Этап 2. Далее для закрепления изученного материала можно
вызвать трех человек к доске для работы
по индивидуальным заданиям, а с классом
можно либо устно выборочно проверить
домашнее задание, либо разобрать предложение:
Я не забыл з_метить где п_ставили наших
л_ш_дей.(Лермонтов)
Вставить пропущенные буквы,
найти главную часть и придаточную, определить
вид придаточной части, найти средство
связи частей и определить его вид. Расставить
знаки препинания. |
Таежными тропами где много лет уже не
ступала нога человеческая вел Левинсон
своих партизан. (Фадеев)
Найти главную часть и придаточную,
определить вид придаточной части, найти
средство связи частей и определить его
вид. Расставить знаки препинания. |
Я очень рано понял что человека создает
его с_пр_тивление окружающей среде. (Горький)
Вставить пропущенные буквы,
найти главную часть и придаточную, определить
вид придаточной части, найти средство
связи частей и определить его вид. Расставить
знаки препинания. |
С классом можно разобрать следующий
пример:
Анна приняла это известие очень спокойно
и спросила только, когда он вернется. (Толстой)
После проверки ученики переписывают
все примеры в тетради.
Этап 3. Изучение нового материала.
Материал для наблюдения:
1) Ветер выл с такой свирепой
выразительностью, что казался одушевленным. (Пушкин)
2) Трудился так крестьянин мой,
что градом пот с него катился. (Крылов)
3) Дверь захлопнулась за нею
так громко, что не под силу
было отпереть. (Гоголь)
4) Савельич так поражен был
моими словами, что всплеснул
руками и остолбенел. (Пушкин)
5) Научить человека быть счастливым
нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно. (Горький)
Вопросы и задания:
1) Найдите главную и придаточную
части и укажите направление зависимости.
2) Задайте вопрос от главной
части к придаточной.
3) Определите, что обозначает придаточная
часть.
4) Определите, к чему относится
придаточная часть: ко всей главной
части или к слову или словосочетанию
в ней.
5) Найдите средства связи и
определите их тип: союз или
союзное слово?
На основе анализа примеров по предложенной
схеме ученикам опять предлагается самостоятельно
сформулировать определение придаточных
– степени и образа действия. Здесь внимание
должно быть сосредоточено на значении
придаточных частей. Обычно обозначают
степень проявления признака, как в примере
1, или интенсивность действия, как в примере
2, или степень качества 3. В этом случае
придаточные части отвечают на вопрос как, в какой степени? и т.п. Но придаточные могут обозначать
и характер протекания или способ совершения
действия, и тогда они отвечают на вопрос как, каким образом?, как в примере 5. Важно приучить детей
ставить вопросы именно в такой форме,
что поможет им определять значение придаточных
частей. В результате можно остановиться
на таком определении:
Сложноподчиненными предложениями с
придаточными образа действия и степени
называются такие предложения, в которых
придаточная часть относится к одному
слову в главной части (как правило, сказуемому)
или словосочетанию, обязательно с указательным
словом, отвечает на вопросы как, каким образом? или как, в какой степени?,
обозначает способ совершения действия
или его интенсивность, а также степень
проявления признака. |
В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или
найти 14 примеров сложноподчиненных предложений
с придаточными образа действия и степени
(7 – образа действия, 7 – степени).
2.2 Правила написания
и употребления категории времени
в русском языке
Обстоятельства времени дают
временную характеристику действия, состояния
или признака. Указание на время может
быть вне определенного предела: Вчера
вечером, когда они вышли в разведку, здесь
еще были глубокие немецкие тылы (Кат.);
Днем зверь лежит где-нибудь в чаще, и найти
его трудно (Арс.); Наутро, перед зарей,
назначено общее наступление (Фурм.); Милый
лес, где я мальчонкой плел из веток шалаши...
(Твард.). Обстоятельство времени может
содержать указание на определенный предел
(исходный временной момент и конечный):
Береги платье снову, а честь смолоду (П.);
И тихо и светло, до сумерек далеко... (Фет);
До рассвета мы шепотом беседуем про орлов...
(Пришв.); С младенчества две музы к нам
летали, и сладок был их лаской мой удел
(П.).
Морфологическая категория
времени свойственна не всем формам глагола.
Из спрягаемых форм этой категорией обладают
только формы изъявит. накл. Повелит. и
сослагат. накл. форм времени не имеют.
За пределами спрягаемых форм глагола
категорией времени обладают причастия
Основу категории времени глагола
составляют формы времени в рамках изъявительного
наклонения. Морфологическая категория
времени строится на основе противопоставления
следующих рядов форм:
1) формы настоящего времени;
ряд форм наст. вр. представлен только
формами глаголов несов. вида (веду, ведешь, ведет, ведем, ведете, ведут);
2) формы прошедшего времени а)
глаголов несов. вида (вел, вела, вело, вели) и б) глаголов
сов. вида (закрыл, закрыла, закрыло, закрыли);
3) формы будущего времени:
будущего сложного глаголов
несов. вида (буду вести, будешь вести, будет вести, будем вести, будете вести, будут вести) и
будущего простого глаголов сов. вида (закрою, закроешь, закроет, закроем, закроете, закроют), а также
гл. быть (буду, будешь, будет, будем,будете, будут).
