Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:06, курсовая работа
Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости.
Многое изменилось в жизни животных с приходом зимы.
На берегу речки лес, в котором водится…. За лесом поле, где колосится…. В лесном озере водится…, а вокруг растет…. Под горой бьет…. В норе живет… За ней охотится… В лесу … Скоро наступит…
В методических рекомендациях говорится, что одним из самых распространенных приемов является озаглавливание картинок или текстов. Это упражнение направлено на формирование умения понимать тему и основную мысль.
Авторы рекомендуют сначала с помощью вопросов: "О чем рассказывает картинка (говорится в тексте)?" или "Что хотел показать художник (сказать автор)"? – выявлять тему или основную мысль текста, рисунка. Только после полученного от учеников ответа на поставленный вопрос предлагать озаглавливание, должно обязательной установкой: придумать такой заголовок, который бы точно передавал, о чём рассказывает картинка или текст (или: какую мысль хотел выразить автор).
Работа по озаглавливанию представлена в комплекте очень последовательно. Сначала внимание детей акцентируется на основных критериях выбора заголовков (соответствия названия теме или главной мысли), затем раскрываются дополнительные критерии (краткость, яркость).
Спасен!
Весной разлилась река. Она затопила луга и лес.
Охотник направлял лодку к маленькому островку. Вдруг он заметил в воде головку зверька. Да это заяц! Как хорошо он плывёт! Но до берега еще далеко. Доплывёт или нет? Охотник схватит зайца за уши и втащил в лодку.
Дед сидел на пеньке спиной ко мне. Вот он взял свою кленовую дудочку и заиграл. Он играл, как будто напевал грустную песенку.
Ледоход. Тает лед.
Он по речке плывет.
Он от солнышка бежит, он ныряет и дрожит.
(Е. Аксельрод)
Ты любишь весну? Радостное это время года. Скоро начнет таять снег. Все оживет и будет готовится ко встрече с теплом,солнцем. К нам полетят птицы. Обычно первый вестник весны - грач.
На бескрайние поля и маленькие полянки лег снег. Они стали гладкой чистой страницей гигантской книги. На таких белых зимнихстраницах рассказывают о своей нелегкой жизни звери и птицы.
Вдруг видим - белка! Села на задние лапки и смотрит. А потом прыг на дерево.
Я делала уроки. Но вот пришла мама и говорит:
Снежок пошел!
Я побежала к окну. В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчелы. Они принесли с собой зиму! Я очень обрадовалась приходу зимы!
1. Ура! Первый снег! 3. Зима идет.
2. Первый снег. 4. Снег.
Прочитай. Найди слова, которыми лучше всего озаглавить этот отрывок. Внеси их в заглавие.
Также дается такое задание, которое развивает речь детей:
Работа по систематизации и последовательности изложения сведений в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко построена с учетом современных тенденций в методике развития речи. Часто встречающиеся во многих учебниках упражнения по собиранию рассыпанного предложения здесь предлагается выполнять не на интуитивном уровне, а осознанно с опорой на теоретические сведения об актуальном членении предложения. Для этого организуются наблюдения за возможным порядком слов в составленном предложении, предлагается контекст, выводится способ действия по собиранию рассыпанного предложения.
Во втором классе учащимся вводится памятка:
1. В предложении мы выражаем мысль, чувство, о чём-то и что-то сообщаем, спрашиваем.
2. Располагаем слова и связываем их между собой так, чтобы было понятно: о чём и что мы хотим сказать.
Чтобы сказать о чём-то подробнее, к предложению, которое служит для выражения мысли добавляют другие предложения и строят текст. Но каждое предложение должно не только соответствовать теме и главной мысли. Оно ещё и своим построением должно помогать читателю понимать развитие мысли. Предложения в тексте должны быть связаны между собой.
Связать предложение с теми, которые идут до него, позволяет порядок слов (4 класс).
1. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. (шляпа, лежать, на, самый, край, комода)
2. Миша подставил к буфету стул, залез на него и открыл дверцы. (сахарница, стоять, буфет, в)
Чтобы лучше связать вторые предложения с первыми, воспользуйся секретом их построения и нашей помощью. Цифрами покажи нужный порядок слов, а потом составленные предложения запиши.
В учебниках третьего класса дети знакомятся с тремя типами текста.
