Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости.

Файлы: 1 файл

курсовая Харченко.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)
  • Прочитай текст. Прочитай предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Шар в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему не придёт. Нельзя.

Смотрит Коля в окно и вдруг видит красный шарик. Постоял шарик к самого стекла и стал прыгать. Это Миша за верёвочкушарик дёргает. А рядом ребята стоят и советы дают. Радостно стало Коле.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

(По А. Митта.)

     Понятие план также не вводится, но в одном из упражнений в 3 классе показан алгоритм составления текста по плану. Данный план представляет общее направление работы.

  • Подготовься рассказать о каком-нибудь интересном случае. Составь рассказ по плану.

1. Определи тему  своего рассказа.

2. Какая мысль  в рассказе будет основной?

3. Как ты озаглавишь  текст?

4. Подумай, с чего  можно начать рассказ.

5. О чём ты  расскажешь в основной части  текста?

6. Как можно  закончить рассказ?

     На протяжении  4 класса усиленно ведется работа  по составлению рассказа определенного  типа по картине и рисунку. Приведем примеры таких упражнений:

  • Рассмотририсунок, состав по нему рассказ.
  • Рассмотри репродукцию картины К. Юона «Конец зимы. Полдень». Какую местность и какое время суток изобразил художник? Кого мы видим на переднем плане картины? Как художник передал приближение весны? Составь текст-описание.
  • Рассмотри рисунок. Составь рассказ (текст-повествование).

Опорные слова: на рыбалку, в субботу, солнечный весенний день, льдина треснула, рыбаков уносило в море, прилетел вертолёт

  • Рассмотри репродукцию картины И. Левитана «Март». Составь текст-описание. (устно)
  • Рассмотри рисунок. Куда пришли школьники? Как они помогают малышам? Напиши текст. Озаглавь.

     Итак, в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Задания даны последовательно, учитывая знания детей на момент предъявления. Перед выполнением упражнения раскрывается способ действия для эффективного его выполнения.

     В УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно. Сначала даются задания, а затем вводятся понятия. Понятие вводится, но суть остается не осознанной. При работе не раскрывается способ действия.

Все это позволяет сделать вывод о том, что УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко предоставляют большие возможности для полноценной, системной работы, направленной на формирование и совершенствование у младших школьников текстовых умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных лингвистов и методистов прошлого (К.Д. Ушинский, Леонтьев А. А.Ф.И. Буслаев и др.) и настоящего (Н.А. Ипполитова, Г.А. Золотова и др.).

     Анализ учебников показывает, что существуют и различные подходы к формированию текстовых умений.

     Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой – вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности.

     Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Теоретические и экспериментальные научные исследования в области методики преподавания родного языка свидетельствуют о том, что достижение этой цели невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных речеведческих понятий в области развития связной речи.

Цель работы – определить содержание и организацию работы по отбору и структурированию сведений при создании высказываний.

     Для реализации была проанализирована психологическая, лингвистическая и методическая литература.

     Характеристика учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко показали:

     В УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно, способ действия и суть многих понятий не раскрываются.

В УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Учитывается степень знаний учащихся на момент предъявления задания.

     Данная характеристика позволяет сделать вывод: УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представляют большие возможности для полноценной, системной работы по формированию, структурированию и совершенствованию сведений при создании высказываний.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные  действия  в      начальной школе / А.Г. Асмолов. – М.: Норма, 2008. – 298 с.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. –    М .: Наука, 2001.
  3. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс / Л.А. Ефросинина // Методическое пособие. - 2005. -№4. – С. 12-14.
  4. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1998. – 244 с.
  5. Зиновьева Т. И. и др. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.
  6. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. Пособие для пед. вузов. – М., 1998.
  7. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. Программа четырехлетней начальной школы(Проект «Перспективная начальная школа»). – М.: Академкнига, 2011.
  8. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Методические пособия к учебникам русского языка. – М.: Просвещение, 2009.
  9. Колягин, Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения / Ю.М. Колягин, О.Л. Алексеенко // Начальная школа. - 2001. - № 9. –   С. 28-31.
  10. Ладыженская, Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская // Исследования по развитию связной речи учащихся. -1974. - № 15 – С. 8-31.
  11. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов,    В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 464с.
  12. Львов, М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка / М.Р. Львов. – М .: Академия, 1999. – 228с.
  13. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Программа «Русский язык» // Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара, 2012. – С. 14–41.
  14. Полякова А.В. Программа «Русский язык» // Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара, 2012. – С. 42–62.
  15. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1–4 классы: программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
  16. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»  / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик.- 3-е изд. - М.:Издательский центр «Академия», 1997. - 383 с.
  17. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  18. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. – М .: Наука, 2005.
  19. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.Б. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи