Шпаргалка по "Риторика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:01, шпаргалка

Описание работы

В современном понимании риторика – это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком.
юридический язык специфичен: 1) в нем много терминов, имеющих особое юридическое значение; 2) большинство многозначных слов обозначают особые юридические понятия; 3) существуют словосочетания, употребляемые только в правовой сфере общения.

Файлы: 1 файл

Понятие профессиональной риторики.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Самобытность  
   Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, часто употребляемые в речи и надоевшие слова и выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы люди используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь индивидуальности. Еще совсем недавно были распространенными в речи такие штампы: активный борец; в теплой, дружественной обстановке; большие успехи; неизгладимое впечатление; достойная встреча; резкая критика; широкий размах; бурные, продолжительные аплодисменты; горячий отклик и др. Определения в них неполноценны, так как они выражают мысль шаблонно. Сейчас эти штампы используются в речи намного реже. 
   Богатство  
   И еще одно важное, просто необходимое качество убеждающей речи - это ее богатство, или разнообразие. Что это такое? Это максимальное использование разнообразных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информации. Если в речи не повторяются одни и те же языковые средства (слова, словосочетания и однотипные синтаксические конструкции), если в ней большой словарный запас, активный состав моделей словосочетаний и предложений, такую речь называют богатой, или разнообразной. 

  1. Требования, предъявляемые к речи юриста.

Культура речи – самое главное  в профессии юриста. Речь должна быть построена грамотно, внятно и  т.д.

 

 

  1. Судебное красноречие в Древней Греции.

Судебное красноречие  зародилось в Древней Греции, развивалось параллельно разговорному. Толчком для развития явились закона Салона: которые предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Поэтому появились такие люди – логографы – составители судебной речи по заказу. Важную роль сыграли софисты, которые обучали всех ораторскому искусству. Их ораторское искусство носило формальный характер, они считали, что понятие истины относительно. Апории – задачи, не имеющие решения.

Горгий (5 в до Н.Э.) «слово есть великий властелин, который обладая весьма малым и совершенно незаметным телом совершает чудеснейшие дела ибо оно может и страх изгнать и печаль уничтожить и радость вселить и сострадание пробудить, сила убеждения, которая присуща слову и душу формирует как хочет.

Одним из видных логографов был Лисий, написавший более 200 речей. В ораторской школе Исакрата была разработана композиция ораторского произведения: ведение (привлечение внимания), убедительное изложение сути выступление, опровержение доводов противника, высказывание своего мнения, итог.

Важную роль сыграли Сократ, Демосфен, Платон, Аристотель.

 

 

  1. Ораторское искусство в Древнем Риме. Вклад Цицерона в развитие судебного красноречия.

 

Судебное ораторское искусство в Древнем Риме.

Марк Порций Котон Старший. Все может быть сказано благозвучнее и изящнее, но  большей….не может быть сказано ничто.

Гальма.

Структура суд речи:

1.         Вступление,

2.         Изложение обстоятельств дела

3.         Применение доводов в пользу своей точки зрения

4.         Опровержение доводов противника

5.         Заключения.

Гай ПапирийГрабон, Гай СкрибонийКурион  Дед, Марк Антоний, Красс, Квинт  ГарсендийГартал (ввел разделение, в котором перечислял все о чем будет говорить и заключение, в котором приводил все доводы противника и свои).

Марк Туллий Цицерон (106-46 гг до Н.Э).

На первый план выдвигал труд. Важной составляющей была эмоциональная  составляющая. Он разработал композицию судебной речи, которая обеспечивает наиболее легкое усвоение материала:

1.         Вступление, которое должно вызвать симпатию к оратору,

2.         Изложение плана выступления, в котором ясно указывались основные тезисы защиты

3.         Норратив (повествование), указывалось все о преступлении

4.         Доказательства, двоякого рода, оказывающие влияние на чувства и разум слушателя

5.         Повторение решающих доводов, чтоб они лучше запечатлелись в сознании суда.

6.         Подведение итогов.  