Проследим на примерах, какой материал предлагается учащимся:
1.О предметах можно говорить по-разному. Предмет можно оценивать: высказывать о нём своё мнение. Можно сообщать о признаках предмета: описывать его. Можнорассказывать о действиях предмета: повествовать о нём.
2.В речи мы создаём разные тексты. Когда мы хотим сказать о действиях предмета, которые выполняются одно за другим, мы создаём повествование. Когда мы говорим о признаках предмета, то создаём описание предмета. Когда хотим коротко высказать своё мнение о предмете, то обычно строим предложение со значением оценки.
3.Чтобы снять на плёнку текст-повествование, оператору нужно сделать несколько кадров – столько, сколько действий совершается
одно за другим. Текст-описание можно передать в одном кадре, сняв все при-
знаки предмета одновременно. Мнение о предмете, его оценку на плёнку снять нельзя.
В учебниках четвёртого класса большое внимание уделяется тексту-рассуждению. Учащиеся знакомятся со структурой рассуждения, видами рассуждения (рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление). В теме «Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем» предлагаются упражнения на определение типа текста, сочинение текстов разных типов. Например, «Подготовься и напиши сочинение на тему “Моя любимая игрушка”», «Моё любимое время года».
Также следует ометить, что усиленно продолжается работа над связной речью:
При предъявлении заданий по составлению рассказа по плану учащимися раскрывается понятие план и алгоритм составления рассказа по нему.
Представим памятку из учебника М.С. Соловейчик, Н.Г. Кузьменко.
Чтобы составить план, нужно:
1. Выделить в тексте части, в которых можно определить, о чём в них говорится.
2. Назвать каждую часть по её теме (или главной мысли) и записать названия.
Названия частей, расположенные в том порядке, как они следуют в тексте, - это и есть план текста. Он помогает излагать мысли последовательно, по порядку. (3 класс)
Работа представлена следующим образом:
Повезло хомяку. Он наткнулся на птичье гнездо.
Вот так находка! Лежат на земле два большущих яйца. Тащи и пируй! Только вот лапками яйцо не захватишь. И за щеку не затолкать.
Возился хомяк, возился, пыхтел, пыхтел. Не получается. Как быть? Догадался!
1. Будущий завтрак.
2. Почему и кошке не полакомиться?!
3. Завтрак не состоялся.
Мои раздумья о каникулах.
План.
1. Люблю ли я каникулы? За что?
2. Какие каникулы мне нравятся больше всего? Почему?
Вся представленная работа организуется на текстах различных типов и стилей.
Рассмотрим, как организуется работа по наблюдению за признаками текста в учебно-методическом комплекте Т.Г. Рамзаевой.
Понятие текст вводится уже в первом классе.
Текст - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить.
В самом начале первого класса учащимся предлагается задание на составление текста:
Идет работа над деформированным предложением.
Собака, по, снегу, бежит, пушистому
Предлагаются упражнения, позволяющие понаблюдать над связью предложений в тексте, но не объясняется, как действовать.
Кот Мурзик хотел её поймать.
В банке плавала рыбка.
Он опускал лапу в воду.
Но рыбка только хвостом виляла.
(Первое предложение показано,
учащимся необходимо
У Саши живет попугай Тоша.Кошка Муська часто сидит у клетки. Она лапкой хочет достать птичку.
Следует заметить, что чтобы выполнить данное задание, учащиеся должны владеть знаниями о порядке слов в предложениях русского языка. Они лишь знают, что предложение состоит из слов.
Ёлка в лесу.
Лакомились гостинцами зайцы и птицы.
Петя развесил на ветках бусы из рябины.
Ваня принес морковку.
Ребята нарядили в лесу ёлку.
Предлагая задание данного вида учащимся не объясняется в учебнике, как найти первое предложение. Если такое задание не предусмотрит учитель, дети будут выполнять упражнение на интуитивном уровне.
Упражнения на осознание темы и основной мысли в учебнике также не последовательно представлены. Определение понятия "тема" дается в 3 классе, а задания по озаглавливанию текста предлагаются уже в 1 классе. С понятием основной мысли учащиеся знакомятся в 4 классе, а задания предлагаются уже в 3 классе. Не зная сути понятий, можно предположить, что учащиеся будут выполнять их на интуитивном уровне.
Информация о работе Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи