Обозначение категории меры
и времени в русском языке
Содержание
Введение
Глава 1. Определение
значения и употребления меры и времени в контексте
русского языка
1.1 Обозначение меры в
русском языке и грамматике2
1.2 Время, его употребление
и классификация в науке русского
языка3
Глава 2. Семантика
меры и времени в значениях производных
единиц4
2.1 Описание грамматических
правил и норм в употребление
мер русского языка
2.1.1 Правила грамматического
употребления меры и степени русского
языка5
2.1.2 Организация занятия для
раскрытия темы меры «Сложноподчиненное
предложение с придаточными меры, степени
и образа действия»
2.2 Правила написания и
употребления категории времени
в русском языке 6
2.3 Закрепление материала
о категории времени на примере
занятия по русскому языку
на тему «Сложноподчиненные
предложения с придаточными места и времени»
Заключение
Список литературы
Введение
Русский
язык – самый богатый язык, объединяющий
в себе не только многогранность и разность
речевых оборотов, в том числе разнообразия
грамматических норм. В контексте данной
курсовой работы мы изучим специфику обозначения
категорий меры и времени, использующие
в рамках русской науки.
Категория
времени показывает отношение времени
действия к моменту речи.
Настоящее
время обозначает, что действие совершается
в момент речи о нём: читаю, пишу, удаляю и т. д.; прошедшее
– что действие происходило или произошло
до начала речи о нём: писал, написал; удалял, удалил и т. п.; будущее
– что действие будет происходить или
произойдёт после окончания речи о нём: буду
писать, напишу. Форма будущего времени из двух слов (буду
писать) образуется
от глаголов несовершенного вида и называется
будущим сложным; форма будущего времени
из одного слова(напишу) образуется от глаголов совершенного
вида и называется будущим простым. Настоящее
время может обозначать действие как постоянное
свойство предмета (настоящее постоянное).
Что говорится
о категории меры, то здесь представление
некое иное: Значения меры и нормы реализуются в
семантике языковых единиц при обозначении
ими той или иной мерной ситуации. Мерная
ситуация представляет собой «совокупность
условий, при которых осуществляется измерение.
Мерная ситуация возникает тогда, когда
субъект вступает в мерное отношение к
действительности» [3]. Среди морфем русского
языка имеются такие, которые специализируются
на выражении значения меры и семантики
нормы.
Теоретическая
ценность работы заключается в том, что
полученные результаты позволили расширить
представление о когнитивно-дискурсивных
особенностях и функционировании языковых
единиц со значением меры и степени, выявить
их изофункциональность и составляющие
когнитивно-синтаксической категории
меры и степени. Работа создает предпосылки
для дальнейших исследований когнитивных
категорий в когнитивно-дискурсивном
аспекте.
Таким образом,
по мнению сторонников хронологической
теории, категории меры и времени развивались
самостоятельно и не состояли между собой
в причинно-следственных отношениях. Следовательно,
ошибочны встречающиеся в некоторых исследованиях
отождествления аориста и совершенного
вида, имперфекта и несовершенного вида.
Наблюдается приуроченность глаголов
совершенного вида к аористным формам,
глаголов несовершенного вида - к имперфектным,
но она является не генетическим, а приобретённым
признаком.
Объектом исследования данной курсовой работы являются – категории
меры и времени в русском языке;
Предмет курсовой работы – обозначение категорий времени и меры,
а также нормативное и грамматическое
ипользование в речи и написание русского
языка.
В рамках написания
курсовой работы мы раскроем обозначение
каждой категории, дадим описание и самое
важное раскроем грамматическую основу
употребления и написания каждой категории.
Это мы обозначим целью курсовой работы.
Для реализации
цели выполним следующие задачи:
- в
первой главе определим значение и общую
теоретическую обоснованность категорий
времени и меры в русском языке, данную
задачу реализуем следующими путями:
- выявим
обозначение и применение категории меры;
- определим
значение категории времени;
- во
второй главе курсовой работы исследование
практическое применение категорий времени
и меры, для этого реализуем следующие
задачи:
- определим
написание и грамматические правила для
категории меры;
- составим
урок для закрепления материала категории
меры в рамках темы сложноподчиненных
предложений;
- изучим
грамматику настоящего, будущего и прошедшего
времени;
- для
наглядного закрепления правил организуем
урок «Сложноподчиненные
предложения с придаточными места и времени».
