Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:57, реферат
Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д. Главным понятием риторики является оратор (от латинского "огаге" - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни "audire" - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.
Введение…………………………………………………………………….......…3
1. Оратор и его аудитория……………………………………………..………....4
1.1 Контакт оратора с аудиторией………………………………………...........4
1.2 Секреты ораторского выступления перед аудиторией. ……………......…7
2. Культура ораторской речи. ……………………………………………....…...10
2.1 Роды и виды ораторской речи. ……………………………...…………….10
2.2 Функциональные стили литературного языка в ораторской речи……...21
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..…..30
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия
им. В. Я. Горина
Кафедра педагогики,
психологии и профобучения
Реферат
по русскому языку и культуре речи на тему:
«Оратор и его аудитория»
Выполнил: студент группы 051204 экономического факультета
Проверил: старший преподаватель
Анисимова Н.И.
п. Майский 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Оратор и его аудитория……………………
1.1 Контакт оратора с
аудиторией……………………………………….....
1.2 Секреты ораторского
выступления перед аудиторией.
2. Культура ораторской речи. ……………………………………………....…..
2.1 Роды и виды ораторской речи. ……………………………...…………….10
2.2 Функциональные стили
литературного языка в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современное общество характеризуется
интенсивным развитием речевых
коммуникаций. Техника рождает новые
формы речевой связи, следствием
чего становится появление не только
новых видов и жанров общения,
но и новых учебных
Главным понятием риторики
является оратор (от латинского "огаге"
- говорить). Люди, к которым обращены
его слова, составляют аудиторию (по
латыни "audire" - слышать). Оратор и
аудитория в процессе публичного
выступления взаимодействуют
Когда оратор говорит перед
аудиторией, им, как правило, движут
два желания: поделиться своей мыслью
и передать чувства, им испытываемые.
Сочетание мысли и чувства, рационального
и эмоционального элементов речи
составляют суть ораторского искусства.
Противоречия здесь нет. Оба этих
элемента в ораторской речи правомерны.
Дело в том, что человеческое мышление
осуществляется в двух формах: логической
и образной, им соответствуют две
разновидности познания - наука и
искусство, и они взаимно дополняют
здесь друг друга. В этой связи
ораторская речь представляет собой
своеобразный вид эмоционально-
Каждый оратор стремится «завоевать аудиторию» — привлечь ее внимание и удерживать его на протяжении всего выступления. Однако как этого добиться? Если читать речь «по бумажке», лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушателей невозможно. Следить за такой речью, как бы содержательна она ни была, очень трудно. Между «оратором», а точнее тем, кто озвучивает заранее написанный текст, и аудиторией возникает незримая стена, и контакт со слушателями невозможен.
Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать. Начинающему оратору очень трудно добиться коммуникативности, получить так называемый эффект живой реакции аудитории. Однако этому нужно учиться.
Известны риторические приемы, помогающие оратору достичь эффекта общения со слушателями. Выступающий старается придать своей речи «разговорность», используя для этого различные способы: непосредственное обращение к слушателям; эмоциональность, экспрессивность высказываний; особый разговорный синтаксис — вопросы, восклицания, неполные предложения, вводные слово и словосочетания, вставные, присоединительные конструкции, прямую речь, короткие, преимущественно односоставные предложения.
Иногда высказывается мнение, что оратор должен «перейти на разговорный стиль речи», но с этим согласиться нельзя. При публичном выступлении нет условий, определяющих обращение к разговорному стилю (неофициальность обстановки, «равноправие» говорящего и собеседника, неподготовленность речи, ее подлинная диалогичность). В применении к ораторской речи говорят лишь о «скрытой форме диалога», точнее различных приемах диалогизации речи с целью вызвать сопереживание слушателей. Используемые оратором стилистические приемы, придающие речи особую выразительность, лексика и фразеология выступления, наконец само его содержание не укладываются в разговорный стиль. Но искусство публичного выступления в том и заключается, что оратор имитирует разговорность, создавая у слушателей впечатление живого общения. Для этого он обращается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.
Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории.
Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора - непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, - пишет Л.К. Михальская. - Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию по глазам, следите за тем, чтобы, но смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Тикая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним».
Придет на помощь оратору и голосовой контакт, который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него. Однако оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, охватывая все большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.
Установив контакт со слушателями, опытный оратор следит за тем, чтобы не утратить его, контролирует реакцию аудитории: не появились ли признаки утомления, ослабления внимания слушателей. Заметив это, уверенный в себе оратор может сделать замечание кому-нибудь в зале. Например, по воспоминаниям поклонников ораторского искусства П.Ф. Лесгафта, собиравшего на свои популярные лекции многочисленную аудиторию, он внимательно всматривался в лица слушателей и, заметив чей-то отсутствующий взгляд, мог позволить себе непосредственно обратиться к нему со словами: «Что, милостивый государь, отсутствуете? Не о том думаете?...»
Однако подобные замечания может делать лишь оратор, пользующийся признанием и любовью слушателей, с которыми он встречается не первый раз. Более проверенный и надежный способ вернуть внимание слушателей — эмоциональная разрядка. Оратор вспоминает какой-нибудь смешной случай из жизни, парадокс, афоризм, пословицу, «притягивая» их к развитию темы; делает «лирическое отступление», рассчитанное на обострение внимания аудитории; рассказывает веселый анекдот, вызывая смех в зале. Все это помогает поддержать затухавшую было коммуникативность и продолжать речь.
Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.п.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.
Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными. Например, из двух вариантов заглавий - «Борьба, с коррупцией» и «Кто берет взятки и как с этим бороться?» предпочтительнее второй. Заголовки могут быть призывными («Сплотимся против мафии!»), рекламными («Как похудеть без диеты и пилюль?»), но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей («Вступительные экзамены в Московский государственный университет печати», «Подготовка новой реформы русской орфографии и пунктуации»).
Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и, старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее по ведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.
Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования - гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.
Главная составляющая подготовки
и выступлению — поиск и
подбор материала. Даже если оратор хорошо
знает тему предстоящего выступления,
он все равно готовится к нему:
просматривает специальную
Изучив хорошо материал,
обычно пишут либо полный текст выступления,
либо его конспект, либо тезисы или
план, который лучше сделать
На листке для такой «шпаргалки» можно выделить большие поля и на них записать ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; здесь же можно «подсказать» себе афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.
В процессе подготовки к
выступлению рекомендуется
Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Есть целая наука о символическом значении жестов, и мы практически освоили значение того или иного движения рук (приветствие, призыв ко вниманию, согласие, отрицание, неприятие, угроза, прощание и т.п.), поворотов головы и т.д. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное — они должны быть мотивированы содержанием речи.
На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.
Мастерство публичного выступления
приходит с опытом. И все же надо
знать главные «секреты»