Речь, формирование и развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Речь ребёнка начинает складываться со звуков речи. Сначала гласные звуки, потом возникает лепет, после первые слова, затем предложения из одного слова, вслед за тем предложения из двух слов и словообразование, после этого предложения из многих слов и оканчивает цепочку предложения из многих слов и сложная и выразительная речь.
Человеку необходимо всю свою жизнь совершенствовать или хотя бы стараться сохранить имеющие навыки речи. Для этого нужно читать художественную литературу, общаться с окружающими и вообще «питать» мозг полезной и нужной информацией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Пробуждение и формирование речи ребёнка……………………………..4
2. Строение речи……………………………………………………………….7
3. Формирование связной речи……………………………………………….9
4. Речь и практическое действие в поведение ребёнка…………….………11
5. Формирование письменной речи у ребён-ка……………………………………………………………………..………..13
6. Развитие выразительной речи …………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………..…..17
Список литературы…………………………………………………………………………….....18

Файлы: 1 файл

к.р. развитие речи.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

     Главным в развитие речи ребёнка обнаруживается всё преобразовывающееся и улучшающееся умение воспользоваться речью как средством общения. В зависимости от стабильности конфигураций этого общения модифицируются и фигуры речи. На первых порах общение у ребёнка случается только с его ближайшим естественным обществом. Понемногу включаемые кое-какие высказывания, просьбы, реакции и отклики отливаются в разговорную диалогическую фигуру.  Вслед за тем  возникает надобность транслировать, воссоздав его в речевом плане, более или менее широкое смысловое неделимое (описание, рассказ), назначенное и для чужого слушателя и ему ясное. Теперь вырабатывается гладкая (связная) речь, умение обнаружить мысль в связном речевом построении. Любая действительная речь, раньше всего для самого говорящего, отдающая мысль, желание болтающего, обнаруживается связной речью, но формы связности в ходе созревания изменились. Плавной в характерном значении слова зовут такую речь, которая отображает в речевом плане все важнейшие связи своего предметного содержания. Говор может быть бессвязным по двум причинам: либо по тому, что связи не поняты и не переданы в мысль говорившего, либо потому, что, будучи изображены в мысли говорящего эти связи не представлены в мысли говорящего эти связи не проявлены соответствующим образом в его речи. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне ясна на основе её индивидуального предметного содержания. Для того чтобы её постигнуть, нет надобности учитывать ту личную обстановку, в которой она говорится; всё в ней ясно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.

                                                                 10

 

     Речь маленького ребёнка первоначально различается противоположным свойством: она не образует такого плавного смыслового единства - такого контекста, чтобы на основании только его можно было её понять; для его уяснения нужно учитывать ту абстрактную наглядную обстановку, в которой находится ребёнок и к которой имеет отношение его речь.

      Разбирая  ситуативную и контекстную речь  по основной её черте, невозможно, но все-таки, внешне их сравнивать. Любая речь обладает хоть кое-какой контекст, и каждая речь объединена и определена некоторой обстановкой. Ситуативные и контекстные моменты всегда размещаются во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае властвующим.

     Важнейшее направление вырабатывания речи ребёнка в том, что от необыкновенного дефицита только ситуативной речи ребёнка в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребёнок переходит к овладению и контекстную речью. Когда у ребёнка формируется, контекстная складная речь она не напластовывается над ситуативной, не вытесняет её; ребёнок, как и взрослый, употребляет то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо передать, и нрава самого общения. Ситуативная речь – это речь, которой, разумеется, пользуется и взрослый в разговоре с собеседником, находящимся с говорящим в общей ситуации. Когда речь идёт о непринужденном её содержании; к контекстной речи, понятной самостоятельно от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы отсутствующей ситуации, притом изложение, назначенное для обширной области слушателей. По критерию того, как в ходе формирования модифицируются и содержание, и функции речи, ребёнок, учась, завладевает конфигурацией связной контекстной речи. Исследование, которое было, проведено А.М.Леушиной было направлено на изучение развития связной речи у детей дошкольного возраста, конкретно на развитие ситуативной речи и её особенностям. В речи ребёнка ситуативность выражается в разнообразных формах. Так, например, в своей речи ребёнок или пропускает разумеемое им подлежащее, или замещает его местоимениями. Речь такого ребёнка заполнена словами «он», «она», «они», хотя в самом контексте нигде не показано, к кому эти местоимения причисляются. Одно и то же местоимение «он» или «она» в одном и

11

 

том же предложении касается к разнообразным фигурам. Точно  так же речь полна наречиями, например, «там», без подтверждения, где именно, и прочее[1;849].     