Таким образом, в указанных
рядах форм выделяются четыре времени
глагола:
1) формы наст. вр.,
2) формы прош. вр. (глаголов несов.
и сов. вида),
3) формы будущего сложного
4) формы будущего простого
Каждый из противопоставленных
друг другу рядов форм времени характеризуется
не только свойственным ему категориальным
грамматическим значением, но и особыми
средствами выражения. К этим средствам
относятся, с одной стороны, аффиксы (суф. л у форм прош. вр.,
окончания со значением лица и числа у
других форм времени), а с другой – типы
основ, к которым присоединяются эти аффиксы.
Формы прош. вр. образуются от основы прошедшего
вр.: читать, крыть; формы
наст. вр. и буд. простого образуются от
основы наст. вр.:чита|jyт|, кро|jyт| .
Формы прош. вр. отличаются от
форм наст. и буд. вр. тем, что они характеризуются
специальным аффиксальным показателем
времени – суффиксом л, присоединяющимся
к основе прошедшего вр. Формы наст. вр.
характеризуются особыми окончаниями
со значением лица и числа, присоединяющимися
к основе наст. вр. глаголов несов. вида,
и отсутствием специального показателя
времени. Аналогично образуются формы
будущего простого глаголов сов. вида.
Формы будущего сложного противостоят
всем остальным формам времени как аналитические
формы синтетическим; в составе этих аналитических
форм имеется особый показатель времени –
вспомогательный глагол быть (буду, будешь...).
Указанные показатели во всей
их совокупности представляют собой формальное
выражение изъявительного наклонения.
Изъявит. накл. в отличие от сослагат. и
повелит. наклонений не имеет специальных
формальных показателей: оно находит формальное
выражение в формах времени.
Формы настоящего времени образуются
путем присоединения окончаний, являющихся
показателями лица и числа, к основе наст. вр.
глаголов несов. вида. Вся совокупность
окончаний со значением того или иного
лица и числа, присоединяясь к основе наст. вр.
глаголов несов. вида, служит формальным
выражением категориального значения
наст. времени.
Формы будущего простого и будущего
сложного существенно отличаются друг
от друга по формальному выражению.
Формы типа напишу, сделаю называются
формами будущего времени (будущего простого)
по их основному значению; по типу же своего
образования они представляют собой формы
наст. вр. глаголов сов. вида3.
Формы наст. вр. и будущего простого
не имеют в своем составе специального
показателя времени: роль показателя времени
выполняет вся система окончаний со знач.
лица и числа, присоединяемых к основе
наст. вр. глаголов несов. и сов. вида.
Формы будущего сложного свойственны
глаголам несов. вида. Это формы аналитические.
Они образуются при помощи вспомогательного
глагола быть в личной
форме будущего простого (буду, будешь, будет, будем, будете, будут) и инфинитива
(буду писать,будешь думать, будет рассматривать).
Вспомогательный глагол в составе
аналитической формы служит специальным
показателем будущего времени (кроме того,
личные окончания этого глагола указывают
на лицо и число).
Формы прошедшего времени образуются
посредством суф. л, который присоединяется
к основе инфинитива – прош. вр.:играл, ловил, плыл, кивнул. Формы
прош. вр. в отличие от форм наст. и буд. вр.
характеризуются отсутствием специальных
формальных показателей лица – личных
окончаний. Значение лица передается сочетанием
формы прош. вр. с личными местоимениями: я пришел, тыпришел, мы пришли, вы пришли, он пришел (она пришла, оно пришло), они пришли –
или (значение 3 л.) сочетанием с существительным
подлежащим: поезд пришел.
В отличие от форм наст. и буд. вр. формы
прош. вр. характеризуются в ед. ч. показателями
рода. Показатель рода вместе с тем выражает
и значение ед. ч. Принадлежность к роду
выражается следующими окончаниями: нулевым
в форме муж. р., а в форме жен. р., о в форме сред. р.: играл, играла, играло; плыл, плыла, плыло. Формальные
показатели рода (являющиеся также показателями
ед. ч.) характерны в изъявит. накл. только
для форм прош. вр. Поэтому данные показатели
являются формальными приметами форм
прош. вр. – в дополнение к суф. л. Окончание
мн. ч. в формах прош. вр. отличается от окончаний
со значением лица и мн. ч. в формах наст.
и буд. вр. Поэтому и окончание мн. ч. является
дополнительной формальной приметой форм
прош. вр.
