Ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.
Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности к своей речи.

Содержание работы

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Законы риторики.
4. Функционально-смысловые типы речи.
5. Структура ораторской речи.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

Использование стилистических элементов зависит от вида, темы и целей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законы риторики

Кроме того, для того чтобы  быть понятым, надо соблюдать законы формальной логики.

Первый закон  логики - закон тождества - гласит: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание», т.е. во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим.

Второй закон, сформулированный Аристотелем, - закон противоречия: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Разделяют два вида противоречий: противоречие в природе и обществе и противоречие в рассуждениях (логическое противоречие).

Третий - закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное. Если в речи сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое - ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Чтобы выделить основные положения  в выступлении, используют указательные (дейктические) элементы, которые связывают  различные части. Выделяют три вида связи частей текста выступления: когезию, ретроспекцию, протекцию.

Когезия - это виды сцепления, которые обеспечивают взаимосвязи отдельных частей и их последовательность и позволяют запомнить содержание речи, глубже проникнуть в суть поставленных проблем. Она реализуется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, итак, повтора основной информации. Например: «Основное внимание в теории и практике обеспечения безопасности применения информационных систем сосредоточено на защите от злоумышленных разрушений, искажений и хищений программных средств и информации баз данных... Таким образом, возникли и развиваются методы и средства обеспечения внешней безопасности функционирования ИС в процессе разработки и эксплуатации...»

Ретроспекция - форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации. Она реализуется с помощью вводных конструкций: «как вы помните», «как мы знаем» и т.д. или с помощью риторических вопросов или восклицаний.

Протекция - элемент речи, относящий информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях. Ее основными средствами являются вопрос к самому себе, мини-оглавление, когда показываются свойства явления, потом они же подробно объясняются.

Очень трудно уловить смысл  высказывания оратора, если он говорит  длинными сложными предложениями, в  которых много придаточных. Каждой новой мысли должно соответствовать  новое предложение. Необходимо использовать активные, а не пассивные конструкции («Я сделал», а не «Мною было сделано»), сложносочиненные предложения. Необходимо избегать большого количества вводных слов, это ведет к эффекту неопределенности, сомнения.

Чтобы выступление было убедительным, способствовало созданию особой атмосферы, дружелюбного доверительного настроя, необходимо использовать изобразительно-выразительные  средства языка. В России ораторы  традиционно использовали эмоциональную  лексику, экспрессивные средства выражения  мысли, богатый словарный запас  русского языка.

К риторическим средствам  выражения относятся: пример, сравнение, образ, рассказ, повтор, разъяснение, рафинирование (обобщающий повтор), призыв, цитирование, перекрещивание, повышение напряжения, антитеза (противопоставление), промедление, неожиданность, предуведомление, игра слов, намек, описание (парафраза), преувеличение (гипербола), парадокс, вставка, постановка возражения, риторический вопрос, переименование (синекдоха).

Так с помощью наглядных  примеров и сравнений сложное  становится простым и доступным. А рассказ о каком-либо личном событии или описание исторического  факта запоминаются, как правило, надолго и служат ключом к речи. Промедление возбуждает любопытство  слушателя так же, как и предуведомление («Я расскажу вам об этом позднее...). Сравнения позволяют точнее выразить мысль, сделать ее более доходчивой.

К лексическим  средствам выразительности относятся тропы (греч. поворот) - употребление слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них неизвестные, новые смысловые оттенки.

Например: гипербола - образное преувеличение, олицетворение - одушевление, неодушевленного, эпитет - образное определение, сравнение - сопоставление двух предметов или явлений, метафора - перенос свойств одного предмета на другой, аллегория - выражение отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещенного в определенный сюжет, перифраза (парафраз) - замена однословного наименования лица или реалии описанием его черт, признаков, аллюзия - ссылка на какой-либо мифологический, литературный, исторический факт. Также к ним относятся фразеологизмы - устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, отражающим специфику языка.

К синтаксическим средствам  выразительности относятся фигуры (лат. очертание, оборот речи): риторический вопрос - утверждение или отрицание в форме вопроса, которое содержит ответ; повтор - повторение с целью выделения существенного; антитеза - противопоставление; инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении; градация - расположение слов, при котором каждое последующее превосходит по интенсивности предыдущее, и др.

Кроме того, существуют фигуры, связанные с изменением объемов текста. Среди них фигуры прибавления: анафора - повтор слов в начале отрезков речи; эпифора - повтор в конце отрезков речи, эпифора фиксирует следствие, неизбежность; стык - повтор слов на границах отрезков речи; кольцо - отрезок речи, который одинаково начинается и одинаково заканчивается; многосоюзие - повтор союза передает замедленность действия, торжественность; геминация - двукратный повтор; синтаксический параллелизм - повтор однотипных синтаксических конструкций.