      В качестве характеристики объекта фигурирует слово «такой», причём подразумеваемое содержание этого эпитета объясняется наглядным изображением: изображается руками, такой маленький или такой большой. Чтобы понять речь ребёнка, одного контекста мало, её можно воссоздать, учитывая конкретную ситуацию, в которой находился ребёнок. Существенной особенностью такой ситуативной речи является то, что она преимущественно формулирует, чем сообщает.

      Только понемногу ребёнок переходит к построению речевого контекста. Переходность на эту ступень  пути образцово выдвигается в одном личном, но симптоматическом явлении. В основном у детей в возрасте шести-семи лет систематически возникает любопытное речевое устройство: первоначально ребёнок говорит местоимения («она», «он» и т.д.), а далее, как бы ощущая смутность своего изложения и надобность его разъяснить, он следом за местоимением подключает разъясняющее его существительное; «она – девочка – пошла», «он – мяч – покатился». Такая модель изложения не закономерное явление, а характерное, открывающее важнейший этап в речевом развитии ребёнка. Ребёнок ненамеренно создает собственную речь, отталкиваясь из того, что ему доставляться естественно ясным.

 

 

4.РЕЧЬ И ПРАКТИЧЕСКОЕ  ДЕЙСТВИЕ В ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА

          Весьма длительный период в науке бытовало суждение, что умственная деятельность, объединённая с применением орудия, не имеет главного отношения к формированию речи. Р. Йеркс и Э. Лернед проводили эксперименты с обезьянами и детьми на процесс использование орудий и применение символов[1;838]. Стремление развить речь обезьяне дали отрицательный результат, а у ребёнка, конечно, утвердительный (в преддверии второго года жизни). Упо

12

 

требление орудий ребёнком напоминает орудийную деятельность обезьяны до тех пор, пока ребёнок находится в доречевой стадии развития. С того момента, как ребёнок с помощью речи начинает овладевать ситуацией, предварительно овладев собственным поведением, возникает радикально новая организация поведения, а также новые отношения со средой.

Такое поведение в дальнейшем создаёт интеллект, и становятся основой для труда – характерно человеческой формой употребления средств.

       Наблюдение  за ребёнком в экспериментальной  ситуации, показывает, что ребёнок  не просто действует, пытаясь  достичь цели, но одновременно  говорит. Речь ,как правило, возникает  у ребёнка самопроизвольно и продолжается практически беспрерывно на протяжение всего опыта. Она проявляется с большим постоянством и усиливает всякий раз, когда ситуация становится более трудной и цель оказывается не столь легко достижимой. Кажется естественным и необходимым для ребёнка говорить по мере того, как он действует.

     Речь ребёнка  неотъемлемая и внутренне нужная часть процесса, она так же важна, как действие для достижения цели. Ведь ребёнок не просто говорит о том, что делает , но проговаривание и действие для него в этом случае являются единой сложной психической функцией, направленной на решение задачи. Ещё один немало важный факт заключается в том, что иногда речь становится, так важна, что без неё ребёнок решительно не способен завершить задачу. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ребёнок решает практическую задачу не только с помощью рук и глаз, но и с помощью речи.

     Речь бывает  внешняя и внутренняя, устная  и письменная. Внешняя речь служит  главным образом целям общения,  поэтому она строится так, чтобы  быть понятной слушателем. Внутренняя  речь, непроизносимая и неписаная  – речь для себя, играет важнейшую  роль в процессах сознания  и самосознания, процессах мышления и переживания. 

      Внутренняя речь ребёнка очень рано начинает выполнять функцию примитивного речевого мышления – мышления вслух. Эту речь следует рассматривать как переходную форму между внешней и внутренней речью.

13

 

Внешняя речь – шёпот  – внутренняя речь или, иначе говоря: внешняя речь – эгоцентрическая  речь – внутренняя речь.

  Несравненно большая свобода в операциях, производимых детьми, их несравненно большая независимость от структуры непосредственно                 данной зрительной  или практической ситуации, чем у животного. Ре

бёнок констатирует словами значительно большие возможности, чем обезьяна может реализовать в действии. Ребёнок более легко может освободиться от вектора, направляющего внимание непосредственно на цель, и произвести ряд сложных дополнительных действий, используя сравнительно длинную цепочку вспомогательных инструментальных методов. Он способен сам по себе вводить в процесс постановления задачи объекты, которые не находятся ни в непринужденном, ни в периферическом зрительном поле. Создавая с помощью слов установленные намерения, ребёнок выполняет существенно значительный круг операций, применяя в качестве орудий предметы, не только лежащие у него под рукой, но и находя в качестве орудий предметы, которые могут стать полезны для решения задачи, и планируя дальнейшие действия.

                Практические операции ребёнка, владеющего речью, становятся значительно менее импульсивные и непосредственны, чем у человекообразной обезьяны, которая, чтобы разрешить данную ситуацию, совершает ряд неконтролируемых попыток. Ребёнок, владеющий речью, решает проблему с помощью речевого планирования и включает своё собственное поведение.

