Оратор и его аудитория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д. Главным понятием риторики является оратор (от латинского "огаге" - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни "audire" - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......…3
1. Оратор и его аудитория……………………………………………..………....4
1.1 Контакт оратора с аудиторией………………………………………...........4
1.2 Секреты ораторского выступления перед аудиторией. ……………......…7
2. Культура ораторской речи. ……………………………………………....…...10
2.1 Роды и виды ораторской речи. ……………………………...…………….10
2.2 Функциональные стили литературного языка в ораторской речи……...21
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..…..30

Файлы: 1 файл

Оратор и его аудитория.docx

— 56.68 Кб (Скачать файл)

В жизни народа полвека  — мгновение. Сохранить жизненность  могут лишь государственные учреждения, сознающие это и дорожащие  связью с прошлым и преданиями, которые придают этим установлениям историческую ценность. В этом отношении земский отдел особенно счастлив.

Отдел зародился в атмосфере  великодушных чувств и в минуту яркого поднятия народного самосознания. В  нем живы воспоминания величайшей реформы  минувшего столетия, в его рядах  служили сподвижники великих  деятелей освобождения крестьян. Казалось, данный тою эпохой импульс к усиленной  работе отразился на всей дальнейшей работе отдела. Действительно, нельзя не признать громадный труд отдела по устройству на необъятном пространстве России быта различных разрядов сельских обывателей, по разработке узаконений в развитие и дополнение акта 19 февраля...

Будем же верить, что и  в наши дни Земский отдел сослужит Государю ожидаемую от него службу и внесет в общегосударственную  работу свою долю воодушевленного труда». Эта речь относится к социально-бытовому красноречию, посвящена юбилею Земского отдела, т. е. речь юбилейная, торжественная, панегирик. В ней рассказывается об истории создания отдела, направлениях его работы, результатах этой работы.

Духовное (церковно-богословское) красноречие — древний род  красноречия,  имеющий богаты опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием

После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусском культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие  дидактическое, или учительное, которое  преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает паука о христианском церковном проповедничестве — гомилетика.

Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского  Даниила (XVI в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты — какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не рассыпал враг добродетели твой и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил —- кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой -- злопамятством, в третий — пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще — клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь, — все прилагаешь к старым грехам новые грехи.

Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить  ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным  это станет — не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи».

Замечательные образцы духовного  красноречия – «Слово о законе и благодати» Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.). митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Московского Филарета (XIX а), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (ХХ в.). митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.)

Приведем отрывок из слова  митрополита Крутицкого и Коломенского Николая «Чистое сердце», сказанного им в церкви Даниловского кладбища города Москвы «Чистое сердце - это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце - это хранитель благодати Снятого Духа, место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце - это та брачная одежда, о которой говорит Господь в Своей притче; и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы и вечной жизни

С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной  Землей: на земле растут деревья, богатые  своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина  произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом и нам  приятно вдыхать аромат цветов. Еще  более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца. Легко представить  перед своим духовным взором преподобного Серафима Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь — сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему — у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятия. И кто даже издали видел его — на всю жизнь сохранил в своем сердце прекрасный светлый образ праведника-старца. Это носитель чистого сердца».

Как видим, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той  степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы  готовятся к выступлению, хотя и  в разной степени. Это зависит  от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и  ситуации, в которой произносится речь. Одно дело — речь на форуме или  конференции, а другое — на митинге: разные формы речи, разное время  произнесения.

    1. Функциональные стили литературного языка в речи оратора

 

Живое словесное общение  — это наука и искусство. Они  представляют собой две стороны  медали. И только во взаимодействии, в соединении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. Богатый запас активной лексики, прекрасный голос, бойкая речь еще не означают, что человек владеет  техникой выступления. «Умеет говорить человек тот, — подчеркивал А. В. Луначарский, сам прекрасный оратор, — кто может высказать свои мысли с полной ясностью, выбрать  те аргументы, которые особенно подходящи  в данном месте или для данного  лица, придать им тот эмоциональный  характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен». И  далее: «Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания  ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть  аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно  на весь его организм путем возбуждения  в нем соответственных чувств, этот человек обладает в полной мере речью».