В написании
курсовой работы нам будет помогать только
современные справочники по русскому
языку и литературе, а также современные
журналы и публикации филологов, в том
числе информационные ресурсы, актуальных
данных по русскому языку.
Глава 1. Определение
значения и употребления меры и времени
в контексте русского языка
1.1 Обозначение
меры в русском языке и грамматике
Основное содержание категории
меры и степени формируется в поле квалитативности.
Объектом измерения/оценки выступает
качественная характеристика объекта,
однако при ее базовом характере ее одной
недостаточно для формирования основы
исследуемой категории.
Дополнительным к квалитативности
выступает квантитативность – вторая
основополагающая категория человеческого
мышления и языка. С одной стороны, признак
объекта может быть квалитативным – качественным,
и квантитативным – количественным. С
другой стороны, качество измеряется,
квантифицируется, а количество способно
приобретать качественную природу. Только
те признаки способны оказаться объектом
измерения меры или оценки степени, которые
располагаются на пересечении категорий
квалитативности и квантитативности.
Количественный признак как
качественное свойство, утрачивая дискретность
и определенность, может интенсифицироваться
и измеряться, так же и качественное изменение,
только будучи подвержено количественной
оценке, может быть охарактеризовано как
степень проявления признака.
С одной стороны, мерой и степенью
обладают только признаки. С другой стороны,
каждый признак, оставаясь признаком (находясь
в рамках категории квалитативности) может
быть квалитативным или квантитативным.
Именно по этой причине исследуемая категория
имеет двойное название: характеристикой
меры обладают квантитативные признаки,
а характеристикой степени – квалитативные.
Интересно, что дальнейшее категориальное
«поведение» квалитативного и квантитативного
признаков в рамках категории меры и степени
в принципе идентично. Однако именно взаимодействие
квалитативности и квантитативности позволяет
дифференцировать меру и степень как две
составляющие субкатегории.
Принцип функциональности,
столь существенный при нормативной оценке
артефактов, оказывается значимым и для
категории меры. Однако в данном случае
этот принцип в большей степени реализуется
при обозначении процесса изготовления
артефакта, чем при оценке результатов
этого процесса. В отличие от префикса
НЕДО-, который обозначает одну из составляющих
процесса как случайный, непреднамеренный
перерыв в действии, направленном на достижение
необходимого результата (напр.: недоделать,
недовыполнение), элемент ПОЛУ- характеризует
обозначенную им промежуточную стадию
в изготовлении артефакта как закономерную
или необходимую, специально установленную.
Результатом этого процесса становится
доведение продукта до состояния полуготовности
и изготовление таким образом полусырья,
полуфабриката или полупродукта, который
в нужный момент может быть превращен
в конечный продукт.
Семантика меры и нормы в значениях
терминов. Элемент ПОЛУ- активно используется
в терминах естественных наук, в производственной
и спортивной терминологии. При этом сочетаемость
элемента ПОЛУ- с именами натурфактов
избирательна. В частности, он сочетается
с наименованиями родовых и видовых понятий,
отражающих явления органического мира
или мира неживой природы (напр.: полупустыня,
полуобезьяна, полукустарник, полуостров).
Каждое из этих производных представляет
обозначенное им явление как совокупность
признаков, способных проявляться в разном
объеме или же с разной степенью интенсивности
и лежащих в основе иерархически организованной
таксономической (классификационной)
категории.
Категория меры и степени тесно
связана и взаимодействует с категориями
градуальности1, интенсивности, компаративности2, нормы и оценки. Эти категории
– градуальность, интенсивность, оценка
– имеют генетическую общность.
Несмотря на близость категорий
градуальности, интенсивности и оценки,
значение категории меры и степени качества
не исчерпывается ими; в синтаксисе их
совместное проявление, встречающееся
в конструкциях со значением меры и степени
качества, имеет место исключительно в
поле компаративности, которая и выводит
результат их взаимодействия в рамки когнитивно-синтаксической
категории.
Категория градуальности отражает
изменение проявления признака и в качестве
своего инварианта репрезентации имеет
формы сравнительной и превосходной степени
прилагательных, а в качестве вариантов
– аналитические способы представления
большей (меньшей) и превосходной степени
(суперлатива). При этом репрезентация
категории градуальности не предусматривает
ситуативного сопоставления, реализованного
в категории компаративности. Именно поэтому
синтаксическое проявление категории
меры и степени нельзя считать проявлением
градуальности.
Категория интенсивности, в
свою очередь тесно связанная с категориями
нормы и экспрессивности, проявляется
в интенсификации признаков, действий,
свойств по сравнению с определенным эталоном.
нормой. Именно в сравнении с нормой оказывается
очевидной степень интенсивности, с которой
проявляются качественно-количественные
особенности объекта, потому наиболее
естественной и первичной является оценка
степени отклонения от эталона. Категория
интенсивности функционирует в рамках
категории нормы, противопоставляя эталон
отклонению от него на основе представлений
говорящего. Под языковой категорией оценочности
понимается положительная или отрицательная
характеристика предмета, факта, события,
связанная с признанием или непризнанием
его ценности вследствие соответствия
/ несоответствия потребностям, интересам
и вкусам индивида, а также социально установленным
нормам. Для результата оценочной деятельности
имеет значение природа представлений
о прототипе, стандарте, которые могут
быть частью как индивидуальной картины
мира, так и национальной.
Во всех без исключения конструкциях
со значением меры и степени есть хотя
бы скрытое сравнение с установившейся
нормой для этого признака.
Только в этом случае, да еще
и при подчеркивании того, что результат
сравнения превосходит норму, что достигается
посредством интенсификатора (например:
настолько, так, столько и т.д.) конструкция
относится к разряду меры и степени признака.
Ср.: Я так по тебе скучала! (т.е. скучала,
например, в такой степени, как никогда
ранее – одновременно наблюдаются и сравнение,
и интенсификация признака). В свете изложенного
представляется весьма перспективным
применение теории изофункциональности
[1] к исследованию когнитивных феноменов
на примере категории мер и степени.
В результате, мы можем обозначить
категорию меры опираясь на вышедшею из
печати монографии чл. корр. РАН Ю. Л. Воротникова
«Категория меры признака в смысловом
строе русского языка» (14 п. л.) предлагается
модель описания смыслового строя русского
языка («грамматика смыслов»), базирующаяся
на идее смысловых исходов, заданных системой
местоименных слов, а также на понятии
смысловой категории как совокупности
разно уровневых языковых единиц; дается
законченное описание одного из фрагментов
«грамматики смыслов»: исследуются категория
меры признака как одна из общих смысловых
категорий современного русского языка,
а также степени качества как частные
смысловые категории, формирующие общую
категорию меры признака.
1.2 Время, его употребление
и классификация в науке русского
языка
Морфологическая категория
времени глагола – это система противопоставленных
друг другу рядов форм, обозначающих отношение
действия ко времени его осуществления.
Строение системы форм времени в их отношении
к виду глагола свидетельствует об отсутствии
тождества между грамматическим временем
и представлениями о членении реального
времени.
Категория времени глагола
тесно связана с категорией вида. Глаголы
несов. вида в изъявит. накл. имеют три формы
времени – настоящего, прошедшего и будущего
сложного (строю, строил, буду строить);
глаголы сов. вида имеют две формы времени –
прошедшего и будущего простого (построил, построю).
Время осуществления действия
определяется по отношению к той или иной
точке отсчета. Такой точкой отсчета является
либо момент речи (Он придет вовремя),
либо какойнибудь другой момент, в частности
время другого действия (Он думал, что придет вовремя).
В морфологической системе форм времени
эти различия не отражены. Категориальные
значения форм времени ориентируются
на единую исходную точку – грамматическую
точку отсчета. Это абстрактное грамматическое
понятие отражает в обобщенном виде как
момент речи, так и любой другой момент,
по отношению к которому определяется
время действия в речи.