                   Слова, направленные на разрешение проблемы, относятся не только к объектам внешнего мира, но и к собственному поведению ребёнка, его действиям и намерениям. С помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом посредством предварительной организации и планирования собственных действий и поведения.

      

        

14

 

 5. ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У РЕБЁНКА

    

  Достаточно главным достижением в речевом формировании ребёнка является изучение им письменной речью. Такая речь имеет большое значение для интеллектуального развития ребёнка, но усвоение ею доставляет кое-какие тяжести. Эти нелегкости воздействуют уже при учёбе чтению, т.е. осмыслению письменной речи. Чтение – это не автоматическая операция перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению нужно формирование надлежащих технических навыков. Одних лишь навыков мало, т.к. чтение содержит в себе осмысление прочтённого, оно представляет собой ординарную мыслительную операцию. Чтение как осмысление письменной речи возникает более тяжелой операцией, чем владение устной речи. В устной речи интонации, интервалы, целостная гамма многозначительных средств помогают постигнуть её. При чтение же не нужно без помощи всех этих подсобных средств, основываясь на один лишь текст, дать ему самостоятельное разъяснение. Разрешение задачи содержится в том, что бы, по словам текста, передающим совокупность второстепенных точек, как бы условие задачи, - точно реконструировать его содержание как смысловое единое. Самостоятельное чтение полагает интеллектуальное формирование и ведёт к дальнейшему умственному воспитанию. Читая, ребёнок обучается по-новому складно базировать собственную речь.

      Важное  значение имеет усвоение письменной  речи. На первых этапах освоения письменной речи, она во многом отстаёт от устной речи. Когда ребёнок начинает овладевать письменной речью, он уже имеет существенный опыт легко общаться посредством устной речи. Самое сложное в освоение письменной речи является овладение самой техникой письма. Многие советские и зарубежные исследователи утверждают, что письменная речь у ребёнка вообще отстаёт (примерно на семь лет) от устной.

         В действительности существуют различия между устной и письменной речью, и существует их общность; она сказывается в их взаимодействии. Первоначально преобладает устная речь; она устанавливает письменную речь ре

15

 

бёнка; ребёнок пишет, как говорит: сформировавшиеся у него формы устной речи обусловливают на первых порах структуру его письменной речи.

     Но и   в письменной речи неизбежно  случаются цепи значительных моментов устной речи. Если они не осуществляются соответствующей реформой её предметно-смыслового содержания, письменная речь с теми запросами про

думанности, логичности, связности, которые она предъявляет, принимается проявлять основное воздействие на формирование устной речи – в той форме, которая нужна для ответа учителю, для складного изложения материала.

     Центральным  звеном в развитии письменной  речи является формирование связной  речи – умение отразить в  речи все основные связи предметного  содержания так, чтобы смысловое содержание речи создало контекст, ясный  другому. Очень сильно зависит развитие письменной речи от развития связной речи.

      Развитие  связной и точной речи приходиться,  большей частью,  на время учёбы  в средней школе. В  подростковые  годы в связи с интеллектуальным  развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, делается более многосторонней, всё более литературной. Уже существовавший в распоряжении ребёнка словесный запас приобретают всё более обобщённое, конкретное значение. Так же в речь подключается последовательность новых специальных терминов. Наравне с данным в говоре подростка интенсивнее, чем  у ребёнка, обучающегося в начальной школе, выдаются её эмоционально-выразительные мгновения, более частым делается применение метафорических оборотов. Строение письменной речи существенно усложняется, повышается число сложных конструкций.

 

 

6. РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

      Очень важным  качеством речи является выразительность.  Развитие выразительности проходит долгий путь. Нередко в ней преобладают увеличивающиеся повторения, нарушения обыкновенного ряда слов, восклицательные обороты

16

 

и т.д., - целыми стилистическими  формами, которые формулируют эмоциональность.

        Первое  слово ребёнка по своему смыслу  как целая фраза. То, что взрослый  сформулировал бы в развёрнутом  предложении, ребёнок передаёт  одним словом.

     У маленького ребёнка красноречивые моменты не являются специально предпочитаемыми и употребляемыми стилистическими средствами или приёмами для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В них совершенно ненамеренно прорывается импульсивная экспансивность ребёнка, потому что у него ещё нет категорически установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение.

       В дальнейшем, по мере того как импульсивность  детской возбудимости снижается,  а речь детей, подчиняясь принятому  в данном языке нормальному  построению, делается более регламентированной, непроизвольная выразительность её уменьшается. В итоге, в отдельных случаях  непроизвольная начальная выразительность, часто имеющаяся в речи маленьких дошкольников, падает, речь детей может стать весьма тусклой (в том случае если над формированием выразительности сознательно не работать).

Информация о работе Речь, формирование и развитие речи