Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:49, курсовая работа
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
раскрыть теоретическую сущность понятия метода, в общем, и в частности методов формирования умений и навыков;
рассмотреть методы формирования умений и навыков по фонетике.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы изучения методов формирования умений
и навыков при обучении русскому языку………………....................................5
1.1. Понятие метода в методике обучения русскому языку ..........…..........5
1.2. Связь метода с этапом обучения. Характеристика основных методов
формирования умений и навыков при обучении русскому языку.......7
Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике……………...14
2.1. Умения и навыки по фонетике…………………………………..........14
2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике………….......17
2.3. Анализ фонетических упражнений, представленных в школьном
учебнике..................................................................................................19
Заключение………………………………………………………………….........25
Список литературы……………………………………………………………....27
Приложение………………………………………………………………………29
Коммуникативные умения и навыки направлены непосредственно на общение. Основная единица речи – текст, поэтому методика формирования коммуникативных умений – это разные виды работы с текстом:
а) анализ текста:
- составление плана,
- анализ композиции, стиля,
- озаглавливание;
б) продуцирование текста:
- сочинение,
- изложение,
- творческий диктант.
Орфографические и пунктуационные («правописные») умения и навыки формируются применением следующих основных методов:
- вставление пропущенных букв, раскрытие скобок,
- нахождение орфограмм и пунктограмм,
- объяснение условий выбора (объяснение учащимся, почему он так пишет),
- списывание,
- диктант.
Формирование умений и навыков происходит в несколько этапов:
1) первичное закрепление
обычно проходит в
Завершающим этапом приобретения знаний, умений и навыков является обобщение и повторение.
Обобщение материала происходит с использованием таких методов, как составление или использование готовых схем и таблиц, составление алгоритмов действий, плана темы с указанием ключевых моментов и понятий.
Повторение может быть различным.
1. Предшествующее повторение осуществляется в начале года или перед изучением новой темы.
2. Последующее повторение происходит после изучения темы или в конце года. Оно проводится с использованием следующих методов:
- разборы;
- обобщающие сводные схемы, таблицы, обеспечивающие классификацию материала;
- составление алгоритмов применения правил;
- обобщающая работа с конспектами теории (когда требуется разбить записи на части, озаглавить их, составить в конце тетради указатель);
- сочинения на лингвистические темы.
3. Попутное повторение проходит в течение всего учебного года: почти каждое упражнение учебника, помимо наличия пропущенных букв и скобок, содержит задания на повторение того или иного материала.
4. Повторение-закрепление проводится на специальных уроках по методике предшествующего и последующего повторения [8; 154].
Методы контроля опираются на следующие требования: целенаправленность, систематичность, объективность, оперативность и своевременность контроля. Они делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний; 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.
Существуют два вида контроля: текущий и итоговый. Оба вида контроля имеют устную и письменную форму проведения.
Текущий контроль: устная форма – это виды опроса (индивидуальный (устный и письменный), коллективный, фронтальный, уплотненный или выборочный); письменная форма – направлена в первую очередь на контроль за сформированностью умений и навыков. Письменный контроль может быть коллективным и индивидуальным.
Коллективный контроль осуществляется в ходе проведения и проверки письменных работ промежуточного характера (в процессе изучения темы) и при массовой проверке выполнения домашнего задания (при собирании тетрадей). Индивидуальный письменный контроль осуществляется при использовании заданий по карточкам, которые письменно выполняются отдельными учениками в то время, пока весь класс работает над проверкой домашнего задания или когда проводится индивидуальный устный опрос.
Итоговый контроль проводится в конце темы, раздела, учебного года, осуществляется в устной и письменной форме и носит фронтальный характер. Устный итоговый контроль проводится в форме зачета или экзамена и направлен в первую очередь на контроль за знаниями учащихся. Письменный итоговый контроль направлен преимущественно на контроль над умениями и навыками. Он проводится в форме контрольных работ, контрольных диктантов с грамматическим заданием, контрольных изложений и сочинений, тестов. Формой итоговой отчетности выпускников является и единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Итак, в данной главе мы рассмотрели основные методы формирования умений и навыков при изучении русского языка, а в следующем разделе нашей курсовой работы обратим внимание на методы формирования умений и навыков по фонетике.
Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Этот раздел раздел языка тесно связан с другим разделом – графикой – наукой о письме.
«Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.
При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические – применяющиеся именно при обучении фонетике.
К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях – фонемы – выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).
К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме» [8; 160].
В современной школе для обучения языку используют три вида учебно-методических комплексов: 1) учебники для каждого класса следующих авторов: М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова – для 5, 6, 7 классов; С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко – для 8 и 9 классов; Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова – для 8 и 9 классов; 2) единый учебник по теории для 5-9 класса В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой; сборники задач и упражнений для каждого класса (или для 5, 6-7, 8-9 классов в более ранних изданиях); учебники «Русская речь» Е. И. Никитиной для каждого класса (или для 5-7 и 8-9 классов в более ранних изданиях); 3) учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.
Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах приблизительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударение. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает принципы обозначения звучащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка.
«Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее:
1) слова состоят из звуков,
2) звуки делятся на гласные и согласные,
3) гласные бывают ударные и безударные,
4) гласный образует слог,
5) согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие,
6) звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухими,
7) на письме звуки обозначаются
буквами, которые составляют
В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие умения:
1) выделять на слух звуки и называть их,
2) устанавливать
3) различать глухие и звонкие
согласные, определять их
4) различать твердые и мягкие согласные,
5) определять ударение в слове,
6) называть ударные и безударные гласные,
7) правильно называть буквы алфавита,
8) записывать слова в их графическом облике.
Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много нового материала, а основное место занимает повторение, обобщение, применение на более сложном языковом материале уже полученных в начальной школе знаний.
Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следующий теоретический материал:
1) особенности образования гласных и согласных звуков,
2) парность согласных по твердости / мягкости,
3) позиционное смягчение
согласных (без введения
4) позиционное озвончение
согласных (без введения
1) определять парность твердых и мягких согласных,
2) правильно делить слова на фонетические слоги,
3) устанавливать звуковое
значение букв алфавита в
Таким образом, в курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:
1) расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;
2) грамотно произносить звуки вне звучащей речи, не используя при этом названия букв;
3) называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово;
4) характеризовать звуки по следующим признакам: гласные – по ударности/безударности, согласные – по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с указанием парности),
5) описывать фонетические процессы в слове: реализацию гласных в безударных слогах, позиционное озвончение / оглушение, смягчение;
6) проводить соответствие между звуковым и графическим обликом слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове;
7) разделять слово на фонетические слоги;
8) группировать слова
с общностью фонетических
9) делать фонетический разбор слова.
Курс фонетики призван также решить ряд проблем, сопряженных с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки зрения дикции и интонирования.
А помочь в формировании и совершенствовании указанных умений и навыков могут следующие методы обучения фонетике.
2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике
Основным методом формирования умений и навыков являются упражнения.
Для формирования указанных умений могут быть использованы следующие типы упражнений:
1. Фонетический разбор – звуковой анализ слова. Приведем схему разбора: 1) произвести орфографическую запись слова; 2) разделить слово на слоги, определить ударный звук; 3) охарактеризовать звуки по порядку (для гласных звуков указать ударный или неударный, какой буквой обозначен, для согласных звуков указать, звонкий это звук или глухой, твердый или мягкий, какой буквой обозначен); 4) указать общее количество звуков и букв, случаи несоответствия звука букве.
2. Наблюдение над функционированием фонетических единиц в речи помогают осуществить упражнения, основой которых является сопоставление глухих и звонких согласных, различение гласных и согласных звуков и т. д. Нужно выполнить следующие виды заданий:
Информация о работе Методы формирования умений и навыков по фонетике