 

Определяя сущность оратора Цицерон говорил, что  оратор должен обладать следующими свойствами:

Остроумием диалектика, Словами чуть ли не поэта, Памятью законоведа, Голосом трагика, Игрою такою, как у лучших лицедеев.

Он говорил, «чтоб  зажигать сердце, речь должна пылать».

Небо послало  на землю Цицерона для того, чтоб дать в нем пример до каких пределов может дойти могущество слова, с полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры.

 

 

  1. Развитие ораторского искусства в средневековой Европе

 

 

  1. Судебное ораторское искусство Франции.

 

 

  1. Формирование  ораторского искусства в дореволюционной России. Выдающиеся русские судебные ораторы второй половины ХIХ в. и их вклад в развитие русской и мировой профессиональной риторики.

 

Основы  древнерусского красноречия – были народные традиции.

Существуют  тексты, свидетельствующие о высокой  культуре устной речи “Золотое слово  Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют, что старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову, мудрой речи, словесному мастерству.

Епископ Макарий и Феофан Прокопович

 – первые  русские руководства по риторики XVI I века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии,

 − и сподвижником  Петра I Феофаном Прокоповичем.

Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских  образцов и имели богословскую направленность они служили пособием для овладения  особым проникновенным, выразительным  голосом, интонациями, принятыми в  церковной службе, речитативом.

М.В.Ломоносов – наиболее заметный след в развитии  теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения, образования, несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний. Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию). Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой.

Со второй половины XVIII до середины XIX вв. вышло множество учебников, пособий и теоретических работ по риторике. В частности, «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище» (1796 г.) И. С. Рижского; «Общая риторика» (1829 г.) и «Частная риторика» (1832 г.) Н. Ф. Кошанского и «Краткая риторика» (1809 г.) А. Ф. Мерзлякова.

Приблизительно  в середине XIX в. начался кризис риторики, который завершился лишь в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Несмотря на это, в 1920-е гг. в России предпринимались  попытки возрождения теории ораторского искусства. Был создан первый в мире Институт живого слова. Однако риторическая инициатива не получила поддержки официальных кругов. Риторика как носитель дурных качеств стала противопоставляться советскому ораторскому искусству как носителю хороших качеств.

При этом объективный  и детальный анализ даже советского ораторского искусства не поощрялся.

Предвестниками  выхода из риторического кризиса  стали отдельные важные теоретические  работы по риторике в 1960—1970-е гг. (С. С. Аверинцев, Г. З. Апресян, В. П. Вомперский и др.). В современной России появляется значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике. Авторов указанных работ можно разделить на пять групп. Деление отличает некоторая доля условности, в частности потому, что разные работы одного исследователя иногда позволяют относить его к разным группам одновременно.

1. Сторонники  возрождения традиционной риторики  как «искусства красно говорить»  с учетом новых научных достижений. Это значительная часть ученых, занимающихся преподаванием риторики (В. И. Аннушкин, С. Ф. Иванова, Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская и др.).

2. Разработчики  современной теории аргументации, когнитивной лингвистики и теории  речевого воздействия (А. Н.  Баранов, П. Б. Паршин, Н. А.  Безменова, Г. Г. Почепцов, В. З. Демьянков, Е. Ф. Тарасов и др.).

3. Разработчики  отдельных риторических направлений  – теории фигур, тропов, теории  экспрессивности (Н. А. Купина, Т. В. Матвеева, А. П. Сковородников,  Т. Г. Хазагеров и др.).

4. Методологи  риторики (С. И. Гиндин, Ю. В. Рождественский, Е. А. Юнина и др.).

5. Исследователи  литературной риторики – поэтического  языка (М. Л. Гаспаров, В. П.  Григорьев, С. С. Аверинцев,  В. Н. Топоров и др.).

 

 

  1. Основные черты судебной речи в советском судопроизводстве.

 

В условиях советского судопроизводства доказательственная сторона судоговорения приобрела гораздо большее значение, чем психологический анализ. Судебная речь стала значительно меньше по объему, ей в большей степени стали присущи формы логического развертывания и в гораздо меньшей - средства эмоционального воздействия. Юристами справедливо высказывалось мнение, что «в судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественных произведений». Искусство обвинительной речи в 20-30-е годы XX столетия было представлено в деятельности Н.В. Крыленко (1885-1938), который известен как прокурор РСФСР, а затем и СССР. В качестве государственного обвинителя он выступал на всех крупных политических процессах, В развитии искусства обвинительной речи заметную роль сыграл Р.А. Руденко (1907-1981), с 1953 по 1981 г. занимавший пост Генерального прокурора СССР. Высокая общая и правовая культура, глубокие знания, принципиальность характеризовали оратора. Его обвинительные речи содержали всестороннюю аргументацию, убедительность, строгую логику изложения, глубокий психологический анализ. Всегда четко формулировался тезис, после разностороннего аргументированного анализа действий подсудимых делались четкие выводы.

 

  1. Назначение и отличительные черты судебной речи, отличающие е от других видов публичной речи

 

Разновидностью публичной  речи является судебная монологическая речь. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько  особо по тематике, а тем более  по цели смысловой направленности она  отличается от других жанров публичной речи. Прежде всего судебная ограничена сферой употребления : это узкопрофессиональная речь произносимая только в суде

Ее отправителями могут  быть только прокурор и адвокат их позиция определяется их профессиональным положением. Каждая публичная речь включает в себя «предмет» и «материал». Предмет – это определенная сторона , часть действительности которую характеризует оратор, материал – это факты, дающие основание конкретно говорить об избранном предмете.  «Предметом» судебной речи является то деяние , за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности . «Материал» - обстоятельства , связанные с конкретным преступлением, факты, доказательства.

Мы сказали , что публичная  речь несет слушателям определенную информацию. Судебная же речь менее информативна так как она не содержит новых неизвестных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация рассматриваемая с точки зрения обвинения и защиты.

 

  1. Судебная речь как монолог. Средства диалогизации монолога.

 

 

 Монологичность судебной речи.

. Монолог (от  греч. monos - один + logos - слово, речь = речь  одного) - развернутое высказывание  одного лица. Это организованная  речь, которая требует определенного  речевого воспитания и в которой  ярко проявляется воздействие.  Характерными чертами публичного монолога лингвисты считают преднамеренность воздействия на слушателей и замысел.

Речь участников судебных прений отражает особенности  сферы правовых отношений. Обращенная прежде всего к суду и обвинительная, и защитительная речь осуществляется в условиях непосредственного контакта, ориентирована на установление юридической истины и характеризуется наличием замысла, который в каждом случае обусловливается особенностями конкретного уголовного дела.

В уголовном  процессе судебный оратор может определить замысел как доказательство виновности (невиновности) подсудимого, или как переквалификацию преступления, или как установление смягчающих ответственность обстоятельств, или как обоснование недоказанности преступных действий подсудимого. Нередко замысел судебной речи находит выражение в языковых средствах: Основную свою задачу / я вижу в том / чтобы акцентировать. Сложность освещаемых вопросов не только предполагает развернутое, логичное изложение материалов дела, но и требует, как было сказано, системы убедительных доказательств. Доказательность, аргументированность являются внутренними признаками судебного монолога, вызванными его убеждающим характером, и проявляются в использовании логических доводов, убедительных фактов, а также в определенных языковых формах.

Замысел судебной речи требует таких характеристик, как протяженность речевого отрезка, целенаправленность, композиционная организованность, предметно-смысловая завершенность, т.е. исчерпывающее выражение замысла, которое обеспечивает возможность ответа. Своеобразным ответом на выступления судебных ораторов служит обоснованное, законное судебное решение, в котором аргументированная, убедительная речь находит отражение в квалификации преступления, в определении меры наказания или признании гражданских правоотношений законными (или незаконными).

Информация о работе Шпаргалка по "Риторика"