Шпаргалка по риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:02, шпаргалка

Описание работы

2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи. Становление риторики , как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Первая - политическая. Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия , логографа - составителя речей. Вторая причина – философского толка.

Файлы: 1 файл

Риторика ответы к экзамену.docx

— 64.98 Кб (Скачать файл)

 

29. Целевая установка речи. Классификация речей по цели.

Целевые установки речи политика:

1. воля к власти

2. слава и потребность в успехе

3. личная выгода, материальные и  социальные блага

4. продвижение своих идей в  будущем

5. выполнение своего морального  и общественного долга

6. формирование единомышленников  и союзников

7. получить поддержку при голосовании

8. формирование, создание, поддержание  имиджа, авторитета.

9. получение удовольствия и др.

Классификация речей по цели

  1. ритуально-протокольная. официальное поздравление или приветствие, речь на открытии официального мероприятия .
  2. развлекательная. Как правило, к таким публичным выступлениям относятся речи на банкетах, тосты и пр.
  3. информационная. доклады (в том числе, научные), лекции, объяснения учителей на уроках.
  4. убеждающая. К ней относятся публичные выступления в виде дискуссий и диспутов в научных или политических кругах.
  5. побуждающая. Именно такие выступления проходят на массовых мероприятиях, в том числе митингах и предвыборных мероприятиях. Основная цель таких публичных выступлений: побудить присутствующих к определенному действию

30. Цель речи. Общая и частные. Задача речи.

Частная цель – это умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата.

Общая цель- (информировать, убеждать и т.п.) в речи оратора уточняется и становится задачей речи.

Задача речи - это конкретизация цели, возникающая в определенной ситуации общения.

31. Способы изложения содержания. Описание.

Описание, Повествование, Рассуждение.

Описание  -  выражение статистики, перечисление .

Описание– функционально-смысловой тип речи , сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время.. служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Напр.:"Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата – дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай.

Цель описания   -  представить как внешние так и внутренние признаки особенности предмета, явления, человека,

дать характеристику кому или чему либо.

32. Повествование: понятие, структура, способы организации.

Повествование – это выражение динамики действия.

Повествование– функционально-смысловой тип речи , предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.:

"И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение.

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста – порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы сов. вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т.д.; пришла, зацвели, расцвел, заголубели, зазолотели и др.)

1) в различии видо-временных форм глаголов – описание строится в основном на использовании форм несов. вида, повествование – совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в П. – для О. более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений – для П. нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

П. – тип речи, функционирующий прежде всего в худож. текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Рассуждение: структура, условия использования.

Рассуждение ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Основной сферой употребления Р. является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления.

Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования.

Доказательство, объяснение, предписание.

  1. Приступ, в котором, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии».
  2. Парафразис, или экспозиция, то есть, по словам М.В. Ломоносова, «изъяснение темы через распространение».
  3. Причина, достаточная для доказательства тезиса. Причин может указываться несколько.
  4. Противное, то есть указание на контраргументы (если это не так, то...).
  5. Подобие, которым изъясняется и подтверждается тема.
  6. Пример.
  7. Свидетельство, в котором обычно используется ссылка на авторитет.
  8. Заключение, в котором приводится цитата, афоризм или даётся собственный вывод.

Рассуждение используется для того, чтобы объяснить, убедить, доказать на основе системы доводов и фактического материала, изложить причины и следствия явлений, событий.____________________________________________________________________

34. Риторический канон.

риторический канон – это разработанная в классической риторике модель порождения ораторского выступления, прослеживающая весь путь от возникновения темы и осмысления цели оратора до его выступления перед слушателями.

В классическом каноне риторики пять частей:1) инвенция, изобретение; 2) диспозиция, расположение;3) элокуция, словесное выражение; 4) запоминание;5) произнесение, исполнение._____________________________________________________________

35. Техника речи и её значение в риторике.

Техника речи в риторике  понимается, как владение звучным и чистым произношением.

Техника речи важна для удержания и привлечения внимания  , включает в себя голос, интонацию – повышение и понижение голоса в процессе  произнесения  фразы.

В технике речи очень важна  скорость (100-120 слов в минуту).

36. Методы изложения материала в выступлении.

Теоретический материал излагается в виде увлекательных мини-лекций, сопровождающихся видео-иллюстрациями и примерами из практики. Для отработки техник и приемов работы с аудиторией в тренинге широко применяются практические упражнения, ролевые и деловые игры с использованием метода видеоанализа. Стили поведения ораторов.  Методы изложения материала: индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному), концентрический, ступенчатый, исторический и др.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по риторике