Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:57, реферат
Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д. Главным понятием риторики является оратор (от латинского "огаге" - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни "audire" - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.
Введение…………………………………………………………………….......…3
1. Оратор и его аудитория……………………………………………..………....4
1.1 Контакт оратора с аудиторией………………………………………...........4
1.2 Секреты ораторского выступления перед аудиторией. ……………......…7
2. Культура ораторской речи. ……………………………………………....…...10
2.1 Роды и виды ораторской речи. ……………………………...…………….10
2.2 Функциональные стили литературного языка в ораторской речи……...21
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..…..30
В жизни народа полвека — мгновение. Сохранить жизненность могут лишь государственные учреждения, сознающие это и дорожащие связью с прошлым и преданиями, которые придают этим установлениям историческую ценность. В этом отношении земский отдел особенно счастлив.
Отдел зародился в атмосфере великодушных чувств и в минуту яркого поднятия народного самосознания. В нем живы воспоминания величайшей реформы минувшего столетия, в его рядах служили сподвижники великих деятелей освобождения крестьян. Казалось, данный тою эпохой импульс к усиленной работе отразился на всей дальнейшей работе отдела. Действительно, нельзя не признать громадный труд отдела по устройству на необъятном пространстве России быта различных разрядов сельских обывателей, по разработке узаконений в развитие и дополнение акта 19 февраля...
Будем же верить, что и в наши дни Земский отдел сослужит Государю ожидаемую от него службу и внесет в общегосударственную работу свою долю воодушевленного труда». Эта речь относится к социально-бытовому красноречию, посвящена юбилею Земского отдела, т. е. речь юбилейная, торжественная, панегирик. В ней рассказывается об истории создания отдела, направлениях его работы, результатах этой работы.
Духовное (церковно-богословское) красноречие — древний род красноречия, имеющий богаты опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием
После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусском культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.
Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает паука о христианском церковном проповедничестве — гомилетика.
Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского Даниила (XVI в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты — какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не рассыпал враг добродетели твой и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил —- кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой -- злопамятством, в третий — пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще — клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь, — все прилагаешь к старым грехам новые грехи.
Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить ни в чем один только день; вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это станет — не грешить и, уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи».
Замечательные образцы духовного красноречия – «Слово о законе и благодати» Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.). митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Московского Филарета (XIX а), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (ХХ в.). митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.)
Приведем отрывок из слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая «Чистое сердце», сказанного им в церкви Даниловского кладбища города Москвы «Чистое сердце - это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце - это хранитель благодати Снятого Духа, место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце - это та брачная одежда, о которой говорит Господь в Своей притче; и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы и вечной жизни
С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной Землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца. Легко представить перед своим духовным взором преподобного Серафима Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь — сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему — у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятия. И кто даже издали видел его — на всю жизнь сохранил в своем сердце прекрасный светлый образ праведника-старца. Это носитель чистого сердца».
Как видим, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.
Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело — речь на форуме или конференции, а другое — на митинге: разные формы речи, разное время произнесения.
Живое словесное общение
— это наука и искусство. Они
представляют собой две стороны
медали. И только во взаимодействии,
в соединении того и другого возможно
процветание той части
Как видим, в основе действенной речи лежат ясные аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально. Только тогда они могут быть убедительными.
Известный исследователь языка В. В. Виноградов считал, что «ораторская речь — синкретический жанр. Она — одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь — особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа». Он подчеркивал, что ораторская речь — это подготовленная речь, подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики, а поскольку она предназначена для сценического представления (термин, конечно, здесь весьма условный), то она имеет художественную и эстетическую направленность. «Особенный интерес представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории или. по крайней мере, рассчитанные на нее. такие, как публичные лекции, религиозные проповеди, речи политические и судебные. В соответствии с обстановкой в них своеобразно деформирована интонационная структура, которая являет сложную ориентировку повествовательных форм эмоционально-напряженными обращениями, вопросами и увещаниями, отрешенными от привычных форм говорения, хотя ориентирующимися на них».
Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи
Стили, выделяемые в соответствии
с основными функциями языка,
связаны с той или иной сферой
и условиями человеческой деятельности.
Они отличаются системой языковых средств.
Именно эти средства образуют определенную
стилевую окраску, отличающую данный стиль
от всех других. Официально-деловой стиль обслуживает
сферу официальных деловых отношений,
основная его функция — информативная
(передача информации): для него характерно
наличие речевых клише, общепринятой формы
изложения, стандартного расположения
материала, широкое использование терминологии
и номенклатурных наименований, наличие
сложносокращенных слов, аббревиатур,
отглагольных существительных, отыменных
предлогов, преобладание прямого порядка
слов и т. д. Научный стиль обслуживает
сферу научного знания; основная его функция
— сообщение информации, а также доказательство
ее истинности; для него характерно наличие
терминов, общенаучных слов, абстрактной
лексики; в нем преобладает имя существительное,
немало отвлеченных и вещественных существительных,
синтаксис логизированный, книжный, фраза
отличается грамматической и логической
полнотой и т. д. Публицистический стиль обслуживает
сферу общественно-экономических, социально-культурных
и других общественных отношений; основные
его функции — сообщение, и воздействие;
в этом стиле используются все языковые
средства; для него характерна экономия
языковых средств, лаконичность и популярность
изложения при информативной насыщенности,
широко используются общественно-политическая
лексика, стилистически окрашенные средства,
метафоры с оценочным значением, разговорные
и просторечные фразеологизмы и лексика;
нередко часть лексики актуализируется,
приобретает новые смысловые оттенки;
используются средства экспрессивного
синтаксиса, элементы разговорной речи
и т. д. Художественно-
В процессе подготовки и
произнесения постоянно возникает
внутреннее противоречие между книжной
речью, поскольку выступление
Стремление оратора
Так что же такое разговорный
стиль? Он противопоставлен книжным
стилям, обслуживает сферу бытовых
и профессиональных (но только не подготовленных,
неофициальных) отношений; основная его
функция — общение; проявляется
в устной форме; имеет две разновидности:
литературно-разговорную и