.

б) Употребление слов, свидетельствующих  о не знании формы или не знание иностранных слов.

-   склонение слов типа кредо;

-   паронимическое сближение слов типа дебит и дебют.

Наиболее распространённые грамматические ошибки:

-в падежном управлении (согласно законов, оплачивать за услуги);

-в образовании словоформ  (рекламой чулков, сколько время  вы отводите);

-в согласовании (обоих  кафедр, обоих сторон) и др.

Стилистические дефекты:

-использование разного  рода жаргонизмов:

а) молодёжные и профессиональные жаргоны (первый же звонок этим лохам развеял мечты)

б) канцелярско-бюрократические  обороты (он делал на правительстве  доклад)

в) лексика криминального  мира (Шамиль Басаев опять наехал на Аслана Масхадова; незачем друг друга  мочить)

-   повторы слов одного и того же корня в близком соседстве во фразе (президент обратился с радиообращением; сейчас Кремль активно ведёт активную борьбу);

-   вкрапление в публичную речь просторечных элементов (это сёдня слилось воедино; почему тогда этот вопрос не подымается).

Орфоэпические ошибки:

-   акцентологические ошибки (договор, квартал, средства, намерения, принять, начать);

-   неправильное произношение слов «инциНдент» и «компромеНтировать» с лишним звуком «Н» в корне.

Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь, стилистических норм в области  произношения и словоупотребления), но и этических норм, стилистически  оправданное употребление, во-первых, литературных языковых единиц (иноязычных слов и выражений, речевых штампов, а также слов и выражений, не несущих никакой смысловой нагрузки и в силу этого превращающихся в сорняки), а во-вторых, внелитературных языковых элементов (диалектизмов: калуга — болото по-тверски и по-костромски, жаргонизмов: комп, вульгаризмов: сбрендитъ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскройте понятие  риторический идеал, охарактеризуйте  его варианты. Какова, на ваш взгляд, современная модификация отечественного речевого идеала? Каков риторический идеал специалиста, психолога-педагога?

Риторический идеал можно определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующий в сознании ритора (продуцента)[2]. Именно этот риторический идеал, в котором истина и мысль главенствуют как основные принципы речи, в котором добро и правда не менее важны и в котором красота речи понимается как ее гармония и порядок, – этот идеал речи унаследован и полностью воспринят отечественной словесной культурой. Риторический идеал, выработанный Сократом, отраженный Платоном в диалогах, воспринятый и развитый Аристотелем в его «Риторике», продолженный Цицероном можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль – истина, благо – добро, красота – гармония.

Риторический идеал, существуя  в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для реципиентов-носителей  этой культуры, определяя субъективный круг ожиданий (горизонт вопроса реципиента) по отношению к художественному тексту. Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки.

Риторический идеал  обладает тремя важными свойствами:

1. исторической изменчивостью,

2. культурной специфичностью,

3. социальными особенностями.

Последние понимаются как  большее или меньшее соответствие той системе ценностей, которая  принята социумом на определенном этапе  его развития.

Риторический идеал  – это, несмотря на свою изменчивость во времени, все же именно то, что  соединяет в одно целое культуры и народы, обеспечивает литературу разных эпох бытования культуры одного народа, это то, что обеспечивает непрерывность речемыслительного творчества.

Внутри парадигмы риторического  идеала могут происходить перестановки ценностей по значимости, могут добавляться  новые элементы и исчезать (или  до определенного момента оставаться латентными) некоторые прежние элементы. Тем не менее, как представляется, в целом эта парадигма сохраняет большую жизнеспособность и стремится жить до тех пор, пока жива, питающая ее культура.

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2000.

 

2. Рождественский Ю.В.  Риторика (или как избежать ошибок  при общении). – Грозный: Книга, 1992.

Информация о работе Контрольная работа по "Русский язык"