Ораторская речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.
Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности к своей речи.

Содержание работы

Введение.
1. Ораторская речь, как искусство слова.
2. Роды и виды ораторской речи.
3. Законы риторики.
4. Функционально-смысловые типы речи.
5. Структура ораторской речи.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.21 Кб (Скачать файл)

Рассуждая, позволяют вовлекать  в процесс речи слушателей, что  приводит к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем  сообщается.

Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений  на какую-либо тему, изложенных в логически  последовательной форме, его цель –  выведение нового значения (чаще всего  вначале идет комментирующая часть, затем ключевая, или основная часть); доказательство, цель которого обоснование  истинности или ложности высказанных  положений (ключевая часть обычно предшествует комментирующей); объяснение, цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного  содержания, установление достоверности  суждений относительно какого-либо неясного дела (как правило, вначале также  идет ключевая часть, затем комментирующая). Приведем пример собственно рассуждения  из слова В.С.Соловьева, сказанного на могиле Ф.М.Достоевского: «Все мы сошлись  здесь ради общей нашей любви  к Достоевскому. Но если Достоевский  всем нам так дорог, значит, все  мы любим то, что он сам более  всего любил, что ему было всего  дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем бы приходить нам  сюда чествовать его кончину, если бы нам было чуждо то, ради чего он жил  и действовал? А любил Достоевский, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что все мы – род Божий, верил  в божественную бесконечную силу человеческой души, торжественную над  всяким внешним насилием и над  всяким внутренним падением». Начинается это рассуждение комментирующей частью: раскрываются причины, которые  привели всех на могилу; затем идет основная (ключевая) часть: каким был  Достоевский, во что он верил, и, следовательно, что побудило прийти с ним проститься.

Частным случаем рассуждения  являются общие места – отвлеченные  рассуждения, навеянные темой, речи, незакрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов  и положений. Это рассуждения  на общие темы, например, о честности  и порядочности, справедливости и  гуманности, об отношении к людям  и т.д.

Удачно выбранная общая  мысль служит одним из основных элементов  композиции и опорой для конкретного  материала; связь общих мест с  конкретным материалом повышает содержательную направленность речи. Таким образом, общие места есть вид рассуждения.

Итак, функционально-смысловые  типы речи в выступлении обычно чередуются, так или иначе сменяя друг друга, что создает особую композиционно-стилистическую динамику. Скажем, в академической  лекции может преобладать рассуждение, в речи юридической большое место  занимает описание и повествование.

Как мы видим, описание, повествование  и рассуждение имеют конструктивно-стилистические и смысловые различия, которые  обуславливают употребление этих типов  в речи.

В функционально-смысловом  отношении ораторская речь регламентирована и систематизирована; выбор того или иного функционально-смыслового типа зависит от объекта речи и  цели высказывания.

Ораторская речь по природе  своей полемична, поскольку она  отражает противоречия современной  жизни и коллизии общения.

Можно выделить два вида полемичности: имплицитную (или скрытую, внутреннюю) и эксплицитную (или  открытую, внешнюю). Первый вид полемичности проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных  слушателей или оппонентов, которые  могут быть в данной аудитории  или вне неё.

Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих  взглядов и опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда, когда оратор, стремясь высказать  свои взгляды, опровергает существующие, борется с воображаемым противником. О реальном – если оппонент персонифицирован, от его имени формулируются смыслы, подлежащие опровержению.

Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, может возникнуть полемика между  оратором и этим лицом, если последнее  публично выступает в защиту своих  взглядов. Полемика – это двухстороннее (многостороннее) публичное общение  ораторов, обмен мнениями, спор в  процессе обсуждения какого-либо вопроса  на собрании, конференции, а также  в печати в целях наилучшего решения  рассматриваемых проблем.

Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного  фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных  людей и т.д., основанную на этом строгую  аргументацию, а также эмоциональное  воздействие на слушателя, необходимые  в процессе убеждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Структура ораторской речи.

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы –  главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и  смысловых частей разной структуры  и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются  четкие смысловые связи, которые  отражают последовательность в изложении  мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у  слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.

Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет  говорить…, делает оговорку…, переходит  к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает  мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь  оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.

Композиция речи – это  закономерное, мотивированное содержанием  и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации  материала.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без  содержания нет и речи).

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение  всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление  целиком. Это и диктует принципиально  иное его построение по сравнению  с письменной речью. Связанность  ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость  отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить  отдельные ее фрагменты, расположенные  на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той  или иной степени связанные между  собой. Этот тип связи может, выражается различными повторами, словами, обозначающими  временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие  слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с  другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось в последствии.

Ретроспекция – это  форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться  на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим  информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая  содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь  речи с предыдущими речами).

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет  говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность  слушателю яснее представить  себе связь и взаимообусловленность  мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать  слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также  говорить и о своих будущих  выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

В заключение поговорим об этикетных речевых формулах, которые  входят в зачин и концовку речи. Этикет ораторской речи – это устойчивые специфические единицы общения, принятые в ораторской практике и  необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения  в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции  – поддержания контакта – указанные  речевые формулы выполняют функцию  вежливости, регулирующую функцию, благодаря  которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями  и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.

Чаще всего в речевом  этикете используют обращение. Распространены также приветствие аудитории, т.е. выражение дружеских чувств, дружеского расположения, доброжелательности. Следующая  группа – формулы «прощания» и  «благодарности за внимание». Выделяется также группа речевых клеше, относящихся  к знакомству. Оратор обязательно  должен быть представлен или должен представиться сам. В ораторской речи используется высокая, нейтральная  и эмоциональная тональность, т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный  контакт со слушателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Толковые словари определяют риторику как науку и искусство  красноречия, убеждения словом.

Риторика - это наука об искусстве публичного выступления.

Публичное выступление - это выступление оратора (в основном - монолог) непосредственно перед присутствующими.

Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и  имеет функционально-смысловые разновидности: монологическое повествование, монологическое описание и монологическое рассуждение. Применение отдельного типа речи связано  с желанием оратора яснее и  глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения.

В ораторской речи одновременно могут присутствовать различные  типы речи. И выбор определенного  типа речи зависит от цели высказывания и объекта высказывания, от сферы  ее применения. Например, в академической  речи чаще используются рассуждение, в  судебной - повествование, торжественной - описание.

Кроме того, для того чтобы  быть понятым, надо соблюдать законы формальной логики.

Первый закон  логики - закон тождества

Второй закон противоречия:

Третий - закон исключенного третьего:

Закон достаточного основания

Очень трудно уловить смысл  высказывания оратора, если он говорит  длинными сложными предложениями, в  которых много придаточных. Каждой новой мысли должно соответствовать  новое предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи.
  2. Виноградов С.И., Граудина Л.К., Даниленко В.П. Культура русской речи.
  3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления-М: Знание,1989г.
  4. Михайличенко Н.А. Риторика-М: Новая школа, 1994г.
  5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс,1995г.
  6. Головин Б.Н. Основы культуры речи-М. 1990г.
  7. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ораторская речь