Фигуры убавления основаны на пропуске речевых единиц, что придает речи выразительность, энергичность. Это эллипсис - обычно пропуск сказуемого, внезапный обрыв высказывания, инверсия - нарушение обычного порядка слов и др.

Также не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых  для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно представиться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступления следуют  речевые формулы приветствия  и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «Закончить выступление», «Обратить ваше внимание».

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рассчитанное на небольшую  аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство  рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Функционально-смысловые типы речи.

Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку  в процессе мышления человеку свойственно  отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в  различных функционально-смысловых  типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Монологические типы речи строятся на основе отражения  мыслительных диахронических, синхронических, причинно-следственных процессов. Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование  – информацию о развивающихся  действиях, монологическое описание –  информацию об одновременных признаках  объекта, монологическое рассуждение  – причинно-следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и  от концептуального замысла оратора, чем обусловлено включение или  невключение того или иного смыслового типа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана  стремлением оратора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление  и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамический характер. При этом в  различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных  типов, ибо в реальности все они  смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.

Повествование – это динамический функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся  во временной последовательности действиях  или состояниях и имеющий специфические  языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. Этот тип  речи, в отличие от описания, динамичен, поэтом в нем могут постоянно  меняться временные планы.

К данному типу прибегают  в том случае, если требуется подтвердить  высказанные оратором положения  конкретными примерами или при  анализе некоторых ситуаций. Задача оратора – изобразить последовательность событий, с необходимой точностью  передать эту последовательность. Таким  образом, передается содержательно-фактуальная  информация, причем она облекается в разные формы. Во-первых, оратор может  говорить как участник событий, во-вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Оратор передает события, которые совершаются  как бы на глазах слушателей, или  вводит воспоминания о событиях, развивающихся  в прошлом.

Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное – это повествование  о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или  нескольких действующих лиц, например в судебной речи; обобщенное – о  конкретных действиях, но характерных  для многих ситуаций, типичных для  определенной обстановки, например в  научном изложении; информационное – сообщение о каких-либо действиях  или состояниях без их конкретизации  и детальной, хронологической последовательности; оно чаще всего имеет форму  пересказа о действиях субъекта или форму косвенной речи.

Повествование в речах  может быть построено по схеме  традиционного трехчасового членения, т.е. в нем есть своя завязка, вводящая в сущность дела и предопределяющая движение сюжета, развертывание действия и развязка, содержащая явную или  скрытую эмоциональную оценку события  оратором.

Обычно выделяют развернутое  и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся  действия или состояния. Неразвернутое  повествование или выражается отдельной  репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом контексте, выполняет роль введения к описанию или рассуждению.

Описание – это констатирующая часть, как правило, дающая статическую  картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах  объекта путем перечисления как  существенных, и несущественных его  признаков в данный момент.

Описание может быть двух видов: статическое и динамическое. Первое дает объект в статике, указанные  в речи признаки объекта, могут означать его временные или постоянные свойства, качества и состояния. Например, описание места, действия в судебной речи или описание объекта в политической речи. Реже встречается описание второго  вида; так, какой-либо опыт в научной  речи обычно предстает в развитии, динамике.

Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они  могут быть, к примеру, образными. Оратор, стремясь сообщить слушателям, необходимое количество информации, дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздавая определенную картину, что сближает речь с описанием  в художественной литературе.

Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные с  предметным значением вызывают целый  ряд ассоциаций.

В описании, как правило, употребляются формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Для  судебной речи наиболее типично использование  прошедшего времени, для академической  – настоящего.

Описания более или  менее однородны по своей синтаксической структуре. Как видно из предыдущих примеров, она обычно представляет собой перечисление опорных слов или слов, обозначающих признаки описывающего объекта, в прямом или переносном значении, что обуславливает перечислительную интонацию, в результате чего создается  целостный образ объекта.

В динамическом событийном описании изображаются относительно равноправные, законченные действия или факты  в виде сменяющихся частей, что  придает высказыванию перечислительный характер. Описание такого типа имеет  обозначенное начало и конец.

Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической  речи или места преступления в  судебной речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту  свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Чаще всего, конечно, оратор не скрывает своего отношения  к объекту, давая ему скрытую  или явную оценку.

Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором  исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми  логическими отношениями между  входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения  или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую  языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения и от смысла высказывания, и характеризуется причинно-следственными  отношениями. Он связан с передачей  содержательно-концептуальной информации.

В «Логическом словаре» Н.И.Кондакова  дается следующее определение: «Рассуждение – цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждением называется и ряд  суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые идут одно за другим, таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют  другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». При  рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Информация о работе Ораторская речь