Ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.
Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности к своей речи.

Содержание работы

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Законы риторики.
4. Функционально-смысловые типы речи.
5. Структура ораторской речи.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный  университет»

Факультет истории и международных  отношений

Кафедра связи с общественностью и рекламы

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Ораторская речь

 

 

 

 

 

Преподаватель:                                                                О.В. Юркина

Исполнитель:                                                            Студентка 536 группы  

                                                                                           А.В. Попова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

Сыктывкар 2011

 

Содержание:

Введение.

  1. Ораторская речь, как искусство слова.
  2. Роды и виды ораторской речи.
  3. Законы риторики.
  4. Функционально-смысловые типы речи.
  5. Структура ораторской речи.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ораторское, устное слово люди ценили во все  времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения  философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых  идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям  прогресса.

Оратор  обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные  вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться  на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести  людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает  в человеке духовность, благородное  движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь  гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину  своего интеллекта и страсть своей  души, действует на умы и сердца людей.

Демократия  предполагает открытость, гласность, широкие  ответственные дискуссии, публичные  выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении  духовного богатства жизни, в  объединении всех прогрессивных  сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это  требует от выступающего в разнообразных  аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем  знании материала и активном владении действительной речью – оружием  оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово  и предельной взыскательности к  своей речи.

Русские ораторы вписали яркие страницы в историю мирового красноречия. Блестящие речи политических деятелей и деятелей культуры прошлого и настоящего, многочисленные выдающиеся работы по теории красноречия – наше наследие, наше национальное богатство, достижение нашей цивилизации. Мы должны изучать  это богатство и активно овладевать им. Д.С.Лихачев справедливо заметил, что ценности прошлого должны стать  активными участниками жизни  настоящего, нашими боевыми соратниками, в произведениях гуманистических, человеческих в высшем смысле этого  слова культура не знает старения, мы открываем новое в старом. Лучшие произведения ораторского искусства  продолжают участвовать в жизни  человека, их продолжают читать, они  воздействуют на нас.

Речь  оратора передает его личность, его  индивидуальность, его духовность, его связь с политической и  культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей ярких ораторов показывает нам глубину и оригинальность из идей. Многообразие жанров и тематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли, языковые и  композиционные особенности их выступлений.

Сейчас  многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая  активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения  мастерства, конечно, необходимо изучать  теорию ораторского искусства, глубоко  анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.

1. Ораторская речь, как искусство  слова.

Античные  теории красноречия входят в золотой  фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия  необходимо, прежде всего, познакомиться  со взглядами древних риторов.

В древней риторической науке можно  назвать имена исследователей, которые  занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые  другие. Именно их теоретические изыскания  составляют ту платформу, на которой  основывались дальнейшие исследования.

Родиной красноречия считается  Древняя Греция, хотя ораторское искусство  знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античное Греции оно стремительно развивается, и  впервые появляются систематические  работы по его теории. В государстве  рабовладельческой демократии создалась  особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием  политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление – составление речей для нужд граждан. Появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.

Еще Платон – древнегреческий  философ – подчеркивал, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность. Эта  творческая деятельность, однако, требует  тщательной подготовки. Риторика (греч – ораторское искусство) – филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной  речи во всех отраслях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и  устной речи). Хорошему оратору необходимо много работать над самоусовершенствованием  и своими речами. По мнению Платона, он должен проходить особую школу  ораторского искусства, которая  научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. А Цицерон, римский теоретик, важнейшими условиями  для формирования настоящего оратора  считал не только природное дарование, но и, что самое важное, изучение ораторского искусства (теория) и  упражнения (практика). Поскольку теория красноречия – важное философско-психологическое  учение, утверждал Цицерон, она требует  е себе серьезного отношения.

Большую роль отводили слову  софисты, которые были риторами –  платными учителями философии и  ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова  и риторики. Софисты мастерски  владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало  высшей степенью античного образования.

Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, древнегреческий ритор  Горгий в «Похвале Елене» пишет: «Слово есть, велики властелин, которые, обладая  весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела, ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и страдание пробудить» (Лосев, 1969, 29). Такова, по мнению Горгия, сила слова. Но над словом красноречие требует огромного труда. Протагор прекрасно это разъясняет: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы. И рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или может быть, (иногда) они и не сердятся, т.к. они не достаточно проницательны» (Лосев, 1969, 30).

Такая высокая культура речи в широком понимании этого  термина не могла возникнуть сама по себе. Естественно, она стимулировалась  теоретическими разысканиями в области  ораторского искусства.

Основателем риторического  искусства считается Протагор. А.Ф.Лосев  пишет, что у Диогена мы находим  сообщение о разделении у Протагора  всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание.

Но самым главным представителем софистической риторики считают  Горгия. А.Ф.Лосев ссылается на Филострата, который отметил, что Горгий сделал очень много: «Он первый ввел этот вид образования, который готовит  ораторов, (специальное обучение) способности  и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения…» (Лосев, 1969, 34-35).

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над  культурой речи, наконец, речь –  это нечто индивидуальное, имеющее  своеобразные признаки, связанные с  учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией  человека, а семантика, значение слова  – с субъективными, индивидуальными  началами, духовным миром.

Как считает Платон, оратор не должен гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь  истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения  своего объекта, предмета речи «Тот, кто  намерен заняться ораторским искусством должен, прежде всего, определить свой путь в нем и уловить, в чем  признак каждой его разновидности» (Платон, т.2, 1970, 202).

По мнению Платона, искусство  оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее, разрозненные объекты речи и разделять  все на виды, на естественные составные  части, а также умение возводить  частное к общему и из общего получать частное.

Риторика, как всякое подлинное  искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное  состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много  работать над самоусовершенствованием  и речами. Рассуждения Платона  свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической  стороне речи, понимая совершенную  технику речи в тесной связи с  учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим  учением.

Большим культурным и научным  событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), который  значительно развил учение Платона  об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.

Аристотель считает, что  риторика – искусство, соответствующее  диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство  убеждения, которое использует возможное  и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается  недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим  осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного  характера говорящего, качества самой  речи, настроения слушателей. Уже в  учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие в  современных исследованиях.

Основываясь на своей философской  концепции, Аристотель в риторике много  места отводит индукции и дедукции, силлогизму и энтимеме (умозаключение, в котором не выражена одна посылка). Однако его риторика не ограничивается строгим достоверным знанием, а  использует нелогические, иррациональные моменты, что отражает многообразие жизненных ситуаций. Таким образом, риторика неразрывно связна с силлогистикой, которую следует понимать широко, т.е. выводы делаются не только относительно полной достоверности, но и относительно кажущегося возможного и вероятного бытия, что вытекало из самой философской  концепции Аристотеля.

Аристотель выделяет три  рода речей, которые возникли в результате развития социально-политической жизни  Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных – «склонять  или отклонять», судебных – обвинить или оправдать, эпидейктических  – хвалить или порицать.

Аристотель считает, что  оратор должен привести слушателей в  такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на роли в речи гнева, пренебрежения, милости, вражды и ненависти, страха и смелости, стыда, благодеяния (услуги), сострадания, негодования, зависти. Он говорит также  о воздействии речи на людей различных  возрастных и социальных групп, как  видим, философ намечает разработку проблем психологии воздействия  на различные группы слушателей.

Временем Платона и  Аристотеля в истории греческой  культуры заканчивается период классики. Со второй половины IV в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическая  риторика анализировала большое  число стилистических явлений. Она  изучала сочетания слов, разрабатывала  учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей. В некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим увлечение  риторизмом изысканностью выражений, сложными образами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азиатским стилем» по месту его  возникновения и процветания  Малой Азии. Азиатский стиль изучали  Гермоген, Феодор Годарский (учитель  Тиберия), анонимный автор, именовавшийся  Лонгином, который написал трактат  «О возвышенном». Представители этого  стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.

Информация о работе Ораторская речь