Оратор и его аудитория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д. Главным понятием риторики является оратор (от латинского "огаге" - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни "audire" - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......…3
1. Оратор и его аудитория……………………………………………..………....4
1.1 Контакт оратора с аудиторией………………………………………...........4
1.2 Секреты ораторского выступления перед аудиторией. ……………......…7
2. Культура ораторской речи. ……………………………………………....…...10
2.1 Роды и виды ораторской речи. ……………………………...…………….10
2.2 Функциональные стили литературного языка в ораторской речи……...21
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………..…..30

Файлы: 1 файл

Оратор и его аудитория.docx

— 56.68 Кб (Скачать файл)

Интересны наблюдения над  стилем лекций И. П. Павлова. Эти лекции, естественно, обладают всеми чертами, присущими научному стилю: логической строгостью, объективностью, последовательностью  в изложении мысли, точностью  формулировок, использованием научных  синтаксических стандартов. Некоторые  части речи ученого построены  строго научно: «Основным исходным понятием у нас является декартовское понятие, понятие рефлекса. Конечно, оно вполне научно, гак как явление, им обозначаемое, строго детерминируется. Это значит, что в тот или  другой рецепторный нервный прибор ударяет тот или другой агент  внешнего мира или внутреннего мира организма. Этот удар трансформируется в нервный процесс, в явление  нервного возбуждения».

Данный отрывок отличается четкими синтаксическими построениями, наличием терминологической и абстрактной  лексики, множеством готовых, устойчивых словосочетаний (типа: подвергнуть  эксперименту, врачебные мероприятия), лекторского «мы», небольшой экспрессивной окрашенностью, использованием в первую очередь логических средств воздействия и убеждения, объективным подходом к изложению и т. д.

И. II. Павлов очень старательно готовился к своим лекциям, тщательно отрабатывал их. Профессор II. А. Рожанский вспоминает: «Публично, устно и в печати Павлов выступал только после тщательной проверки. Всякую свою речь он предварительно так отделывал, что после выступления ее можно было сразу сдавать в печать. Я помню его выступление в Москве в 1913 г. в Обществе научного института. В то время я работал в Московском университете. Узнан о его приезде, я днем зашел к нему.… Как всегда, он был приветлив, просил меня прочесть вслух его собственную речь, которую он должен был сказать вечером. Когда я читал, он с вниманием следил за каждым словом, стараясь представить, как эту речь будут воспринимать слушатели. Вечером свою речь Павлов не читал, а говорил, однако, как мне показалось, почти слово в слово то, что я днем прочел в его написанной речи».

Ученый стремился быть понятным слушателям, стремился донести  до них в наиболее популярной, доступной  и действенной форме свои мысли. Профессор К. Л. Нейц - ученик И. П. Павлова, пишет: «Речь Ива на Петровича  была удивительно простой. Это была обычная разговорная речь, поэтому и лекция имела скорее характер беседы. Очень часто, как бы самому себе, он ставил вопрос и тотчас же отвечал на него...». В лекциях ученый широко пользовался средствами разговорного языка. Именно разговорная речь придаст лекциям И. П. Павлова яркость, образность, убедительность. Его выступления для широкой аудитории не только доказательны, но и обладают эмоционально-экспрессивной окраской, которая вносит в научную лекцию особый контраст. При перенесении разговорных элементов в научное изложение их стилистическая окрашенность выступает с наибольшей отчетливостью, они резко выделяются в научном стиле, создавая определенную эмоционально-экспрессивную тональность выступления.


 

Заключение

 

Таким образом, чтобы выполнить  свою задачу и донести до слушателя  слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных  знаний, умений и навыков, среди которых  важнейшими являются:

  • знания основных социальных и психолого-педагогических  особенностей процесса публичной речи;
  • умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
  • умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
  • безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
  • умение на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются  в результате упорного труда и  постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства  как сложного вида деятельности.

 

Список литературы

 

  1. Аннушкин В.И. Риторика / В.И. Аннушкин – Москва : «Дрофа» 2002 г. 195с.
  2. Головин Б. Н.. Основы культуры речи. М.: «Высшая школа» 1980г. 336с.
  3. Голуб И. Б.. Русский язык и культура речи. М.: «Логос». 2003г. 432с.
  4. Граудина Л. К.. Культура русской речи. М.: «Норма». 2000г.560с.
  5. Максимов В. Н.. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики». 2004г. 416с.

 


Информация о работе Оратор и его аудитория