Шпаргалка по по "Культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:36, шпаргалка

Описание работы

1. Критерии культуры речи
2. Коммуникативные признаки культуры речи
3. Виды коммуникаций
...
91. Этикет. деловой этикет

Файлы: 1 файл

Критерии культуры речи !!!.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

1Критерии культуры речи:

1. Лингвистическая культура 

  - правильность, точность, логичность

  - уместность, выразительность,  эмоциональность

  - разнообразие речи

2. Морально-эстетическое  воспитание

3. Техника речи

4. Психологическая культура

  - эмоциональная атмосфера

  - умение слушать  и слышать

  - психологическая  стойкость

  - умение поставить  себя на место другого

  - готовность видеть  хорошее в других

5. Саморегуляция, самовоспитание

6. Невербальная культура

 

2.Коммуникативные  признаки культуры речи:

нормативность(общепринятые правила произношения,ударения,словообразования, морфологические, синтаксические,стилистические нормы)

логичность

точность- когда употребляемые слова полностью соответствуют их языковым значениям- значениям. котор.прижились в данный период ее розвития

чистота 

уместность- соответствие ситуации общения, организация речи соответственно цели высказывания,принятие в расчет многозначность слова.

етничность-кодификация норм речи в свете правил морали( выражение цели общения: приказ, просьба)

определение возможности  использовать соответствующ слова.фразы(жаргоны. бранные слова)

выразительность-особенности структуры речи,которые приковывают интерес и внимание слушателей.Два вида В. : информационная и эмоциональная

богатство и  разнообразие- большой объем лексического запаса.

3.Виды коммуникаций(разновидность языкового общения: деловой разговор,беседа,обсуждение,собеседование,спор,полемика,дискуссия,дебаты,диспут,переговоры,торги)

4.Педагогическая речь:

Педагогическое общение – класс речевых

ситуаций, в которых хотя бы один из общающихся

выполняет роль наставника, причем ситуация

рассматривается им именно с точки зрения эффективности

достижения  целей обучения и воспитания.

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

5.Язык и речь

Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и написание.

 

Речь — исторически  сложившаяся форма общения людей  посредством знаковой системы, создаваемых  на основе определённых правил. Процесс  речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

 

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка.

 

Свойства речи:

Содержательность речи

Понятность речи

Выразительность речи

Действенность речи

 

6.Функции языка

 

коммуникативная

конструктивная 

познавательная 

эмоционально-экспрессивная 

функция воздействия

металингвистическая

идеологическая функция

денотативная

конативная — ориентация на адресата

эстетическая — сфера  творчества

аксиологическая - оценивание

 

7.основные понятия "культуры"

 

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых  она не может существовать.

 

Культура — это  набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с  присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

 

Культура - есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнана внутри определённых социальных систем.

 

Культура -  социально  значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки.

 

Культура - способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального  и духовного творчества.

 

8.Функции культуры

 

1. Главная функция  - гуманистическая функция. Цицерон  говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа.

 

2. Функция трансляции  социального опыта. Ее называют  функцией исторической преемственности  или информационной.

 

3. Функция познавательная.

 

4. Регулятивная функция  связана прежде всего с регулированием  различных сторон, видов общественной  и личной деятельности людей. 

 

5. Семиотическая или  знаковая. Представляет собой определенную  знаковую систему (напр. язык)

 

6. Ценностная или аксиологическая  - функция отражает важнейшее  качественное состояние культуры.

 

9.Культура речи. Появление термина.

 Термин вошел в  науку в 20-х годах ХХ века. Варианты термина КУЛЬТУРА РЕЧИ:

- совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая говорящему свободный синтез выражения мыслей и эмоций.

- совокупность знаний, умений, навыков, которая обуславливает  использование средств влияния.

- система определяющая  свойства речи, свидетельствует  о совершенствовании человека.

- область лингвистических знаний о культуре речи как совокупность в системе коммуникативных признаков.

 

10.Ораторское искусство в Древней Греции

 

риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она  считалась даже «царицей искусств».

задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Афины, фактически ставшие  центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски  владели правилами и формами  устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли  и чувства массе людей, нередко  побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы.

 

11.Представители ораторского искусства Древней Греции

Гиперид

Горгий - древнегреческий  софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью.Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе.

 

Исократ - знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к  первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон. Период увлечения чудесной силой слова ознаменовался быстрыми успехами в разработке грамматики, в выяснении различных стилей. он желал учить современные поколения «не только красноречию, но и добродетели», то есть морали и политике.Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретенных понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин;

 

Исей

Эсхин

Филократ 

 

Демосфен - Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; ноДемосфен продолжал работать над собой.

Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической  риторике разработанной его современником  Аристотелем[5]. В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений.

Обличительные речи Демосфена  были едкими и желчными, за что, по сообщению  Плутарха, современники прозвали оратора  аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

 

12.Аристотель

Теория ораторского  искусства нашла наиболее яркое  выражение в риторике Аристотеля. Главным достоинством стиля Аристотель считал ясность мысли и умение донести её до слушателя простыми точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи и правильно выражать «чувства и характер» оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить «слегка» о важных вещах и «торжественно» о пустяках, не должен уснащать свою речь большим количеством эпитетов, сравнений и метафор, и только при случае пользоваться этими выразительными средствами.

Аристотель обобщил  и возвёл в правила достижения греческого ораторского искусства.

рассматривает место  риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх  и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Аристотель требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности. Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия

13.Цицерон

В обществе греческих  ученых и писателей Цицерон основательно изучил греческий язык и литературу. Греческий поэт Архий привил будущему оратору вкус к изящной литературе и поэзии.Особенно заинтересовался  молодой человек диалектикой, то есть искусством спора и убеждения. Одновременно с этим он упражнялся в декламации — составлении речей на , греческом и латинском языках. Знаменитый актер Росций Галл учил Цицерона произношению, постановке голоса и ораторским жестам.

Во время своей деятельности в качестве претора Цицерон произнес первую политическую речь.в поддержку закона о назначении Помпея главнокомандующим в войне с царем Митр ид атом. Выступление имело блестящий успех, и Помпеи был назначен главнокомандующим.

 

14.Лингвистическая культура

  - правильность, точность, логичность

  - уместность, выразительность,  эмоциональность

  - разнообразие речи

 

15.Психологическая культура

  - эмоциональная атмосфера

  - умение слушать и слышать

  - психологическая стойкость

  - умение поставить себя на  место другого

  - готовность видеть хорошее в других

 

16.ТЕХНИКА РЕЧИ

1) постановка правильного речевого  дыхания; 

2) постановка речевого голоса, развитие  тех его качеств, которые обеспечивают  его звучность, выразительность. 

3) работа над дикцией; 

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха

 

17.морально-эстетическое воспитание - формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социалистической личности.

Нравственное поведение предполагает:

-    глубокое фундаментальное усвоение знаний и умений, составляющих основу разумных нравственных религий и соответствующего образа действий;

Информация о работе Шпаргалка по по "Культуре речи"