Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:36, шпаргалка
1. Критерии культуры речи
2. Коммуникативные признаки культуры речи
3. Виды коммуникаций
...
91. Этикет. деловой этикет
- сознательное проявление усвоенного знания, постоянное его идеологическое обогащение в процессе учебной деятельности, а также углубление этический представлений, закрепление этических принципов и последовательное отражение их в поведении.
Эстетическое воспитание
– это воспитание способности
полноценного восприятия и правильного
понимания прекрасного в
18.Сократ был мастером академических бесед, диалогов. Он распространял своё философское учение путем бесед, диалогов. Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел споры. "Сократический" метод, его задача обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики".Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий.
19.Демосфен - Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; ноДемосфен продолжал работать над собой.
Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем[5]. В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений.
Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.
20.Самовоспитание и культура речи
Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
Культура речи -
- совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая говорящему свободный синтез выражения мыслей и эмоций.
- совокупность знаний,
умений, навыков, которая
- система определяющая свойства речи, свидетельствует о совершенствовании человека.
- область лингвистических
знаний о культуре речи как
совокупность в системе
21.Самосовершенствование — сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности. Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.
Культура речи -
- совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая говорящему свободный синтез выражения мыслей и эмоций.
- совокупность знаний,
умений, навыков, которая
- система определяющая свойства речи, свидетельствует о совершенствовании человека.
- область лингвистических
знаний о культуре речи как
совокупность в системе
22.Невербальная культура общения
невербальная
коммуникация: обмен инфо без использов слов. Фунции:
дополнение и замена речи, отражение эмоц
состояния участников коммуникативн.
процесса
Для чего : усилить вербальную
коммуникац, подтвердить , акцентировать,
отрицание словесной инфо
компоненты невербальной коммуникации : оптико- кинетический ,просодика ,екстралингвистика,
,проксемика,ольфакторная ,хронемика
оптико- кинетический Взгляд, мимика, внешний
вид, осанка, пантомимы, походка, визуальное
движение,осанки
просодика ,темп речи, вокальное качество
голоса, диапазон голоса, тембр, артикуляция
екстралингвистика,Паузы и смех
Проксемика простанственное размещен участник коммуникат процесса относ друг друга,расстоянием между ними, тактильными движениями
Ольфакторная природн запах, искусственный запах
Хронемика(темпоральн характеристики коммуникат акта – время ожидания начала коммуникации.продолжительность коммуникации,время хетизации
Важливі невербальні сигнали це також:
Міміка (грець. mimikos – наслідувальний) – організація м’язів обличчя,
яка передає, відображає емоційний стан людини чи реакцію на
повідомлення.
Жест (від франц.gest – рух) – виразний рух зап’ястя, який сигналізує про
внутрішній емоційний стан людини.
23.Великие ораторы
Аристотель Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать. Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование. Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.
Цицерон Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».
Клеопатра обладала магнетическим обаянием благодаря голосу сирены, способному заворожить любого человека. Ее речь была убедительна, а в каждом слове сквозило обаяние. Плутарх сравнивал ее голос с многострунным инструментом, который легко настраивался на любой лад.
Екатерина Медичи имела удивительный талант располагать к себе важных персон.
Наполеон понимал роль искусства слова в карьере. Всем известны его слова: "Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает"
Марк Твен и его выступление "Погода в Новой Англии", напутственная речь "Как лечить простуду" до сих пор вызывают восхищение у многих людей.
Величайшим мастером устной, политической речи стал Демосфен. В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. В литературном наследии Демосфена именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства.
Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий. Он заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы.
Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанре торжественного красноречия сделал Исократ. Особенностью стиля Исократа являются сложные конструкции, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания.
24. Методологические принципы речевой подготовки:
современную теорию формирования
речевой культуры учителя значительно
обогащает критическое
25. Учение Коменского
мыслитель, педагог.писатель.»большая дидактика» -основа теории и практики воспитания, образования и обучения, проблема речевой подготовки учителя занимает не последнее в ней место.
26. Учение Песталоцци
педагог-демократ
в своих научных исследованиях доказал, что осн средствами развитий детей является искусство пения, языки(речь), чтение, рисование, письмо, счет, измерение. Сам процесс речи он считает самым важным средством познания мира так как речь помогает прередавать впечатления, воспринимаемые ребенком с помощью чувств. Советы относит. овладения иностр.языками с соблюдением принципа природосооветствия(через игру, проведения экскурсий на природе, через наблюдение за явлениями с одновременным называнием.Однако нельзя безоговорочно принять определенный песталоцци период формирования речевых умений- после окончания школы.
27. Учение Дистервега
педагог-демократ, последователь Песталоции. Система методов и приемов обучения речевой культуре:эвристическая беседа(четкость в формулировании вопросов. умение вести сократовскую беседу)вопросно-развивающий( вопросы для закрепления изучаемой темы должны отвечать интересам ученика)диалогический метод(во время диалога говорить громко. четко, ясно), работа с учебником(развивается память, мышление, внимание, язык,речь ученика и учителя)
наблюдение за учебно-воспитательным процессом на уроках для реализации основных задач и интенсивно-фйормальной цели). Учитель должен проигрывать дома содержание урока, следя за речью, жестами, логикой изложения материала и произношением каждого слова.
28. Учение Ушинского
Язык и речь явл не только результатом и источником вековой мудрости народа, но и важным средством развития личности ученика.Он считал, что без языка и речи невозможно само существование человеческой жизни и человеч. общества. Основной задачей воспитателя явл развитие у ученика стремления к совершенному овладению богатством родного слова, чтобы научиться высказывать свои мысли целиком сознательно. В статье « О первоначальном преподавании русского языка» предлагает методику обучения детей языку и выдел. 3 основн. задачи: развить дар слова, обеспечить овладение логикой и грамматическими законами языка в системе, вооружить ученика богатством словарного состава родного языка.
29. Структура культуры речи:
Выделяют 3 компонента:
нормативный(человек высказывает свои мысли с помощью
логических средств, которые полностью
соответствуют нормам лит.языка: морфологическим,
нормативность,точность,
богатство и разнообразие.
30.Состовляющие
коммуникативный компонент
нормативность(общепринятые правила произношения,ударения,
логичность
точность- когда употребляемые слова полностью соответствуют их языковым значениям- значениям. котор.прижились в данный период ее розвития
чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
уместность- соответствие ситуации общения, организация речи соответственно цели высказывания,принятие в расчет многозначность слова.
етничность-кодификация норм речи в свете правил морали( выражение цели общения: приказ, просьба)
определение возможности
использовать соответствующ слова.фразы(
выразительность-особенности структуры речи,которые приковывают интерес и внимание слушателей.Два вида В. : информационная и эмоциональная
богатство и разнообразие- большой объем лексического запаса.
31.Состовляющие
нормативный компонент