Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:06, курсовая работа
Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости.
Шар в окошке.
Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему не придёт. Нельзя.
Смотрит Коля в окно и вдруг видит красный шарик. Постоял шарик к самого стекла и стал прыгать. Это Миша за верёвочкушарик дёргает. А рядом ребята стоят и советы дают. Радостно стало Коле.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
(По А. Митта.)
Понятие план также не вводится, но в одном из упражнений в 3 классе показан алгоритм составления текста по плану. Данный план представляет общее направление работы.
1. Определи тему своего рассказа.
2. Какая мысль в рассказе будет основной?
3. Как ты озаглавишь текст?
4. Подумай, с чего можно начать рассказ.
5. О чём ты расскажешь в основной части текста?
6. Как можно закончить рассказ?
На протяжении
4 класса усиленно ведется
Опорные слова: на рыбалку, в субботу, солнечный весенний день, льдина треснула, рыбаков уносило в море, прилетел вертолёт
Итак, в комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Задания даны последовательно, учитывая знания детей на момент предъявления. Перед выполнением упражнения раскрывается способ действия для эффективного его выполнения.
В УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно. Сначала даются задания, а затем вводятся понятия. Понятие вводится, но суть остается не осознанной. При работе не раскрывается способ действия.
Все это позволяет сделать вывод о том, что УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко предоставляют большие возможности для полноценной, системной работы, направленной на формирование и совершенствование у младших школьников текстовых умений.
Заключение
Проблема развития речи школьников всегда трактовалась в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Об этом свидетельствуют труды известных лингвистов и методистов прошлого (К.Д. Ушинский, Леонтьев А. А.Ф.И. Буслаев и др.) и настоящего (Н.А. Ипполитова, Г.А. Золотова и др.).
Анализ учебников показывает, что существуют и различные подходы к формированию текстовых умений.
Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой – вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности.
Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Теоретические и экспериментальные научные исследования в области методики преподавания родного языка свидетельствуют о том, что достижение этой цели невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных речеведческих понятий в области развития связной речи.
Цель работы – определить содержание и организацию работы по отбору и структурированию сведений при создании высказываний.
Для реализации была проанализирована психологическая, лингвистическая и методическая литература.
Характеристика учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко показали:
В УМК Т.Г. Рамзаевой упражнения представлены не последовательно, способ действия и суть многих понятий не раскрываются.
В УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представлена система упражнений по формированию текстовых умений. Учитывается степень знаний учащихся на момент предъявления задания.
Данная характеристика позволяет сделать вывод: УМК М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко представляют большие возможности для полноценной, системной работы по формированию, структурированию и совершенствованию сведений при создании высказываний.
Список литературы
Информация о работе Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи