Методы формирования умений и навыков по фонетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
раскрыть теоретическую сущность понятия метода, в общем, и в частности методов формирования умений и навыков;
рассмотреть методы формирования умений и навыков по фонетике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы изучения методов формирования умений
и навыков при обучении русскому языку………………....................................5
1.1. Понятие метода в методике обучения русскому языку ..........…..........5
1.2. Связь метода с этапом обучения. Характеристика основных методов
формирования умений и навыков при обучении русскому языку.......7
Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике……………...14
2.1. Умения и навыки по фонетике…………………………………..........14
2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике………….......17
2.3. Анализ фонетических упражнений, представленных в школьном
учебнике..................................................................................................19
Заключение………………………………………………………………….........25
Список литературы……………………………………………………………....27
Приложение………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Методы формирования умений и навыков по фонетике.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

3. Упражнения в реконструировании и конструировании способствуют осознанию школьниками, что звучание и написание слова часто не совпадают, поэтому надо быть очень внимательными при переводе устной речи в письменную. Виды упражнений:

  • Затранскрибировать отдельные звуки в слове (например, только гласные или только согласные), слово, фразу.
  • Прочитать транскрипцию, идентифицировать ее, перевести в графический облик: слово, фразу.
  • Восстановить слова по ударным слогам. Запомнить, как они произносятся.
  • Привести примеры слов с заданными фонетическими характеристиками.

4.   Работа над выразительными средствами звуковой системы русского языка. Звуковая выразительность речи проявляется в ее благозвучии, использовании аллитерации (повторения одинаковых или сходных согласных звуков) и ассонанса (повторения гласных звуков).

Упражнения могут также содержать эвристические задания, например, на анализ артикуляционных различий при произношении гласных и согласных, выявление смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем), смыслоразличительную роль ударения [5; 109].

 

2.3. Анализ фонетических упражнений, представленных в

       школьном учебнике 

 

Мы уже упоминали о том, что современные школы работают по трем основным учебным комплексам. Рассмотрим  один из них подробно. Приведем примеры упражнений по фонетике, графике и орфоэпии разных типов, представленных в учебнике для 5 класса под редакцией М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, и дадим комментарии к некоторым из них [14; 120-125].

Итак, в данном учебном пособии представлены все виды фонетических упражнений. Рассмотрим их:

  • Произнесите сначала гласные, потом согласные звуки:  а – о,    б – п,  у – э, д – т, и – ы. При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый язык?

Это задание направлено, с одной стороны, на проверку умения изолированно произносить звуки, с другой –  на выявление классификационного умения группировать звуки, разделяя их на гласные и согласные (на основании знаний, полученных в начальной школе), с третьей стороны, индуктивно: методом анализа языковых фактов (собственных произносительных усилий) учащиеся должны сделать вывод об артикуляционных отличиях согласных от гласных.

  • Запишите слова, которые начинались бы с разных звуков (под ударением). С какого гласного в русском языке слова не начинаются?

Это задание формирует  умение подбора иллюстративного материала к изученной теории. Оно содержит эвристический компонент: учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке слова не начинаются со звука [ы].

  • Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы (на картинках изображены дом, дым, рак, мак), благодаря каким звукам мы различаем первое и второе, третье и четвертое слова?

Это задание направлено на демонстрацию умения анализировать звучащее слово без опоры на его графическую запись и на слух различать звуки. Данное задание служит также для преподнесения теоретического материала о смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем).

  • Ученик допустил ошибки в ответе, исправьте их: В слове лист – 4 звука: «эль», «и», «эс», «тэ». В слове строчка – 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Описывая типичные для  школьника ошибки (неразличение букв и звуков, неверное название некоторых букв алфавита), задание фиксирует внимание учащихся на недопустимости этих стандартных ошибок.

  • Ребята организовали библиотечку. Разложи книги по порядку (по фамилиям авторов): А. С. Пушкин «Сказки», Б. С. Житков «Что бывало» <...> (всего 10).
  • Составьте алфавитный список жильцов дома (вразбивку приведены фамилии жильцов, в том числе начинающиеся на одну букву).

Эти два задания проверяют  знание алфавита, демонстрируют возможное практическое применение этого знания; кроме того, учащимся дается представление о том, что в библиотечном каталоге книги представлены в алфавите фамилий авторов, а не их инициалов или названий произведений — удачная демонстрация связи теории с практикой.

  • Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч? Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке. Какие звуки обозначает в этих словах буква д?

Подписчик,  песчаный,  считать,  щедрый, рассказчик, указчик,  возчик, счетовод.

Это задание демонстрирует  не сформулированные в правилах ассимилятивные изменения согласных, что имеет познавательную ценность и является важным этапом в подготовке учащихся к фонетическому разбору. Кроме того, задание предполагает повторение и закрепление полученных ранее знаний (позиционное оглушение, алфавит). При выполнении этого задания целесообразно не только оговорить устно, но и записать процесс приспособления согласных ([сч,] → [щ,], [зч,] → [сч,] → [щ,]), хотя это и не предусмотрено заданием. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что уподобление согласных не ограничивается только приведенными примерами и предложить им проанализировать другие случаи ассимиляции, например, слова позже, сшить, моется и др. [7; 107]

  • Запишите слова тремя группами: с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь (дан список из 22 слов).

Данное задание направлено на опознавание разных функций употребления мягкого знака (обозначение мягкости, разделительная функция, грамматическая функция) и на формирование классификационных фонетических умений. Не очень удачной представляется формулировка задания и подбор примеров; так, в грамматической функции ь используется не только для маркирования инфинитива глагола, но и для обозначения рода существительных (нож, рожь). Важно при этом обратить внимание учащихся, что ь при этом не несет фонетической нагрузки. Это задание целесообразно дополнить. Обязательно необходимо повторить, что такое разделительная функция ь.

  • Определите количество букв и звуков в словах.

Письмо, мысль, возьмем, восьмой, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник.

Это задание позволяет  проверить усвоенность многих изученных  фонетических тем: обозначение мягкости при помощи ь, обозначение двух звуков при помощи йотированных гласных букв, непроизносимые согласные; упражнение является важным этапом подготовки к фонетическому разбору слов.

  • Выпишите слова, распределяя их по способу обозначения мягкости согласных: 1) с ь, 2) с е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного? (приведен список из 25 слов, в том числе жизнь, жюри, парашют).

Задание формирует классификационное  умение и обладает, кроме того, большой  познавательной ценностью: оно ставит вопрос о том, что твердость непарных согласных не нуждается в дополнительном обозначении, поэтому йотированные гласные буквы и и после непарных твердых обозначают только качество гласного звука. Стандартной ошибкой является транскрибирование слов с жи, ши с обозначением гласного и ([жи], [ши] вместо [жы], [шы]), причем часто такое транскрибирование сопровождается обозначением мягкости у [ж] и [ш]; этот материал требует повторения и закрепления.

Данное задание целесообразно  было бы дополнить заданием, в котором нужно определить, чем выражена мягкость непарных мягких согласных, например, в словах чаща, молчу, щука, щи. Учащиеся должны сделать вывод о том, что мягкость непарных также не нуждается в дополнительном обозначении.

  • Какие гласные звуки обозначены буквами о, е, я под ударением? А в безударном положении? Косы, коса; дело, дела; пятый, пятак, резкий, резка; взгляды, глядит.

Это задание направлено на закрепление знаний учащихся об изменении (чередовании) гласных в безударных слогах. Данная тема, как было сказано при рассмотрении методов изучения теории по фонетике, недостаточно четко формализована и требует большей практической отработки: как показывает практика, вплоть до старших классов учащиеся делают однотипные ошибки на реализацию безударных гласных. Так, наибольшее число ошибок бывает связано с реализацией фонемы <а> после мягких, поэтому произношение гласного в безударном слоге после мягкого согласного на месте букв а и я требует большей отработки. Особого внимания и большей тренировки требует и реализация гласных в безударных слогах после непарных по твердости / мягкости согласных. Так, для транскрибирования необходимо дать ряды слов с ча (например  час –  часы –  часовой) с фиксацией внимания на чередовании [а] / [и], а также слова с чередованиями [а] / [ы], [о] / [ы], [э] / [ы] (жалко –  жалеть, желтый –  желтеть, шесть –  шестой) [7; 115].

Таким образом, мы видим, что особенностью данного учебника является то, что для транскрибирования в нем предложены слова, в которых фиксируется внимание только на реализации гласных в ударном и первом предударном слоге. В сильном классе целесообразно давать для транскрибирования также слова со сложной реализацией гласных в непервом предударном или заударном слоге, например, выжелтить, шерстяной, площадь.

Рассматриваемый учебник не содержит специальных заданий на слогораздел и постановку ударения.

Однако в данном учебнике в разделе фонетики содержатся такие сопряженные с фонетикой задания по развитию речи:

1)  произнести приведенные  скороговорки со звуками [р] и [ш] в медленном, обычном и быстром темпе,

2)  написать о том,  как нельзя и как нужно читать вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применительно к русскому языку методы формирования умений и навыков представлены своими частнодидактическими разновидностями. Методы не являются универсальными и различны на разных этапах обучения.

Кроме того, формирование умений и навыков происходит в несколько этапов: 1)  первичное закрепление обычно проходит в одновременной работе всего класса над репродуктивными упражнениями, то есть упражнениями по образцу, над пересказом теоретического материала, составлением плана параграфа; 2)  проверка наиболее важного и трудного материала может осуществляться через самостоятельный подбор учащимися примеров; 3)  творческое закрепление осуществляется через выполнение продуктивных упражнений.

А основным методом формирования умений и навыков по фонетике являются  упражнения: фонетический разбор, наблюдение над функционированием фонетических единиц в речи, упражнения в реконструировании и конструировании, работа над выразительными средствами звуковой системы.

Однако при построении каждого конкретного урока русского языка необходимо учесть, что нужно строить его таким образом, чтобы содержание урока (в той или другой степени – в зависимости от темы и от этапа работы над ней) способствовало наиболее успешному решению важнейших задач изучения языка: вооружать учащихся знаниями основ науки о языке, развивать их логическое мышление и речь, формировать прочные орфографические, пунктуационные и стилистические навыки. Если на уроке решается только какая-либо одна из этих задач и совершенно забываются другие, то вряд ли такой урок можно считать полноценным и методически оправданным. Ведь концепция модернизации российского образования, в качестве одного из основных направлений реформирования средней школы определила ориентацию на деятельностный характер образования: среднее образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Для предмета «Русский язык» в среднем звене и не спрофилированной в гуманитарном направлении старшей школе приоритетными объявляются коммуникативная и культуроведческая компетенции, а приобретение языковой и лингвистической компетенции призвано играть вспомогательную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антонова Е.С. Методика  преподавания  русского языка: коммуникативно-деятельностный  подход: учебное  пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 464 с.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский  язык: Теория: Учебник  для  5-9  классов общеобразовательных  учебных  заведений. – М., 2004.
  3. Богданова  Г.А. Уроки  русского  языка  в  5  классе: Книга  для  учителя. М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
  4. Водолазькая С.В. Предметная  неделя  русского языка  в  школе: конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 189 с.
  5. Воителева Т.М. Теория  и методика  обучения  русскому  языку. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
  6. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  7. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая  методика  русского  языка: 5 класс. – М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
  8. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика  преподавания  русского языка  в  средней  школе. – М.: Академический  проект, 2006. – 590 с.
  9. Львов М.Р. Словарь- справочник  по  методике  русского  языка.- М.: Просвещение, 1988.- 240 с.
  10. Основы  методики  русского  языка  в 4-8 классах/ Под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской и др. – М.: Просвещение, 1978. – 381 с.
  11. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  12. Программы  общеобразовательных  учреждений: Русский  язык: 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2002. – 123 с.
  13. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах: Кн. для учителя. / Сост. И.В. Галлингер, С.И. Львова. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
  14. Русский  язык  для  5  класса общеобразовательных  учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М., 2004.
  15. Русский  язык: Учебник  для  5  класса общеобразовательных  учебных  заведений/Под ред. М.М. Разумовской. – М., 2003.
  16. Совершенствование  методов  обучения  русскому  языку/ Сост. А.Ю.Купалова.- М.: Просвещение, 1981.- 160 с.
  17. Текучев А.В. Методика  русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 311 с.
  18. Теория  и практика  обучения  русскому  языку/ Под  ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
  19. Шатова Е.Г. Урок  русского  языка  в  современной  школе. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.

Информация о работе Методы формирования умений и навыков по фонетике