Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:36, шпаргалка
1. Критерии культуры речи
2. Коммуникативные признаки культуры речи
3. Виды коммуникаций
...
91. Этикет. деловой этикет
1Критерии культуры речи:
1. Лингвистическая культура
- правильность, точность, логичность
- уместность, выразительность, эмоциональность
- разнообразие речи
2. Морально-эстетическое воспитание
3. Техника речи
4. Психологическая культура
- эмоциональная атмосфера
- умение слушать и слышать
- психологическая стойкость
- умение поставить себя на место другого
- готовность видеть хорошее в других
5. Саморегуляция, самовоспитание
6. Невербальная культура
2.Коммуникативные признаки культуры речи:
нормативность(общепринятые правила произношения,ударения,
логичность
точность- когда употребляемые слова полностью соответствуют их языковым значениям- значениям. котор.прижились в данный период ее розвития
чистота
уместность- соответствие ситуации общения, организация речи соответственно цели высказывания,принятие в расчет многозначность слова.
етничность-кодификация норм речи в свете правил морали( выражение цели общения: приказ, просьба)
определение возможности
использовать соответствующ слова.фразы(
выразительность-особенности структуры речи,которые приковывают интерес и внимание слушателей.Два вида В. : информационная и эмоциональная
богатство и разнообразие- большой объем лексического запаса.
3.Виды коммуникаций(
4.Педагогическая речь:
Педагогическое общение – класс речевых
ситуаций, в которых хотя бы один из общающихся
выполняет роль наставника, причем ситуация
рассматривается им именно с точки зрения эффективности
достижения целей обучения и воспитания.
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
5.Язык и речь
Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и написание.
Речь — исторически
сложившаяся форма общения
Таким образом, речь представляет
собой психолингвистический процесс,
форму существования
Свойства речи:
Содержательность речи
Понятность речи
Выразительность речи
Действенность речи
6.Функции языка
коммуникативная
конструктивная
познавательная
эмоционально-экспрессивная
функция воздействия
металингвистическая
идеологическая функция
денотативная
конативная — ориентация на адресата
эстетическая — сфера творчества
аксиологическая - оценивание
7.основные понятия "культуры"
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Культура - есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнана внутри определённых социальных систем.
Культура - социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки.
Культура - способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.
8.Функции культуры
1. Главная функция
- гуманистическая функция.
2. Функция трансляции
социального опыта. Ее
3. Функция познавательная.
4. Регулятивная функция
связана прежде всего с
5. Семиотическая или
знаковая. Представляет собой
6. Ценностная или
9.Культура речи. Появление термина.
Термин вошел в
науку в 20-х годах ХХ века.
Варианты термина КУЛЬТУРА
- совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая говорящему свободный синтез выражения мыслей и эмоций.
- совокупность знаний,
умений, навыков, которая
- система определяющая свойства речи, свидетельствует о совершенствовании человека.
- область лингвистических знаний о культуре речи как совокупность в системе коммуникативных признаков.
10.Ораторское искусство в Древней Греции
риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже «царицей искусств».
задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.
Афины, фактически ставшие
центром древнегреческой
Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы.
11.Представители ораторского искусства Древней Греции
Гиперид
Горгий - древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью.Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе.
Исократ - знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон. Период увлечения чудесной силой слова ознаменовался быстрыми успехами в разработке грамматики, в выяснении различных стилей. он желал учить современные поколения «не только красноречию, но и добродетели», то есть морали и политике.Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин;
Исей
Эсхин
Филократ
Демосфен - Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; ноДемосфен продолжал работать над собой.
Риторическая практика
Демосфена, довольно близка к теоретической
риторике разработанной его
Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.
12.Аристотель
Теория ораторского искусства нашла наиболее яркое выражение в риторике Аристотеля. Главным достоинством стиля Аристотель считал ясность мысли и умение донести её до слушателя простыми точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи и правильно выражать «чувства и характер» оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить «слегка» о важных вещах и «торжественно» о пустяках, не должен уснащать свою речь большим количеством эпитетов, сравнений и метафор, и только при случае пользоваться этими выразительными средствами.
Аристотель обобщил и возвёл в правила достижения греческого ораторского искусства.
рассматривает место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.
Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.
Аристотель требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности. Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия
13.Цицерон
В обществе греческих
ученых и писателей Цицерон
Во время своей деятельности в качестве претора Цицерон произнес первую политическую речь.в поддержку закона о назначении Помпея главнокомандующим в войне с царем Митр ид атом. Выступление имело блестящий успех, и Помпеи был назначен главнокомандующим.
14.Лингвистическая культура
- правильность, точность, логичность
- уместность, выразительность, эмоциональность
- разнообразие речи
15.Психологическая культура
- эмоциональная атмосфера
- умение слушать и слышать
- психологическая стойкость
- умение поставить себя на место другого
- готовность видеть хорошее в других
16.ТЕХНИКА РЕЧИ
1) постановка правильного
2) постановка речевого голоса, развитие
тех его качеств, которые
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха
17.морально-эстетическое воспитание - формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социалистической личности.
Нравственное поведение
- глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных религий и соответствующего образа действий;