Как видим, в основе действенной  речи лежат ясные аргументы. И  не просто аргументы, а такие, выбор  которых мотивирован ситуацией  общения и составом аудитории. Эти  аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально. Только тогда они могут быть убедительными.

Известный исследователь  языка В. В. Виноградов считал, что  «ораторская речь — синкретический жанр. Она — одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь — особая форма  драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа». Он подчеркивал, что ораторская речь — это подготовленная речь, подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики, а поскольку она  предназначена для сценического представления (термин, конечно, здесь весьма условный), то она имеет художественную и эстетическую направленность. «Особенный интерес представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории или. по крайней мере, рассчитанные на нее. такие, как публичные лекции, религиозные проповеди, речи политические и судебные. В соответствии с обстановкой в них своеобразно деформирована интонационная структура, которая являет сложную ориентировку повествовательных форм эмоционально-напряженными обращениями, вопросами и увещаниями, отрешенными от привычных форм говорения, хотя ориентирующимися на них».

Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые  оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль  от всех других. Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений, основная его функция — информативная (передача информации): для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного расположения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложносокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, отыменных предлогов, преобладание прямого порядка слов и т. д. Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики; в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных, синтаксис логизированный, книжный, фраза отличается грамматической и логической полнотой и т. д. Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции — сообщение, и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности, широко используются общественно-политическая лексика, стилистически окрашенные средства, метафоры с оценочным значением, разговорные и просторечные фразеологизмы и лексика; нередко часть лексики актуализируется, приобретает новые смысловые оттенки; используются средства экспрессивного синтаксиса, элементы разговорной речи и т. д. Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; в этом стили наиболее широко представлены все структурные стороны языка словарный состав во всем его семантическом богатстве, со всеми прямыми и переносными значениями слов; грамматический строй со сложной и разветвленной системой морфологических форм и синтаксических типов

В процессе подготовки и  произнесения постоянно возникает  внутреннее противоречие между книжной  речью, поскольку выступление тщательно  готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь, точнее - литературно-разговорный подстиль. Такие выступления являются частично или полностью своеобразном подготовленной импровизацией (если. конечно, речь не читается) и выражением спонтанной устном речи, с импровизационной, спонтанной манерой изложения. Уже сама работа над речью и с речью приводит к отходу от строгой книжности. Степень  книжности или разговорности  зависит от индивидуальных навыков  оратора.

Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также влияет на речь. Представляет интерес высказывание А. В. Луначарского: «...Каждое слово  после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того ближнего, к которому я обращался с речью. Но у нас нет никаких гарантий того, что слово, как объективное явление в субъекте людей, к которым мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что оно находит именно тот резонанс, которого мы хотим... Следовательно, нам нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душе тех, к кому слово обращено». Замечательные слова. Речь влияет на слушателей интеллектуально и эмоционально. Но влияет лишь в том случае, если выступающий хорошо знает психологию аудитории и учитывает ее. Искусство речи глубоко психологично и глубоко социально. И многое зависит от того, каким языком мы говорим. Конечно, сухая книжная речь обладает незначительной силой воздействия. Именно «устность» речи и делает ее доходчивой, оказывает положительное влияние на слушателей. Вот мнение по этому поводу известного лингвиста А. М. Пешковского «Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи — вид. который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную». Действительно, оратор постоянно находится между Сциллой и Харибдой, между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той. и с другой стороны. Книжность и разговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора Сильная книжность сушит речь. Разговорность может опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообщения. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания.

Так что же такое разговорный  стиль? Он противопоставлен книжным  стилям, обслуживает сферу бытовых  и профессиональных (но только не подготовленных, неофициальных) отношений; основная его  функция — общение; проявляется  в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую  речь. Его лексика и фразеология  характеризуется наличием большого пласта общеупотребительных, нейтральных  слов, разговорных слов, имеющих  эмоционально-экспрессивную и оценочную  окраску, разговорной фразеологии. Синтаксис — преобладанием простых  предложений, сложносочиненных и бессоюзных, экспрессивных: восклицательных, побудительных, вопросительных и т. д. В ораторской речи происходит своеобразная контаминация этих стилей, книжных и разговорного.

Информация о работе Оратор и его аудитория