Окончания форм прош. вр. указывают
на то, что действие приписывается (в ед. ч.)
предмету, названному существительным
муж. р., или лицу мужского пола (нулевое
окончание); предмету, названному существительным
жен. р., или лицу женского пола (окончание а); предмету,
названному существительным сред. р. (окончание о), или (во мн. ч.)
ряду лиц или предметов, названных существительным
(окончание и). Окончание о в формах прош. вр.
безличных глаголов и личных глаголов
в безличном употреблении служит показателем
безличности.
Образование форм числа у форм
прош. вр. отличается по сравнению с формами
наст. вр. большей простотой. Как правило,
оно представлено отношением |л – л'| (играл/играли).
Исключения немногочисленны.
1) Формы муж. р. глаголов с
основой на |б|, |п|, |г|, |к|, |х|, |з|, |с|, |р| не
имеют в ед. ч. суф.
л: погиб (но погибла), ослеп (но ослепла), поверг (но повергла), привык, высох, привез, нес, вытер.
2) Ряд глаголов кл. IV с соотношением
основ |нун| в муж. р. образует вариантные
формы прош. вр. по кл. III или IV: ослепнул (устар.)
и ослеп (ослепнуть), мерзнул(устар.)
и мерз (мерзнуть).. 3)
При неслоговом корне в основе прош. вр.
у глаголов кл. VI и VII форма муж. р. имеет
в основе беглую гласную: жгла, жгли, но жег; вычла, вычли, но вычел; толкла, толкли, но толок. У глагола идти, образующего
форму прош. вр. от супплетивной основы
(иду, но шел), в прош. вр.
соотносятся основы с наличиемотсут- ствием
гласной |о|: шёл, но шла, шли.
К системе форм прош. вр. глагола
не относятся встречающиеся в повествовании
о прошлом образования типа взгляни, прыгни, скажи,приснись (всегда
с частицей и, да и: а он и скажи) и
слова типа прыг, скок, хвать
Таким образом, грамматика категории
времени наибольшим образом касается
глагольных форм прошедшего, настоящего
и будущего времени.
2.3 Закрепление
материала о категории времени
на примере занятия по русскому
языку на тему «Сложноподчиненные
предложения с придаточными места и времени»
Наравне с разработкой практического
занятия категории меры, мы готовы предложить
реализацию практического занятия, для
усвоения материала категории времени
в русском языке. Данную категорию мы объединим
с сопутствующей темой курсовой работы
– мерой.
Этап 1. Начать урок можно со словарно-грамматической
работы. Один ученик на доске записывает
примеры с одной н в
суффиксе, другой – с двумя н в
суффиксе:
уверенный, беспардонный, берестяной,
беспошлинный, глиняный, овсяный, форменный,
утиный, восторженный, торжественный,
кожаный, шерстяной, соловьиный, вещественный,
ветреный, безветренный, клюквенный.
Этап 2. . В качестве закрепления изученного
на предыдущем уроке материала можно
провести грамматическую работу со сложноподчиненным
предложением. Один ученик записывает
примеры с придаточной степени, другой
– с придаточной образа действия:
1) Было светло так, что
всякий камушек, соломинка были
видны на дороге. (Л.Толстой)
2) Как аукнется, так и откликнется.
3) В этот миг я разумом
слабею / И в сердце чувствую такой прилив
любви, /
Что не могу молчать, не стану,
не умею. (Фет)
4) Его шипучая волна / Так
тяжела и так плотна, / Как будто в берег
бьет чугун. (Фет)
Этап 3. Изучение нового
материала. Материал для наблюдения:
1) Когда шуршат в овраге
лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной,
/
Слагаю я веселые стихи / О жизни
тленной, тленной и прекрасной. (Ахматова)
2) Едва редела ночи мгла, / Людмила к водопаду
шла / Умыться хладною струею. (Пушкин)
3) Пока не требует поэта
/ К священной жертве Аполлон, / В заботы
суетного света / Он малодушно погружен. (Пушкин)
4) Ведет дорога длинная
/ Туда, где быть должна / Муравия,
старинная муравская страна.(Твардовский)
5) Где гнутся над омутом
лозы, / Где летнее солнце печет,
/ Летают и пляшут стрекозы, / Веселый
ведут хоровод. (А.К. Толстой)
Анализируем примеры по уже
знакомой схеме: определяем главную часть
и придаточную, ставим вопрос к придаточной
части, определяем, к чему она относится
и чем присоединяется, после чего делаем
выводы и даем определения сложноподчиненным
предложениям с придаточными места и времени.
Здесь, анализируя примеры, обращаем внимание
учеников на свободное положение придаточной
части по отношению к главной. Это один
из основных критериев различения расчлененных
и нерасчлененных конструкций, то есть
таких предложений, в которых придаточная
часть относится либо к одному слову в
главной части, либо ко всей главной части.